Решение по делу № 2а-2535/2016 от 11.08.2016

Дело № 2а-2535/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 ноября 2016 года город Соликамск

Соликамский городской суд в составе председательствующего судьи Шатуленко И.В.,

с участием заместителя Березниковского межрайонного природоохранного прокурора Курбатова С.В.

представителя административного ответчика – Новосельцева В.С., действующего на основании доверенности,

представителя заинтересованного лица ООО «ПМК-11» - Болтунова И.И., действующего на основании доверенности,

при секретаре Захваткиной О.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора, предъявленного в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному образованию «Соликамский городской округ» в лице администрации города Соликамска о возложении обязанности совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

    Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском, предъявленным в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному образованию «Соликамский городской округ» в лице администрации города Соликамска Пермского края о возложении обязанности совершить определенные действия. В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды при осуществлении деятельности по сбору, складированию (размещению) снега с улично-дорожной сети, рекультивации земельных участков под снегосвалками. В нарушение Правил благоустройства и содержания территории г. Соликамска, п.3.2., п. 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03, администрацией г. Соликамска вывоз загрязненного противогололедной смесью, отходами, химическими веществами от эксплуатации транспорта, снега, собираемого вдоль дорог после механизированной их очистки, в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, не организован. Загрязненные снежные массы размещались, в том числе, на земельном участке с кадастровым , расположенном по адресу: <...>, в районе городского кладбища северной части города, общей площадью <данные изъяты> м2. Согласно письму администрации г. Соликамска от <дата>, убранный с территории Соликамского городского округа снег вывозится на площадки для временного складирования снега, в том числе, на земельный участок в районе городского кладбища северной части города Соликамска, общей площадью <данные изъяты> м2. В соответствии с актом по уборке территории от <дата> данный земельный участок был очищен от мусора и посторонних предметов. Загрязненные снежные массы складируются на участок местности без обваловки, предотвращающей попадания талых вод на прилегающую территорию и ближайшие поверхностные водные объекты, не организован водосбор и локальные очистные сооружения сточных, талых вод, поверхность не имеет искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие. Засорение почв придорожных полос, согласно докладу «О состоянии и об охране окружающей среды Пермского края в 2013 году» Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, является негативной тенденцией на территории края. При таянии снега происходит перенос загрязняющих веществ на землю, водосборные территории реки Кама, иные водные объекты, и их загрязнение в черте населенного пункта. Не принятие мер по организации уборки загрязненного снега в соответствие с требованиями федерального законодательства администрацией города Соликамска нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации. Просит суд возложить на административного ответчика – Соликамский городской округ Пермского края в лице администрации города Соликамска, обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать сбор и вывоз загрязненного снега вдоль автомобильных дорог местного значения после их механизированной очистки в соответствии с требованиями федерального законодательства; незамедлительно с момента вступления решения суда в законную силу не допускать размещение загрязненных снежных масс на земельном участке с кадастровым , расположенном по адресу: <...>, в районе городского кладбища северной части города, общей площадью <данные изъяты> м2, до момента обустройства открытой площадки в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03.

В ходе рассмотрения дела заместитель Березниковского межрайонного природоохранного прокурора - Курбатов С.О. уточнил исковые требования: просил возложить на муниципальное образование «Соликамский городской округ» в лице администрации города Соликамска Пермского края обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать сбор и вывоз загрязненного снега вдоль автомобильных дорог местного значения после их механизированной очистки в соответствии с требованиями статей 3,11,39,51 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 1,8,11,12 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статей 21,22,39 Закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьи 12 Закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Правил благоустройства на территории Соликамского городского округа, пунктов 3.2, 3.7 СанПин 2.1.2.1322-03. Возложить на муниципальное образование «Соликамский городской округ» в лице администрации города Соликамска Пермского края обязанность незамедлительно с момента вступления решения в законную силу не допускать размещение загрязненных снежных масс на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <...>, в районе городского кладбища северной части города общей площадью <данные изъяты> кв.м. до момента обустройства открытой площадки в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами 2.1.7.1322-03.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор на удовлетворении иска настаивал по доводам и основаниям, изложенным в заявлении и уточнениях к нему.

Представитель административного ответчика – Новосельцев В.С., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях и дополнениях к ним (л.д. 33-35).

Представитель заинтересованного лица ООО «ПМК-11» - Болтунов И.И., действующий на основании доверенности, исковые требования полагал не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. Пояснил, что содержание автомобильных дорог на территории г. Соликамска, в том числе с зимний период осуществляет ООО «ПМК-11»на основании договора подряда от <дата>, заключенного с ЗАО «Перминжсельстрой». Убранный с проезжей части автомобильных дорог в <дата> г. загрязненный снег не вывозился на площадку, предназначенную для временного складирования снега и расположенную в северной части города Соликамска в районе городского кладбища.

Заинтересованное лицо – МБУ «Управление благоустройства» явку представителя в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом.

Привлеченное к участию в деле в качестве ответчика ЗАО «Перминжсельстрой» представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом. В ранее направленных возражениях исковые требования не признало. Полагает, что ЗАО «Перминжсельстрой» является ненадлежащим ответчиком по данному делу, исходя из следующего. ЗАО «Перминжсельстрой» осуществляет работы по содержанию улиц г.Соликамска на основании муниципального контракта от <дата>, заключенного с Муниципальным бюджетным учреждением «Управление благоустройства г. Соликамска» (далее - контракт). Данным контрактом предусмотрены обязанности ЗАО «Перминжсельстрой», как подрядчика. При выполнении работ ЗАО «Перминжсельстрой» обязано руководствоваться исключительно положениями указанного контракта, иные работы по содержанию, не предусмотренные муниципальным контрактом, ЗАО «Перминжсельстрой» выполнять не обязано, как и не обязано обеспечивать соответствие работ каким-либо иным требованиям, не предусмотренным контрактом. Перечень видов и объемов выполняемых по контракту работ содержится в техническом задании, являющемся приложением к контракту.

Согласно техническому заданию (п. 9 Требований к зимнему содержанию) вывоз снега должен осуществляться в специально отведенные площадки для складирования снега. Перечень таких площадок, утвержденных Заказчиком, содержится в приложении к контракту (таблица , таблица ): площадка для складирования снега в Южной части города площадью <данные изъяты> кв.м., площадка для складирования снега в районе городского кладбища в Северной части города площадью <данные изъяты> кв.м., всего площадью <данные изъяты> кв.м.

На сегодняшний день площадка для складирования снега в Южной части города площадью <данные изъяты> кв.м, не является действующей и не используется подрядчиком.

Спорная площадка, в соответствии с условиями контракта, подлежит летнему и зимнему содержанию.

Конкретный перечень работ по зимнему содержанию раскрыт в разделе 14 технического задания (Содержание площадок для складирования снега) и именуется как содержание площадки для складирования снега в Северной части города. Сущность этого вида работ заключается в выполнении с помощью отвала бульдозером действий при размещении на земельном участке снежных масс, обеспечивающих достаточность площади указанного земельного участка для размещения складируемых снежных масс в течение всего периода (сезона) зимнего содержания.

Перечень работ по летнему содержанию раскрыт в разделе 15 технического задания. Согласно этому разделу, в обязанности подрядчика входят 2 вида работ, а именно: очистка территории от мусора, а также планировка территории тракторами. Факт выполнения данных работ по итогам летнего содержания подтверждается актом по уборке территорий, отведенных под складирование снега с дорог СГО (акт прилагается). Иные работы по содержанию площадок для складирования снега в обязанности подрядчика не входят.

В соответствии с п.25 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы благоустройства территории городского округа относятся к компетенции органов местного самоуправления.

Согласно ч.1 ст. 13 Земельного кодекса в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, а также проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.

На территории города Соликамска действуют Правила благоустройства территории Соликамского городского округа, утвержденные решением Соликамской городской Думы от <дата> (далее - Правила). Данными Правилами предусмотрено следующее: Настоящие Правила действуют на всей территории Соликамского городского округа (далее - СГО), обязательны для исполнения и соблюдения всеми физическими и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы (пункт 1.2 Правил).

Администрация города Соликамска обеспечивает организацию исполнения настоящих Правил на территории Соликамского городского округа через свои структурные подразделения и отраслевые (функциональные) органы администрации города, в том числе путем информирования населения и организаций СГО об установленных требованиях в сфере благоустройства и содержания территорий, путем решения вопросов местного значения относящихся к полномочиям администрации города в форме издания индивидуальных муниципальных правовых актов, принятия программ и иных формах, установленных законодательством Российской Федерации; путем осуществления контроля за соблюдением настоящих Правил гражданами, индивидуальными предпринимателями и организациями городского округа, независимо от их формы собственности.

Исполнение настоящих Правил в отношении земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами местного значения, набережными, скверами, бульварами, парками, водными объектами, пляжами и другими объектами, обеспечивается администрацией города путем утверждения муниципального задания муниципальному бюджетному учреждению «Управление благоустройства г. Соликамска» (далее - Учреждение) и предоставления Учреждению субсидий из бюджета Соликамского городского округа на выполнение муниципального задания (пункт 1.4 Правил).

Физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять содержание и уборку территории земельного участка, принадлежащего им на праве собственности или ином вещном обязательственном праве, в объеме, предусмотренном действующим законодательством и самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств.

Содержание и организация уборки иных территорий, находящихся в муниципальной собственности осуществляется администрацией города Соликамска.

Из содержания указанных пунктов Правил следует, что физические и юридические лица несут ответственность только за содержание и уборку земельных участков, принадлежащих им на каком-либо праве (собственность, аренда и т.д.). Спорный земельный участок не принадлежит ЗАО «Перминжсельстрой» ни на каком праве, и используется для складирования снежных масс исключительно по указанию заказчика в соответствии с условиями контракта.

За содержание и уборку территорий, находящихся в муниципальной собственности, в том числе спорного земельного участка, несет ответственность администрация города Соликамска либо, как следует из пункта 1.4. Правил, муниципальное бюджетное учреждение «Управление благоустройства г. Соликамска».

Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В силу статьи 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно ч. 1 ст. 9, ст. 42 и ст. 58 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Согласно п. 1 ст. 11 Закона № 7-ФЗ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу п. 1 и п. 2 ст. 39 Закона № 7-ФЗ, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 51 Закона № 7-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В силу ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках).

Согласно от. 11 Закона № 89-ФЗ, юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

В силу положений ст. 12 Закона № 89-ФЗ, отходы подлежат размещению на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов (полигонах).

В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы благоустройства территории городского округа относятся к компетенции органов местного самоуправления.

Согласно п. 3 ст. 8 Закона № 89-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.

Порядок содержания и уборки городских территорий в зимний период, требования при выполнении уборочных работ, обеспечивающих чистоту и необходимые условия для безопасного движения транспортных средств, пешеходов, ответственность за нарушение санитарного содержания и благоустройства городских территорий определены Решением Соликамской городской Думы от <дата> «Об утверждении Правил благоустройства территории Соликамского городского округа».

В соответствии с п. 3.6.5. Правил, уборку территории г. Соликамска в осенне-зимний период рекомендуется производить с 15 октября по 14 апреля. Уборка территории в осенне-зимний период предусматривает уборку и вывоз мусора, снега и льда, грязи, посыпку улиц экологически безопасным противогололедным материалом.

Согласно и. 3.6.8. Правил, посыпку улиц экологически безопасным противогололедным материалом, как правило, следует начинать в период интенсивного снегопада (10-15 см свежевыпавшего снега в сутки) и расчищать проходы для движения пешеходов.

В силу пункта 3.6.11. Правил, вывоз снега осуществлять только на специально отведенные места отвала, определенные на основании постановления администрации города Соликамска.

Места отвала снега необходимо обеспечить удобными подъездами, необходимыми механизмами для складирования снега.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона № 257-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Состав и виды работ, выполняемых при содержании автомобильных дорог, установлены Классификатором работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утверждённому приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402.

В соответствии с подп. 4, 6, 8 п. 7 данного Классификатора в состав работ по зимнему содержанию входят: механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скользкостью, уборка снежных валов с обочин; погрузка и вывоз снега, в том числе его утилизация; регулярная очистка от снега и льда элементов обустройства, в том числе автобусных остановок, павильонов, площадок отдыха, берм дорожных знаков, ограждений, тротуаров, пешеходных дорожек и других объектов.

В соответствии со ст. 21, п. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п. 1 и п. 3 ст. 39 Закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с п. 3.2. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80 «О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03», временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках.

В силу п. 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;

поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников - накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);

поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);

по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;

поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

Аналогичные требования к снегосвалкам сформулированы и в методических рекомендациях по охране окружающей среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (ОДМ 218.3.0312013, распоряжение Росавтодора от 24.04.2013 № 600-р).

В соответствии с федеральным классификатором отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445, отходы от зимней уборки улиц имеют код 73121000000, свидетельствующий о неопределенности класса опасности отхода.

В судебном заседании установлено, что <дата> между МБУ «Управление благоустройства г. Соликамска» и ЗАО «Перминжсемьстрой» заключен контракт на выполнение работ по реализации отдельных мероприятий муниципальной программы «Развитие инфраструктуры и комфортной городской среды Соликамского городского округа» на 2015-2017 года» , предметом которого наряду с прочими является текущее содержание автомобильных дорог и элементов благоустройства (л.д. 36-41).

Из технического задания, являющегося Приложением к вышеуказанному контракту, следует, что зимнее содержание дорог осуществляется в период с 15 октября по 14 апреля каждого календарного года (2015-2017 гг. включительно) (л.д. 42-68).

Перечень площадок для складирования снега, подлежащих зимнему содержанию, приведен в таблице Технических условий и предусматривает площадку для складирования снега в южной части города площадью <данные изъяты> кв.м., и площадку для складирования снега в районе городского кладбища в Северной части города площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д. 68)

Мероприятия по содержание проезжей части дорог в зимний период включают в себя механизированную обработку проезжей части дорог противогололедными материалами; механизированная очистка проезжей части дорог а/грейдером; очистка обочин, раздвижка снежных валов, уборка снега с дорог шнекорторными снегоочистителями; очистку проезжей части усовершенствованных покрытий от снега, наката, снежно-песчано-солевой массы, ликвидации зимней скользкости ( таблицы , )

Вывоз снега должен осуществляться в специально отведенные площадки для складирования снега (п.9. таблица )

Согласно Приложению к Техническому заданию при выполнении работ по обработке (подсыпке) дорог противогололедным материалом используется пескосоляная смесь.

<дата> между ЗАО «Перминжсельстрой» и ООО «ПМК-11» заключен договор подряда на выполнение работ по реализации отдельных мероприятий муниципальной программы «Развитие инфраструктуры и комфортной городской среды Соликамского городского округа» на 2015-2017 года» , предметом которого наряду с прочими является текущее содержание автомобильных дорог и элементов благоустройства.

Судом установлено, что в нарушение ст.ст. 9, 42, 58 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 3, 11, 39, 51 Закона № 7-ФЗ, ст. 1, 8, 11, 12 Закона № 89-ФЗ, ст.ст. 21, 22, 39 Закона № 52-ФЗ, ст. 16 Закон № 131-ФЗ, ст. 13 Закона № 257-ФЗ, ст. 12 Закона № 196-ФЗ, Правил благоустройства и содержания территории города Соликамска, п. 3.2., п. 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03, администрацией г. Соликамска вывоз загрязнённого противогололёдной смесью, отходами, химическими веществами от эксплуатации транспорта, снега, собираемого вдоль дорог после механизированной их очистки, в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, не организован, загрязнённые снежные массы размещались, в том числе на земельном участке с кадастровым , расположенном по адресу: <...>, в районе городского кладбища северной части города, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Так, согласно информации, содержащейся в письме администрации города Соликамска от <дата>, убранный с территории Соликамского городского округа в 2015-2016 г. снег вывозился на площадки для временного складирования снега, в том числе и на земельный участок, расположенный в районе городского кладбища северной части города Соликамска, общей площадью <данные изъяты> кв.м. в рамках исполнения контракта от <дата> (л.д. 12-13)

В соответствии с актами по уборке территорий, отведенных под складирование снега с дорог СГО, от <дата>. <дата>, <дата> земельный участок в районе городского кладбища северной части города Соликамска был очищен от мусора и посторонних предметов. (л.д. 18,19,95)

Из справки обследования земельного участка и приложенной к ней фототаблицы, составленных заместителем Березниковского межрайонного природоохранного прокурора <дата>, следует, что на земельном участке, расположенном в районе городского кладбища в северной части города Соликамска, размещены загрязненные снежные массы. На снежных массах установлено наличие бытового мусора – пластиковых бутылок, полиэтиленовых пакетов. Снег загрязнен твердым веществом темно-коричневого цвета, похожего на песчано-соляную смесь. Загрязненные снежные массы размещены на открытой, не приспособленной для складирования и хранения площадке насыпью (навалом); не обеспечена защита поверхности от воздействия атмосферных осадков и ветров; отсутствует искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие, обваловка и обособленная сеть ливнестоков с очистными сооружениями (л.л. 20-26)

Вышеуказанные доказательства опровергают пояснения представителя ООО «ПМК-11» о том, что убранный с территории автомобильных дорог Соликамского городского округа в 2015-2016 г. загрязненный снег не вывозился на площадку, предназначенную для временного складирования снега и расположенную в северной части города Соликамска в районе городского кладбища.

Согласно справки об обследовании земельного участка, составленной <дата> заместителем Березниковского межрайонного природоохранного прокурора при участии представителей ЗАО «Пермнжсемьстрой», МБУ «Управление благоустройства г. Соликамска», и фототаблицы, на земельном участке, расположенном в районе городского кладбища северной части города Соликамска, специализированная площадка для складирования и хранения снежных масс, собираемых при зимней механизированной очистке автомобильных дорог от снега, отсутствует: не обеспечена защита поверхности от воздействия атмосферных осадков и ветров; отсутствует искусственное водонепроницаемое и химические стойкое покрытие, обваловка и обособленная сеть ливнестоков с очистными сооружениями (л.д. 95, 96-97)

То есть, из совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела, судом установлено, что загрязнённые снежные массы, убранные с территории дорог Соликамского городского округа, складируются на участок местности без обваловки, предотвращающей попадания талых вод на прилегающую территорию и ближайшие поверхностные водные объекты, не организован водосбор и локальные очистные сооружения сточных, талых вод, поверхность не имеет искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие.

Факт отсутствия на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <...>, в районе городского кладбища северной части города общей площадью <данные изъяты> кв.м. открытой площадки, отвечающей требованиям п. 3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.1.7.1322-03, представителем административного ответчика в судебном заседании не оспаривался.

Доводы представителя администрации г. Соликамска о том, что автомобильные дороги, расположенные на территории Соликамского городского округа, в зимний период посыпаются экологически безопасной песчано-гравильной смесью, являются голословными и опровергаются письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела.

Ссылку представителя администрации г. Соликамска на п.2.1 Постановления Главного санитарного врача РФ № 144 о 16.06.2003 г. «Об утверждении Санитарных правил СП 2.1.7.1386-03» суд считает несостоятельной, поскольку в соответствии с федеральным классификатором отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от <дата> , отходы от зимней уборки улиц имеют код 73121000000, свидетельствующий о неопределенности класса опасности отхода.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Засоление почв придорожных полос, согласно докладу «О состоянии и об охране окружающей среды Пермского края в 2013 году» (стр. 56) Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, является негативной тенденцией на территории края.

При таянии снега происходит перенос загрязняющих веществ на землю, водосборные территории реки Кама, иные водные объекты, и их загрязнение в черте населенного пункта.

Непринятие мер по организации уборки загрязненного снега в соответствие с требованиями федерального законодательства администрацией города Соликамска нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В силу п. 2 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, иными способами, предусмотренными законом.

В силу п. 2 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.

Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 и подпунктами 1, 2, 4 пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения городского округа.

Несоблюдение вышеперечисленных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к обращению с опасными отходами производства и потребления, ведет к причинению вреда окружающей среде, чем нарушаются конституционные права человека на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации.

Поскольку администрацией города Соликамска не выполняются обязанности, возложенные на неё Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об охране окружающей среды», Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», такая обязанность подлежит возложению на ответчика в судебном порядке.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании вышеизложенного, исковые требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора, предъявленные в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному образованию «Соликамский городской округ» в лице администрации города Соликамска о возложении обязанности организовать сбор и вывоз загрязненного снега вдоль автомобильных дорог местного значения после их механизированной очистки в соответствии с требованиями статей 3,11,39,51 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 1,8,11,12 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статей 21,22,39 Закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьи 12 Закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Правил благоустройства на территории Соликамского городского округа, пунктов 3.2, 3.7 СанПин 2.1.2.1322-03, возложении обязанности незамедлительно с момента вступления решения в законную силу не допускать размещение загрязненных снежных масс на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <...>, в районе городского кладбища северной части города общей площадью <данные изъяты> кв.м. до момента обустройства открытой площадки в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами 2.1.7.1322-03, являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

С учетом характера возложенной на обязанности, объема работы, подлежащей выполнению, суд считает необходимым установить административному ответчику срок исполнения решения суда в части исполнения обязанности по организации сбора и вывозы загрязненного снега в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды – в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Возложить на муниципальное образование «Соликамский городской округ» в лице администрации города Соликамска Пермского края обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать сбор и вывоз загрязненного снега вдоль автомобильных дорог местного значения после их механизированной очистки в соответствии с требованиями статей 3,11,39,51 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 1,8,11,12 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статей 21, 22, 39 Закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьи 12 Закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Правил благоустройства на территории Соликамского городского округа, пунктов 3.2, 3.7 СанПин 2.1.2.1322-03.

Возложить на муниципальное образование «Соликамский городской округ» в лице администрации города Соликамска Пермского края обязанность незамедлительно с момента вступления решения в законную силу не допускать размещение загрязненных снежных масс на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <...>, в районе городского кладбища северной части города общей площадью <данные изъяты> кв.м. до момента обустройства открытой площадки в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами 2.1.7.1322-03.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с 23 ноября 2016 года.

Председательствующая И.В.Шатуленко

2а-2535/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Березниковский природоохранный прокурор
Ответчики
СГО ПК в лице администрации Соликамского городского округа ПК
Другие
ЗАО "Перминжсельстрой"
МБУ "Управление благоустройства г. Соликамска"
ООО "Соликамская ПМК-11"
Суд
Соликамский городской суд Пермского края
Дело на странице суда
solikam.perm.sudrf.ru
11.08.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
11.08.2016[Адм.] Передача материалов судье
11.08.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
11.08.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.08.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.09.2016[Адм.] Судебное заседание
10.10.2016[Адм.] Судебное заседание
31.10.2016[Адм.] Судебное заседание
17.11.2016[Адм.] Судебное заседание
23.11.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.11.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.11.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее