Судья Смирнов С.А. дело № 33-1770/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 16 октября 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Юровой О.В.,
судей Лелекова Н.Г. и Клюкиной О.В.,
при секретаре Вичужаниной Н.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 05 августа 2014 года, которым решение Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 27 мая 2014 года в части возвращения Альмакову А. В. документов без рассмотрения признано незаконным, на Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда принять и зарегистрировать заявление Альмакова А. В. и приложенные к нему документы датой первоначального обращения - 28 апреля 2014 года, выдать ему соответствующую справку о получении документов указанной выше датой первоначального обращения и рассмотреть по существу данное заявление для направления его в ФСИН России.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Лелекова Н.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Альмаков А.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл (далее – УФСИН России по Республике Марий Эл), после уточнения исковых требований просил признать незаконным решение ответчика от 27 мая 2014 года, которым отказано в рассмотрении его заявления от 28 апреля 2014 года и возвращены документы, поданные для рассмотрения вопроса о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязать ответчика в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда принять его заявление от 28 апреля 2014 года с приложенными документами, выдать ему соответствующую справку о получении документов 28 апреля 2014 года и рассмотреть по существу указанное заявление от 28 апреля 2014 года для его направления в ФСИН России.
В обоснование иска Альмаков А.В. указал, что он проходил службу в уголовно-исправительной системе Республики Марий Эл, 31 декабря 2004 года был уволен по выслуге лет с правом на пенсию. Стаж непрерывной службы в уголовно-исправительной системе составляет 10 лет 4 дня. Он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, включен в список нуждающихся с момента подачи заявления - 29 января 1999 года. На протяжении апреля 2014 года он неоднократно обращался в комиссию УФСИН России по Республике Марий Эл по вопросу предоставления единовременной социальной выплаты, однако заявление с приложенными документами не смог передать по причине постоянного отсутствия секретаря комиссии. В связи с тем, что срок действия ряда документов составляет всего один месяц, а затраты на их получение составляют значительную сумму, им было принято решение о направлении заявления с приложенными документами заказной корреспонденцией с уведомлением 28 апреля 2014 года. Заявление было получено ответчиком 02 мая 2014 года. Решением УФСИН России по Республике Марий Эл от 27 мая 2014 года ему было отказано в рассмотрении заявления по вопросу предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возвращены документы. Основанием для принятия указанного решения и возвращения документов послужил тот факт, что его заявление с приложенными документами направлены почтовой корреспонденцией, а не вручено лично секретарю Территориальной подкомиссии. С решением ответчика не согласен, полагает, что такими действиями нарушено его право на обеспечение жилым помещением.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе УФСИН России по Республике Марий Эл просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, указывая на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Заслушав представителя УФСИН России по Республике Марий Эл и ФСИН России Ширшову Л.В. поддержавшую доводы апелляционной жалобы, Альмакова А.В. и его представителя Добровольскую Т.М., просивших оставить решение суда без изменения, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 4).
Правила предоставления такой выплаты утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации № 369 от 24 апреля 2013 года «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации» (далее – Правила).
Согласно пункту 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление с указанием сведений, перечисленных в данном пункте. К заявлению прилагаются документы в соответствии с указанным перечнем.
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6).
Приказом ФСИН России от 29 августа 2013 года № 496 утвержден Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее – Порядок).
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что при предоставлении сотрудниками и гражданами копий документов, установленных пунктом 5 Правил, о наличии условий, необходимых для постановки на учет для получения единовременной выплаты (далее - документы для получения единовременной выплаты), они должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов.
О дате приема рапортов, заявлений о постановке на учет для получения единовременной выплаты, а также документов для получения единовременной выплаты сотрудникам и гражданам выдается справка – пункт 6 Порядка.
В соответствии с пунктом 10 Порядка Территориальные подкомиссии (комиссии территориальных органов ФСИН России) в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее – УИС), граждан Российской Федерации, уволенных со службы в соответствующих учреждениях и органах УИС:
осуществляют следующие функции: принятие документов для получения единовременной выплаты; проверку сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты; подготовку для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты (пункт 10.1);
в целях выполнения возложенных на них функций осуществляют следующие основные полномочия: проводят проверку представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах возвращают их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата; рассматривают в 20-дневный срок со дня регистрации рапорта, заявления на заседаниях Территориальных подкомиссий документы для получения единовременной выплаты в целях принятия решения об их направлении в Комиссию ФСИН России с указанием в протоколах заседаний указанных подкомиссий оснований принятых решений. Ведение Книги учета заявлений возлагается на секретарей комиссий (пункт 10.2).
Из материалов дела следует и это установлено судом, что Альмаков А.В. приказом УФСИН России по Республике Марий Эл от 00.00.00 № ... уволен с 31 декабря 2004 года по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. Стаж службы по состоянию на день увольнения в календарном исчислении составляет 10 лет 00 месяцев 04 дня, в льготном исчислении 14 лет 10 месяцев 23 дня, выслуга лет для начисления пенсии составляет 20 лет 03 месяца 05 дней.
28 апреля 2014 года Альмаков А.В. обратился на имя директора ФСИН России с заявлением (рапортом) с просьбой принять его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, приложив необходимые документы. Рапорт и приложенные к нему документы Альмаков А.В. направил в адрес УФСИН России по Республике Марий Эл почтой 28 апреля 2014 года. Корреспонденция вручена адресату 02 мая 2014 года.
00.00.00 УФСИН России по Республике Марий Эл возвратило Альмакову А.В. поданные им документы без рассмотрения. В обоснование такого решения указано на то, что в соответствии с пунктом 5 Правил и пунктами 5, 6 Порядка заявления и прилагаемые документы предоставляются лично секретарю Территориальной подкомиссии, о дате приема рапортов и документов выдается на руки соответствующая справка.
Разрешая дело, суд правильно исходил из того, что вышеприведенные нормы Правил и Порядка не содержат прямого указания о том, что рапорта, заявления о постановке на учет для получения единовременной выплаты и документы для получения единовременной выплаты должны подаваться сотрудниками и уволенными со службы гражданами только ими лично секретарю Территориальной подкомиссии. Запрета на подачу таких документов в Территориальную подкомиссию с использованием средств почтовой связи нормами действующего законодательства не установлено.
Суд обоснованно указал на то, что такого основания возврата документов для получения единовременной выплаты, как не предоставление их лично секретарю Территориальной подкомиссии, Правилами и Порядком не предусмотрено.
С учетом указанного суд пришел к правильному выводу о том, что у УФСИН России по Республике Марий Эл не имелось законных оснований для возврата документов, поданных Альмаковым А.В. по почте, в связи с чем действия ответчика по возврату этих документов, поданных истцом 28 апреля 2014 года, являются незаконными.
В связи с этим суд правомерно удовлетворил исковые требования о возложении обязанности на УФСИН России по Республике Марий Эл принять заявление истца от 28 апреля 2014 года с приложенными документами и выдать ему соответствующую справку о получении документов 28 апреля 2014 года.
Доводы апелляционной жалобы о том, что пункт 6 Правил, пункты 5, 6 Порядка в совокупности с иными нормами законодательства указывают на то, что документы для получения единовременной выплаты сотруднику (гражданину) необходимо предоставлять секретарю подкомиссии территориального органа только лично (нарочно), а не иным способом их представления, проверялись судом первой инстанции и обоснованно по мотивам, изложенным в решении, были отвергнуты как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
Указание в жалобе о том, что исполнение решения суда может стать невозможным вследствие того, что его исполнение ставится в зависимость от представления Альмаковым А.В. в Территориальную подкомиссию документов, которые ему были возвращены 27 мая 2014 года, судебная коллегия признает несостоятельными. Суд, возлагая обязанность на ответчика в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда принять и зарегистрировать заявление Альмакова А.В. и приложенные к нему документы датой первоначального обращения - 28 апреля 2014 года, обоснованно исходил из добросовестности действий истца, обратившегося в суд за защитой своего нарушенного права.
Согласно пункту 10.2 Порядка в полномочия Территориальной подкомиссии, созданной в УФСИН России по Республике Марий Эл, входит рассмотрение в 20-дневный срок со дня регистрации заявления документов для получения единовременной выплаты в целях принятия решения об их направлении в Комиссию ФСИН России. В связи с этим решение суда в части возложения обязанности на ответчика рассмотреть по существу заявление истца для направления его в ФСИН России, вопреки доводам жалобы, соответствует требованиям действующего законодательства.
Таким образом, доводы жалобы не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними, по своей сути они направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств и исследованных доказательств, для чего оснований судебная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного решение постановлено судом без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 05 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл – без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи О.В. Клюкина
Н.Г. Лелеков