Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 августа 2016 года <адрес>
Белогорский городской суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Барташевича А. В.,
при секретаре Карповой О.П.,
с участием
старшего помощника П. Б. <адрес> Простокишин В.А.
истца Алексеевой А.А.,
представителя администрации Б. <адрес> ответчика Рыбальченко Ю. А.,
представителя МКУ Отдела образования администрации МО Б. <адрес> Швыревой И.В.
представителя Администрации МО Томичевского сельсовета Зуевой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску П. Б. <адрес> в интересах Алексеевой А. АлексА.ны к Администрации Б. <адрес> о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
П. Б. <адрес> обратился в суд с настоящим иском в интересах Алексеевой А.А., указав, что в ходе проведенной прокуратурой Б. <адрес> проверки установлено, что Алексеева А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., постановлением главы муниципального образования Б. <адрес> от 27. 09. 2013 г. № включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения. В нарушение требований ч. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12. 1996 г. № 159-ФЗ ЗАО от 11. 04. 2005 №-ОЗ администрацией Б. <адрес> до настоящего времени Алексеева А.А., не обеспечена жилым помещением. Алексеева А.А., обратилась в прокуратуру за защитой своих жилищных прав. Просит суд обязать администрацию Б. <адрес> предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещения, соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории <адрес> Б. <адрес>, общей площадью не менее 33 кв. м.
В судебном заседании ст. помощник П. Б. <адрес> Простокишин В.А. доводы иска поддержал и пояснил, что администрация Б. <адрес> обязана предоставить Алексеевой А.А., жилое помещение как лицу, из числа детей оставшихся без попечения родителей, однако, до настоящего времени эту обязанность не исполнила.
Истец Алексеева А.А., в судебном заседании настаивала на удовлетворении иска, поддерживает требования П., пояснила, что в настоящее время в собственности жилья не имеет, проживает в <адрес>.
Представитель ответчика Рыбальченко Ю. А. возражала против иска и пояснила, что в соответствии с ч.1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Требования прокурора Белогорского района о предоставлении благоустроенного жилого помещения в конкретном населенном пункте, на территории с. Васильевка, противоречат постановлению Правительства Амурской области от 15.05.2008 г. № 113 «Об утверждении порядка расходования субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение илыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» в котором указано, что субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются из средств областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов.
Субвенция предоставляется органу местного самоуправления Белогорского района и не устанавливает каких бы то ни было требований к месту нахождения приобретаемых жилых помещений. Исходя из общего смысла Порядка денежные средства в виде субвенций могут быть израсходованы органом местного самоуправления Белогорского района на приобретение жилого помещения в любом поселении, расположенном на территории муниципального образования Белогорского района.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу ФЗ от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») законодатель обязывал вне очереди предоставить жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии с ФЗ от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в законную силу с 01.01.2013 г., внесены изменения в ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ЖК РФ, которые исключили из данных нормативных актов указания на обеспечение названной категории лиц жилым помещением вне очереди.
Законом АО от 11.04.2005 г. № 472-0З «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что уполномоченный орган формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в порядке, установленном статьей 41. вышеуказанного Закона. Статьей 41. определен порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В соответствии с данным порядком уполномоченный орган, Министерство социальной защиты населения Амурской области, формирует списки отдельно по каждому муниципальному району и городскому округу в хронологической последовательности по дате постановки детей-сирот на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилом помещении до 1 января 2013 года и по дате принятия детей - сирот на регистрационный учет в органе местного самоуправления после 1 января 2013 года. Если дата принятия детей-сирот на регистрационный учет в органе местного самоуправления совпадает у нескольких детей-сирот, очередность между ними формируется в алфавитном порядке (по фамилии, имени, отчеству).
Алексеева А.А. постановлением главы муниципального образования Белогорского района от 27.09.2013 г. № 617 «О включении Алексеевой Анны Александровны в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения» включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и должна быть обеспечена жилым помещением по мере поступления денежных средств из бюджета Амурской области в бюджет Белогорского района в соответствии с очередностью включения в список.
В связи с изложенным считает, что требование П. Б. <адрес> о предоставлении Алексеевой А.А. жилого помещения по договору найма специализированного жилого фонда вне очереди не имеет правовых оснований, а также нарушает права других граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые включены в списки ранее и имеют такие же права на жилье, как и Алексеева А.А.
Представитель МКУ Отдела образования администрации МО Б. <адрес> Швырева И.В. поддержала доводы иска в полном объеме, просит их удовлетворить.
Представитель Администрации МО Томичевского сельсовета Зуева Е.В. поддержала доводы иска в полном объеме, просит их удовлетворить, дополнительно пояснив, что на территории Томичевского сельсовета Алексеева А.А. не проживает.
В судебное заседание не явились представители третьих лиц: Администрации МО Васильевского сельсовета, Министерство социальной защиты <адрес>, представитель <адрес> будучи извещены о времени и месте рассмотрения дела. Суд на основании ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся.
Выслушав участвующих в деле лиц, их представителей, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» П. в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии со ст. 10 Закона № 159-ФЗ от 21. 12. 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 09.06.2016г. Алексеева А.А. обратилась в прокуратуру Белогорского района с заявлением об обращении прокурора в её интересах в суд с иском к Администрации Белогорского района Амурской области о предоставлении жилого помещения.
С учетом изложенного обращение прокурора Белогорского района с настоящим иском в интересах Алексеевой А.А. является правомерным.
Судом установлено, что Алексеева А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 2005 года относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителейтак как её мать-Крамченкова С.А. решением Б. районного суда <адрес> от 18.05.2005г. лишена родительских прав, отец Алексеев А.Ю., согласно свидетельству о смерти умер ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением Главы Томичевской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ № несовершеннолетняя Алексеева А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлена на внеочередное предоствление жилья по достижению совершеннолетия.
В соответствии с постановлением Главы МО Б. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Алексеева А.А. определена в детское учреждение.
Постановлением главы администрации Б. <адрес> № от 27.09.2013г. «О включении Алексеевой А.А. в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения» постановлено: включить Алексееву А.А. в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, предоставляемом по договору найма специализированого жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ Алексеева А.А. закончила обучение в ГПОАУ <адрес> «Райчихинский индустриальный техникум».
Из пояснений сторон, материалов дела следует, что за Алексеевой А.А. жилое помещение не закреплялось, по сообщению государственного регистратора, МУП «Белогорсктехинвентаризация <адрес>», Администрации МО Васильевского сельсовета Алексеева А.А. в собственности жилых помещений не имеет.
Алексеева А.А. зарегистрирована по адресу: <адрес>, прав, в отношении которого не имеет, данный объект является интернатом. В настоящее время проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, прав, в отношении которого прав собственности не имеет, что подтверждается справкой Васильевского сельсовета, Алексеева А.А. настаивает на получении жилого помещения на территории <адрес> Б. <адрес>.
Судом установлено и не оспаривается участниками процесса, что Алексеева А.А. до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.
В силу ст. 40 Конституции РФ, ст. 5 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» граждане Российской Федерации имеют право на жилище.
Статьей 39 Конституции РФ каждому гражданину РФ гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно Определению КС РФ № 258-О от 10. 10. 2002 г. осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).
Ст. 109. 1 ЖК РФ предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 1).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона РФ № 159-ФЗ от 21. 12. 1996 г. детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу ч. 8 ст. 8 Закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 4 ЗАО «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 472-ОЗ от 11. 04. 2005 г. предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном Правительством области.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 5 ЗАО органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления.
Согласно ч. 2 ст. 5 ЗАО установлено, что финансовое обеспечение расходов по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию полномочий, а также расходы на оплату услуг почтовой связи и банковских услуг предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенции.
Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством области. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов.
По смыслу приведенных норм, обязанность по предоставлению жилья детям из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на администрацию муниципального образования Б. <адрес>, в связи с чем, Администрация Б. <адрес> является надлежащим ответчиком по иску П..
Таким образом, Алексеев А.А. имеет право на предоставление Администрацией Б. <адрес> жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории МО Б. <адрес>.
Отсутствие на территории МО Б. <адрес> специализированного жилищного фонда не может служить основанием к освобождению Администрации Б. <адрес> от обязанности по предоставлению Алексеевой А.А. жилого помещения.
В силу ч. 7 ст. 8 Закона РФ № 159-ФЗ от 21. 12. 1996 г. по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Постановлением Администрации Белогорского района № 488 от 28. 12. 2010 года «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» утверждена норма предоставления общей площади жилого помещения жилья по поселениям входящим в состав муниципального образования Белогорского района Амурской области для всех категорий граждан, проживающих в сельских поселениях района, в размере: 33 кв. м. – для одиноко проживающих граждан.
Согласно ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Довод представителя ответчика об отсутствии правового основания для внеочередного предоставления Алексеевой А.А. жилого помещения несостоятелен и не может быть принят во внимание судом, поскольку ни Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни Жилищный кодекс Российской Федерации (ст. 109. 1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
Поскольку Алексеева А.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 18 лет и завершила обучение в образовательном учреждении среднего профессионального образования, у неё возникло право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда.
При этом гарантированное законом право Алексеевой А.А. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилой площади и включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа вставших на учет ранее Алексеевой А.А.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", учитывая, что на момент обращения П. в суд Алексеева А.А. проживает в <адрес> Б. <адрес> она имеет право на обечпечение жилым помещением в <адрес> Б. <адрес>.
С учетом изложенного подлежат удовлетворению требования П. Б. <адрес> о предоставлении Алексеевой А.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированных жилых помещений, соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории <адрес> Б. <адрес>, общей площадью не менее 33 кв. м.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск П. Б. <адрес> в интересах Алексеевой А. АлексА.ны к Администрации Б. <адрес> о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.
Обязать Администрацию Б. <адрес> предоставить Алексеевой А. АлексА.не благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированных жилых помещений, соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории <адрес> Б. <адрес>, общей площадью не менее 33 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Белогорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Б. городского суда Барташевич А.В.