Дело № 2-623/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Чегдомын 11 сентября 2015 года.
Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Руденко Л.В.,
при секретаре Косоговой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Министерству финансов РФ, ОАО « ФИО1 железные дороги», НДОУ « Детский сад №-259» о взыскании с Министерства финансов РФ за счет казны РФ убытки, понесенные по оплате жилого помещения с отоплением и освещением, обязании ЧДОУ Детский сад №259, ОАО «РЖД», Правительство РФ определения порядка назначения льготы
УСТАНОВИЛ:
Тымуш В.И. обратилась в суд с указанным иском ссылаясь на следующие обстоятельства. ФИО2 работает <данные изъяты> в дошкольном учреждении - детский сад №259 и проживает в поселке городского типа. Дошкольное учреждение является некоммерческой организацией, и создано на основании решения совета директоров ОАО «РЖД». Право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и предоставляется в порядке, установленном законодательством РФ. Однако размер, условия порядок возмещения расходов на коммунальные услуги предусмотренные для педагогов образовательных учреждений работающих в сельской местности в настоящий момент не определен. До апреля 2012 года выплаты по данной мере социальной поддержки производились отделом образования администрации Верхнебуреинского района, с апреля 2014 года Тымуш В.И, приходиться каждый раз обращаться в суд за восстановлением нарушенного права. Считает, что понесённые убытки, подлежат взыскании с Министерства Финансов РФ до внесения в действующее законодательство соответствующих изменений. Просит суд взыскать с Министерства Финансов в её пользу убытки понесенные по оплате жилого помещения с отоплением за период с августа 2013 года по июнь 2015 года включительно, в сумме 138 780 руб. Обязать ЧДОУ Детский сад № 259 ОАО «РЖД», ОАО «РЖД» в лице филиала Дальневосточная железная дорога, Правительство РФ определить порядок предоставления льготы.
В судебное заседание истец Тымуш В.И, не прибыла, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
В судебное заседание представитель ответчика ОАО «РЖД» не прибыл просил рассмотреть дело в его отсутствие
Представитель ответчика Детский сад №259 ОАО «РЖД» в судебное заседание не прибыл.
Представитель ответчика Правительства РФ в судебное заседание не прибыл.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ в судебное заседание не прибыл,. просил рассмотреть дело в его отсутствие. Предоставил отзыв в котором просит министерство финансов РФ исключить из числа ответчиков по делу.
Суд рассматривает дело по предоставленным доказательствам на основании действующего законодательства.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
Согласно трудовой книжки ТК-1 № и справки ЧДОУ «Детский сад №259» ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ №217 Тымуш В.И. работает в ЧДОУ «детский сад№259» ОАО «РЖД» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности <данные изъяты> (л.д. 18- 19,20).
Решением Верхнебуреинского районного суда Хабаровского каря от 15.11.2013г. за ФИО2 признано право на получение мер социальной поддержки по бесплатному предоставлению жилого помещения с отоплением и освещением, как педагогическому работнику негосударственного образовательного учреждения.
Согласно уставу частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 259 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» учреждение является некоммерческой организацией, и создано на основании решения совета директоров ОАО «РЖД»
Согласно лицензии от 14.08.2015 № 1948 Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 259 открытого акционерного общества «Российские железные дороги», имеет право образовательной деятельности и образовательным программам, указанным в приложении к настоящей лицензии, при соблюдении зафиксированных в нем контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся, воспитанников.
Из справки администрации Новоургальского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ФИО2 зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> (л.д.21).
В Паспорте ФИО2 указан аналогичный адрес регистрации.
Таким образом, в суде было установлено, что Тымуш В.И. работает с 20ДД.ММ.ГГГГ.ДД.ММ.ГГГГ в ЧДОУ «Детский сад № 259 ОАО «РЖД» <данные изъяты>. Согласно уставу ЧДОУ «Детский сад № 259 ОАО «РЖД» - это негосударственное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 259 открытого акционерного общества «Российские железные дороги», которое является некоммерческой организацией, и создано на основании решения совета директоров ОАО «РЖД».
Изучив материалы дела суд приходит к следующему.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину, в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской федерацией, соответствующим субъектом РФ, муниципальным образованием.
Статьей 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с п. «ж, е, к», ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования и жилищное законодательство отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и по предметам ведения РФ совместно с субъектами РФ.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, вытекающим из статей 1 (часть 1), 6 (часть 2), 17 (часть 3) и 19 Конституции Российской Федерации принципом юридического равенства обусловливается необходимость формальной определенности, точности, ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе действующего правового регулирования; юридическое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы; законоположения, не отвечающие указанным критериям, порождают противоречивую правоприменительную практику, создают возможность их неоднозначного истолкования и, следовательно, произвольного применения и тем самым ведут к нарушению конституционных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов граждан.
В соответствии со ст. 12 Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (закон утратил силу с 01.09.2013г.) действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения, на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
Согласно ст. 12 Закона « Об образовании» 1992г. образовательным является учреждение, осуществляющее общеобразовательный процесс, т.е реализующие одну или несколько образовательных программ и обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся.
Этот Закон действовал до 31 августа 2013г. в период спорных правоотношений и принимается судом для рассмотрения исковых требований о взыскании убытков по оплате жилищно-коммунальных услуг с августа 2013 года по ноября 2013 года.
В судебном заседании установлено, что до апреля 2012г. выплаты производились на основании договору о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений от 11 января 2011г., заключенному между отделом образования администрации Верхнебуреинского муниципального района и НДОУ «Детский сад № 259 ОАО «РЖД», в соответствии с Законом Хабаровского края от 20.12.2006 г. № 90 Отдел образования осуществлял перечисление денежных средств за предоставленные жилищно-коммунальные услуги педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) ООО «МСО» на основании договора б/н от 01.01.2011г. путем перечисления денежных средств за потребленную электроэнергию на расчетные счета педагогических работников на основании предоставленных оплаченных квитанций за потребленную ими электроэнергию.
Право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и предоставляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Поскольку право педагогических работников, проживающих в сельской местности, на возмещение расходов по оплате ЖКУ является федеральной мерой социальной поддержки, она должна предоставляться в порядке, предусмотренном федеральным законодательством за счет средств федерального бюджета.
Так как право педагогических работников на возмещения расходов в денежной форме, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), является федеральной мерой социальной поддержки и должна предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, то наделение субъектов РФ правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки вышеуказанной категории граждан, направлено на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот для работников образования.
Согласно ст. 84 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с учетом изменений и дополнений) расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 85 ч.1 расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате- принятия законов и ( или) иных нормативных правовых документов субъекта РФ а также заключения субъектом РФ ( от имени субъекта РФ) договоров при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам ведения субъектов РФ, принятии законов и ( или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ договоров при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 и 5 ст. 26.3 Федерального Закона « Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».
Согласно п. 4 ст. 26.1 Федерального закона от 06.10.1999г. №-184-ФЗ « Об общих принципах организации законодательных ( представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что Федеральные законы, договоры о разграничении полномочий и соглашения, определяющие полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий, не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также должны соответствовать другим требованиям, установленным настоящим Федеральным законом. Указанные требования распространяются также на указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.
Действующим законодательством не отменено право педагогических работников негосударственных общеобразовательных дошкольных учреждений на получение указанной социальной поддержки, как и государство не отменяло и не приостанавливало действие Закона «Об образовании в Российской Федерации» в связи, с чем расходы по предоставлению льгот отдельным категориям граждан, должны быть возложены на Российскую Федерацию в лице соответствующего финансового органа Министерство Финансов Российской Федерации.
Таким образом, Тымуш В.И. имеет право на получение указанной льготы. Такое право Тымуш В.И. ни кем из сторон не оспаривается, более того это право признано за Тымуш В.И. решением суда которое вступило в силу и имеет преюдициальное значение при рассмотрении данного спора.
Как следует, из представленной Справки-расчёт с расшифровкой по услугам и представленным квитанциям Тымуш В.И. начислено:
- в апреле 2013 года 1733,50 руб., из них ХВС 39,78 руб., канализация 74,93
руб. оплачено 1 615 руб.;
- в сентябре 2013 года 2 077,63 руб., из них ХВС 159,12 руб., канализация 299,72 руб. оплачено 1733 руб.;
- в октябре 2013 года начислено 6 368,10 руб., из них ХВС 79,56 руб. канализация 149,86 руб. оплачено 2077руб.
Льгота представляет собой – компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, в том числе подлежит возмещению и оплаченная истцом услуга по начислению ОДН за отопление, что исключает оплату за воду и канализацию, следовательно, подлежат оплате -
- за август 2013 года 1 500,29 руб.;
- за сентябрь 2013 года – 1 274,16 руб.;
- за октябрь 2013 года – 1 847,58 руб.
Всего за указанный период подлежит взысканию 4622,03 руб. за оплату ЖКУ.
Согласно представленной ведомости ОАО «ДЭК» и квитанциям предоставленным истцом, Тымуш В.И. оплатила электроэнергию:
- за август 2013 года – 1000 руб.;
- за сентябрь 2013 года – 1200 руб.;
- за октябрь 2013 года – 1200 руб.;
Всего за указанный период подлежит взысканию 3 400 руб. за оплату электроэнергии.
Итого за период с августа 2013 года по октябрь 2013 года подлежит взысканию 8022,03 руб. за оплату ЖКУ и электроэнергии.
Согласно ст. 111 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации" настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2013 года.
В силу ч.8 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации" Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановление Правительства РФ от 26 октября 2013 г. N 963
"О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)" установлено, что педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), ежемесячную компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размере 1 200 рублей.
Таким образом, за период с ноября 2013 года по июнь 2015 года подлежит взысканию указанные убытки в размере 1 200 руб. в месяц.
Исходя из расчёта 1200 руб. * 20 (месяцев) = 24 000 руб.
Всего за период указанный в иске подлежит взысканию компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освящения в размере 32022,03 руб.
В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случае, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежи возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган или гражданина.
Рассматривая требования об обязании ответчиков разработать порядок предоставления данной льготы суд не находит оснований для их удовлетворения по следующим основаниям.
Заявляя требования об обязании разработать порядок данной льготы, истец фактически оспаривает бездействия ответчиков, в т.ч. Правительства РФ по не разработке порядка предоставления данной льготы для работником негосударственных образовательных учреждениях.
Оспаривание такого бездействия может рассматриваться судом в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ - производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих и рассматривается в рамках производства, вытекающего из публичных правоотношений. При таких обстоятельствах суд не имеет законных оснований для рассмотрения данного требования в рамках искового производства и удовлетворения данного требования.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО2 убытки, понесенные по оплате жилого помещения с отоплением и освещением за период с августа 2013 года июнь 2015 года включительно в сумме 32 022 (тридцать две тысячи двадцать два) рубля 03 копейки.
В остальных заявленных требованиях отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Верхнебуреинский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 11 сентября 2015г.
Судья Л.В. Руденко