Дело № 2а-8721/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23.12.2016 г. г. Пермь
Судья Свердловского районного суда г. Перми Лучникова С.С.,
при секретаре судебного заседания Чернышевой К. Н.,
с участием представителя административного ответчика Трефилов М.Г., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> административное дело по административному исковому заявлению Муравьева Д. Н. к Администрации Свердловского района <адрес> о признании незаконными действий по требованию о демонтаже нестационарного торгового объекта, взыскании расходов по оплате государственной пошлины,
УСТАНОВИЛ:
Муравьев Д.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Свердловского района <адрес> о признании незаконными действий по требованию о демонтаже нестационарного торгового объекта, взыскании расходов по оплате государственной пошлины. Свои требования мотивировал тем, что в его адрес поступило объявление от Администрации Свердловского района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о демонтаже нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: <адрес>.
Срок демонтажа установлен до ДД.ММ.ГГГГ Требование о демонтаже получено Муравьевым Д.Н. ДД.ММ.ГГГГ Данный объект располагается законно на основании Договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ с -ОРГАНИЗАЦИЯ- Полагает, что имеют место быть незаконные действия ответчика по воспрепятствованию ФИО1 в реализации права на размещение нестационарного торгового объекта. На основании изложенного, просит признать незаконным действия <адрес> по требованию о демонтаже нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: <адрес>. Взыскать с административного ответчика в пользу административного истца расходы на оплату государственной пошлины в размере -СУММА-.
Административный истец в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика в судебном заседании административные исковые требования не признал в полном объеме, доводы отзыва на административное исковое заявление поддержал.
Представитель третьего лица -ОРГАНИЗАЦИЯ- в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещался судом в предусмотренном законом порядке.
Суд, выслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом, как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как следует из материалов дела, Муравьевым Д.Н. размещен нестационарный торговый объект по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес>, на нестационарный торговый объект по адресу: <адрес>, размещено объявление № с требованием о добровольном демонтаже объекта в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Ранее факт незаконного размещения спорного нестационарного торгового объекта был зафиксирован администрацией района в ДД.ММ.ГГГГ. (акт от ДД.ММ.ГГГГ)
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются положениями Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона N 381-ФЗ правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 3 Закона N 381-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
На основании ч. 3 названной статьи схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 11 Земельного кодекса РФ и статье 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений.
В соответствии с положениями пункта 6 статьи 10 Закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Судом из материалов дела установлено, что Постановлением администрации <адрес> от 27.09.2012г. № 572 была утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории <адрес>, согласно которой нестационарный торговый объект, расположенный по адресу: <адрес> используемый Муравьевым Д.Н. в схему не включен.
Администрация Свердловского района <адрес> как территориальный орган администрации <адрес> обладает специальной правоспособностью и действует на основании Типового положения о территориальном органе администрации <адрес>, утвержденного решением Пермской городской Думы № 7 от 29 января 2013 г. (Далее - Типовое положение).В соответствии с пунктами 3.2.8.6.; 3.2.8.7.; 3.2.8.8. Типового положения в сфере потребительского рынка: проводит мероприятия по выявлению, постановке на учет, демонтажу, перемещению и хранению, транспортированию и захоронению либо утилизации самовольно установленных и незаконно размещенных нестационарных торговых объектов и автостоянок открытого типа на территории района (поселка Новые Ляды) в установленном порядке и выступает в судах общей юрисдикции, арбитражных судах в качестве истца, ответчика и третьего лица по искам, связанным с взысканием расходов на осуществление мероприятий по демонтажу, перемещению и хранению таких объектов; выдает владельцам нестационарных торговых объектов и автостоянок открытого типа требования о добровольном демонтаже самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов; организует принудительный демонтаж, перемещение и хранение, транспортирование и захоронение либо утилизацию самовольно установленных и незаконно размещенных рекламных конструкций на территории района (поселка Новые Ляды) и выступает в судах общей юрисдикции, арбитражных судах в качестве истца, ответчика и третьего лица по искам, связанным с взысканием расходов на осуществление мероприятий по демонтажу, перемещению и хранению таких объектов.
Указанные полномочия реализуются администрацией района в соответствии с Положением о порядке выявления и демонтажа самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов на территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 08.11.2005 № 192 (Далее - Положение о демонтаже).
Положение о демонтаже в силу п. 1.2 обязательно для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.
Под самовольно установленным движимым объектом понимается движимое имущество, расположенное на соответствующей территории (недвижимом имуществе), указанной (указанном) в п. 1.3 Положения о демонтаже, без предусмотренных законодательством и/или нормативными правовыми актами <адрес> правовых оснований (п. 1.4 Положения о демонтаже).
Раздел 2 Положения о демонтаже посвящен порядку выявления и учета самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов.
Согласно п. 2.2 Положения о демонтаже уполномоченный орган (к которому согласно п. 2.1 относится, в том числе, территориальный орган) в течение десяти рабочих дней, а в отношении нестационарных торговых объектов, являющихся временными конструкциями и передвижными сооружениями, в течение трех рабочих дней после дня получения информации, указанной в пункте 2.1 Положения о демонтаже, производит проверку данной информации, в ходе которой проверяет наличие объектов, а также устанавливает, являются ли они самовольными (незаконными).
По результатам указанных мероприятий уполномоченный орган составляет акт проверки. В данном акте отражается факт выявления самовольного (незаконного) объекта или сведения о законности размещения объекта на соответствующей территории.
Самовольные (незаконные) объекты в течение трех рабочих дней после дня составления акта. проверки, устанавливающего факт выявления самовольного (незаконного) объекта, подлежат постановке на учет для организации их демонтажа и освобождения территории, занятой такими объектами (п. 2.3 Положения о демонтаже).
Учет выявленных самовольных (незаконных) объектов осуществляется администрацией <адрес> посредством включения сведений о данных объектах в Единый реестр самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов, выявленных на территории <адрес>, в порядке, установленном администрацией <адрес> (п. 2.4 Положения о демонтаже).
Пунктом 2.5 Положения о демонтаже регламентирован порядок уведомления, объявления о добровольном демонтаже объекта в срок, установленный пунктом 2.7 Положения о демонтаже (десять рабочих дней после дня размещения на Официальном сайте объявления с требованием о добровольном демонтаже самовольного (незаконного) объекта).
Также Положением о демонтаже предусмотрено продление строка добровольного демонтажа территориальным органом, по заявлению владельца объекта, при наличии документов подтверждающих право на такой объект (в том числе содержащих данные, позволяющие идентифицировать объект (ссылка на заводской и (или) инвентарный номер, описание технических параметров объекта и так далее), но не более чем на пять рабочих дней, за исключением нестационарных торговых объектов, являющихся временными конструкциями, передвижными сооружениями, срок добровольного демонтажа которых не может быть продлен (п. - 2.7. Положения о демонтаже).
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Данной совокупности в рассматриваемом случае не имеется, действия администрации Свердловского района <адрес> по требованию о демонтаже нестационарного торгового объекта являются законными и обоснованными. Каких-либо доказательств нарушения прав административного истца суду при рассмотрении дела представлено не было, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для признания действий администрации Свердловского района <адрес> по требованию о демонтаже нестационарного торгового объекта незаконными. Доводы административного искового заявления о том, что нестационарный торговый объект, располагается по адресу: <адрес> законно, на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с -ОРГАНИЗАЦИЯ- являются несостоятельными, поскольку ничем не подтверждены. Административным истцом указанный договор аренды в материалы дела не представлен.
В настоящее время нестационарный торговый объект, расположенный по адресу: <адрес> демонтирован.
С учетом изложенного суд считает необходимым в удовлетворении требований Муравьева Д.Н. о признании незаконными действий Администрации Свердловского района <адрес> по требованию о демонтаже нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: <адрес>, взыскании расходов по оплате государственной пошлины, отказать в полном объеме. Суд разрешил дело на основе представленных доказательств, в рамках заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Муравьева Д. Н. к Администрации Свердловского района <адрес> о признании незаконными действий по требованию о демонтаже нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: <адрес>, взыскании расходов по оплате государственной пошлины, отказать в полном объеме.
Решение в апелляционном порядке может быть обжаловано сторонами в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд города Перми, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья/подпись/
Копия верна:
Судья С. С. Лучникова
Мотивированное решение в полном объеме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.