дело № 2-2445/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
14 сентября 2016 года город Бугульма
Бугульминский городской суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Бикмухаметовой З.Ш.,
при секретаре судебного заседания Шабаевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исламовой А.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 и ФИО3, к Исламову Р.С. о прекращении права пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учёта, по иску Исламова Р.С. к Исламовой А.А. о признании договора купли-продажи <данные изъяты> доли квартиры расторгнутым и прекращении права собственности на <данные изъяты> доли квартиры,
УСТАНОВИЛ:
Исламова А.А. обратилась в суд с иском к Исламову Р.С. о признании утратившим права пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учёта.
В обоснование заявленных требований истец указала, что с ДД.ММ.ГГГГ она состояла с ответчиком в зарегистрированном браке, который расторгнут ДД.ММ.ГГГГ. На основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ сторонам на праве общей долевой собственности (доля в праве по <данные изъяты>) принадлежало жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ между ними заключен договор купли-продажи <данные изъяты> доли данной квартиры, в соответствии с которым истец выкупила у ответчика принадлежащую ему долю в жилом помещении, из которой <данные изъяты> доли в последующем подарила своим несовершеннолетним детям. В связи с продажей своей доли в квартире ответчик утратил право владения и пользования жилым помещением. С момента расторжения брака ответчик членом семьи истца не является. Регистрация ответчика по указанному адресу ограничивает права истца как собственника жилого помещения по владению, пользованию и распоряжению квартирой.
Истец просит признать ответчика утратившим права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, и снять его с регистрационного учёта по указанному адресу.
Исламов Р.С. обратился в суд с иском к Исламовой А.А. о признании договора купли-продажи <данные изъяты> доли квартиры расторгнутым и прекращении права собственности на <данные изъяты> доли квартиры.
В обоснование заявленных требований указал, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ им Исламовой А.А. продана <данные изъяты> доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. В связи с нарушением покупателем условия договора купли-продажи <данные изъяты> доли квартиры, касающегося оплаты её стоимости, ДД.ММ.ГГГГ сторонами достигнуто соглашение о расторжении данной сделки. Он неоднократно предлагал Исламовой А.А. во исполнение данного соглашения осуществить государственную регистрацию расторжения договора <данные изъяты> доли квартиры, однако последняя отказалась от совершения данных действий. Факт расторжения договора купли-продажи <данные изъяты> доли квартиры подтверждается совместным заявлением сторон от ДД.ММ.ГГГГ, которое необходимо рассматривать как соглашение сторон о расторжении указанного договора. На основании указанного просит признать договор купли-продажи <данные изъяты> доли квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Исламовым Р.С. и Исламовой А.А., расторгнутым, прекратить право собственности Исламовой А.А. на <данные изъяты> доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, обязав Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан аннулировать запись о государственной регистрации перехода прав на указанную долю.
Определением Бугульминского городского суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску Исламова Р.С. к Исламовой А.А. о признании договора купли-продажи <данные изъяты> доли квартиры расторгнутым и прекращении права собственности на <данные изъяты> доли квартиры объединено в одно производство с гражданским делом по иску Исламовой А.А. к Исламову Р.С. о прекращении права пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учёта для совместного рассмотрения.
В судебном заседании Исламова А.А. свои требования поддержала, пояснив, что иск подан ею в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 и ФИО3, просила прекратить право пользования ответчика вышеуказанным жилым помещением. При этом требования Исламова Р.С. не признала.
В суде Исламов Р.С. и его представитель заявленные Исламовой А.А. исковые требования не признали, требования к ней поддержали.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
В силу статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им).
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ стороны состояли в зарегистрированном браке, который расторгнут на основании решения мирового судьи судебного участка № по Бугульминскому судебному району Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО4 (продавец) и Исламовым Р.С., Исламовой А.А. (покупатели) заключен договор купли-продажи квартиры, в соответствии с которым последние приобрели в общую долевую собственность (по <данные изъяты> доли каждый) квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между Исламовым Р.С. и Исламовой А.А. заключен договор купли-продажи <данные изъяты> доли квартиры №, согласно которому Исламов Р.С. передал в собственность Исламовой А.А. <данные изъяты> доли в квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
В соответствии с условиями договора стоимость указанной доли в жилом помещении определена в размере <данные изъяты> (пункт 1.4).
Из материалов дела видно, что доля в жилом помещении приобретена Исламовой А.А. за счёт кредитных денежных средств, предоставленных на основании заключенного с обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» кредитного договора (при ипотеке в силу закона) от ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> с обязательством возврата в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, а также с условием направления средств материнского капитала в счёт погашения суммы кредита.
В последующем на основании совместного заявления от ДД.ММ.ГГГГ сторон кредитного договора осуществлена государственная регистрация прекращения ограничения (обременения) права на объект недвижимости и в соответствии с договором дарения <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на квартиру от ДД.ММ.ГГГГ Исламовой А.А. <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на вышеуказанную квартиру подарена несовершеннолетним детям ФИО2, ФИО1, ФИО3.
Право собственности Исламовой А.А., ФИО2, ФИО1 и ФИО3 на указанный объект недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке и им выданы свидетельства о государственной регистрации права.
В судебном заседании установлено, что ответчик в спорном жилом помещении не проживает, членом семьи истца не является.
Согласно выписке из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> зарегистрированы Исламов Р.С., Исламова А.А., ФИО2, ФИО1 и ФИО3.
Суд считает, что нахождение ответчика на регистрационном учете в вышеуказанном жилом помещении, принадлежащем истцу и её несовершеннолетним детям, нарушает их права как собственников жилого помещения по владению, пользованию и распоряжению квартирой, поэтому право пользования Исламова Р.С. жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, подлежит прекращению.
Таким образом, исковые требования Исламовой А.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей, подлежат удовлетворению.
Разрешая исковые требования Исламова Р.С. к Исламовой А.А. о признании договора купли-продажи <данные изъяты> доли квартиры расторгнутым и прекращении права собственности на <данные изъяты> доли квартиры, суд исходит из следующего.
Статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 4 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.
В случае, когда до расторжения или изменения договора одна из сторон, получив от другой стороны исполнение обязательства по договору, не исполнила свое обязательство либо предоставила другой стороне неравноценное исполнение, к отношениям сторон применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (глава 60), если иное не предусмотрено законом или договором либо не вытекает из существа обязательства.
Из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ Исламовым Р.С. оформлен письменный отказ от получения денежных средств в размере <данные изъяты>, поскольку принадлежащая ему доля им оценена в размере <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ Исламовым Р.С. в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан подано заявление о расторжении договора купли-продажи <данные изъяты> доли в квартире.
Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ в регистрации соглашения о расторжении договора Исламову Р.С. отказано ввиду непредоставления документов, соответствующих требованиям законодательства.
Как пояснила в судебном заседании Исламова А.А., от исполнения обязательств по оплате стоимости приобретенной у Исламова Р.С. доли в жилом помещении она не уклонялась, последний сам отказался от получения денежных средств, самостоятельно определив после заключения договора купли-продажи стоимость отчуждаемой доли в жилом помещении в сумме <данные изъяты>. Заявление о расторжении договора от ДД.ММ.ГГГГ ею действительно было подписано, однако на момент его подписания ей не было известно о невозможности расторжения договора ввиду установления обременения на жилое помещение в пользу банка, в связи с чем в последующем она отказалась от расторжения договора <данные изъяты> доли квартиры от ДД.ММ.ГГГГ и после регистрации права на приобретенную долю в жилом помещении, во исполнение обязательств перед пенсионным органом по определению долей детей в жилом помещении, подарила <данные изъяты> доли в квартире своим детям.
Суд, оценив установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства в совокупности с письменными доказательствами, приходит к выводу о том, что при заключении вышеуказанного договора между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем его существенным условиям. Данный договор обеими сторонами подписан. При его заключении Исламова А.А. и Исламов Р.С. определили стоимость продаваемой доли в праве в размере <данные изъяты>.
Ставя вопрос о расторжении договора купли-продажи <данные изъяты> доли квартиры, Исламов Р.С. в качестве основания своего требования указывает неосуществление Исламовой А.А. оплаты стоимости приобретенной доли в жилом помещении. Однако данное обстоятельство, по мнению суда, не может являться основанием для расторжения договора купли-продажи <данные изъяты> доли квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку денежные средства в счёт оплаты стоимости имущества в случае не передачи их в добровольном порядке могут быть взысканы продавцом с покупателя в судебном порядке.
Суд предусмотренных законом оснований для расторжения оспариваемого договора не усматривает. Предусмотренное договором условие о праве продавца требовать расторжения договора в случае неполучения денежных средств (пункт 4.2 договора) также не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку, как установлено в судебном заседании, Исламова А.А. как покупатель не отказывалась от исполнения условия договора купли-продажи, касающегося оплаты стоимости объекта недвижимости.
Поскольку оснований для расторжения договора купли-продажи не установлено, требование о прекращении права собственности Исламовой А.А. на <данные изъяты> доли квартиры и об аннулировании записи о государственной регистрации перехода права не может быть удовлетворено. Более того, указанная доля в праве в настоящее время принадлежит не только Исламовой А.А., но и её несовершеннолетним детям.
Таким образом, иск Исламова Р.С. к Исламовой А.А. о признании договора купли-продажи <данные изъяты> доли квартиры № от ДД.ММ.ГГГГ расторгнутым и прекращении права собственности на <данные изъяты> доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, подлежит оставлению без удовлетворения.
Из материалов дела видно, что при подаче искового заявления Исламовой А.А. уплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты>.
В силу части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании указанной нормы закона Исламовой А.А. подлежат возмещению расходы по уплате государственной пошлины в вышеуказанном размере.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Исламовой А.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 и ФИО3, к Исламову Р.С. о прекращении права пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учёта удовлетворить.
Прекратить право пользования Исламова Р.С. жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Взыскать с Исламова Р.С. в пользу Исламовой ФИО41 в возврат уплаченной при подаче иска государственной пошлины <данные изъяты>.
Настоящее решение является основанием для снятия Исламова Р.С. с регистрационного учета по месту жительства по указанному адресу.
Исковые требования Исламова Р.С. к Исламовой А.А. о признании договора купли-продажи <данные изъяты> доли квартиры расторгнутым и прекращении права собственности на <данные изъяты> доли квартиры оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца через Бугульминский городской суд Республики Татарстан.
Судья Бикмухаметова З.Ш.