Решение по делу № 2а-2814/2018 ~ М-2622/2018 от 23.07.2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Самара                              01 октября 2018 года

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Фоминой И.А. при секретаре Чудесовой Н.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2814/2018 по административному исковому заявлению Анисимовой Н. А. к Департаменту градостроительства г.о.Самара, Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> об оспаривании решений,

УСТАНОВИЛ:

Анисимова Н.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства г.о.Самара, Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> об оспаривании решений, указав, что является собственницей земельного участка площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, также земельного участка площадью 507 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Также в ее фактическом пользовании находится два земельных участка, не оформленных ни в ее собственность, ни в собственность третьих лиц и относящихся к землям государственной собственности.

Распоряжениями Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № РД-708 и от ДД.ММ.ГГГГ № РД-709 принято решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. Единственным основанием для отказа является п.п.11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ, согласно которому уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков если имеются основания для отказа в утверждении схем расположения земельного участка, предусмотренные п.16 ст.11.10 ЗК РФ. При этом, как указывает административный ответчик, при разработке схемы нарушено требование п.п.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ. Согласно которой основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам. Ответчик считает, что в данном случае при разработке схемы нарушен п.7 ст.11.9 ЗК РФ, согласно которому образование земельных участков не допускается, если его границы пересекают границы лесничеств. Нарушение состоит в том, что образуемые участки относятся к землям лесного фонда находятся в квартале 64 Больше-Царевщинского участкового лесничества Красноярского лесничества. Данные решения нарушают ее право на перераспределение участка. В соответствии с решением исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об отводе земельной площади для коллективного садоводства рабочих и служащих предприятий и организаций Волжского поселкового Совета» по ходатайству организаций и предприятий <адрес> и согласованности с Управлением лесного хозяйства, Куйбышевским облисполкомом, Агропромышленным комитетом области для коллективного садоводства из 64 квартала Больше-Царевщинского лесничества выделено 20 га земельной площади ранее используемой под огороды. ДД.ММ.ГГГГ было принято решение «О частичном изменении решения исполкома районного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ.» и выделении земельной площади 24, 6 га для организации садоводческого товарищества на оперативных началах в равных частях организаций <адрес> и Волжского филиала НПО «Энергия», возложив разработку проекта планировки дачного массива совместного садоводческого товарищества на Волжский филиал НПО «Энергия». Впоследствии решением <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об уточнении схемы размещения участков под коллективные сады в районе поселка <адрес> была дополнена схема размещении участков под коллективное садоводство по <адрес> в районе поселка Волжский на общей площади 100 га на землях Красноярского леспромхоза Больше-Царевщинского лесничества поселка Волжский ОПХ «Сокское» и разрешено организовать садоводческое товарищество «Березовая Грива» на кооперативных началах в равных частях предприятий и организаций поселка Волжский и Волжского филиала научно-производственного объединения «Энергия».Во исполнение решений об отводе земельных участков ДД.ММ.ГГГГ НПО «Энергия» был выдан Государственный акт на право пользования землей 29, 5 + 17 га в границах согласно плана землепользования. Земля предоставлена для организации садоводческого товарищества «Березовая Грива». Земельный участок дл дачного некоммерческого товарищества «Березовая Грива» был отведен в бессрочное пользование в установленном законом порядке, перечисленные выше решения никем не оспорены, недействительными не признаны. Обратно участок не изымался. Согласно заключению кадастрового инженера и графического материала к нему, земельные участки принадлежащие истице и площади к перераспределению, расположены внутри отвода к государственному акту. При отведении земельного участка для организации коллективного садоводства, выдаче государственного акта на право пользования земельного участка в площади 29, 5 + 17 га, земельный участок для указанных целей был изъят в установленном порядке из земель лесного фонда.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просила суд признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № РД-708 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. Обязать Департамент градостроительства г.о.Самара устранить допущенное нарушение прав и принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка.

Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № РД-709 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. Обязать Департамент градостроительства г.о.Самара устранить допущенное нарушение прав и принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Емельянов Д.В. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика - Департамента градостроительства г.о.Самара по доверенности Кочергина Л.В. иск не признала по основаниям, изложенным в письменных объяснениях.

Представитель административного ответчика - Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя, представил отзыв, в котором требования истца не признал.

Представитель заинтересованного лица – Департамента лесного хозяйства Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

В силу ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Изучив материалы дела с учетом доводов лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного иска следует отказать по следующим основаниям.

Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с пунктом 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи (нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи (соблюдение требований нормативных правовых актов, полномочия органа, основания принятия оспариваемого решения, соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения), - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Из материалов дела следует, что истец является собственником земельного участка площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (кадастровый ), также земельного участка площадью 507 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (кадастровый ). Также в ее фактическом пользовании находится два земельных участка, не оформленных ни в ее собственность, ни в собственность третьих лиц и относящихся к землям государственной собственности.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Департамент с заявлением о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков с кадастровыми номерами 63:26:1805007:3428, 63:26:1805011:184, принадлежащих административному истцу на праве собственности.

Согласно положениям ст.28 Устава городского округа Самара, Департамент градостроительства городского округа Самара является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделяемым Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности.

В соответствии с п.п.1 п.1 Постановления Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N 1 руководителя Департамента градостроительства городского округа Самара полномочиями по приему заявлений граждан и юридических лиц о перераспределении земельных участков и иных заявлений, связанных с распоряжением земельными участками.

Департаментом градостроительства г.о.Самара были приняты распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № РД-708 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков»; от ДД.ММ.ГГГГ № РД-709 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков» по основаниям, предусмотренным подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.

Проверив законность оспариваемых распоряжений, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2013 № 528 министерство тесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим разработку и реализацию основных направлений региональной политики в сфере лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования в целях повышения уровня жизни населения Самарской области и обеспечивающим в пределах своей компетенции государственное управление в сфере охраны, использования, воспроизводства лесов Самарской области, иных природных ресурсов и окружающей среды, обеспечения экологической безопасности населения, а также координирующим в соответствии с действующим законодательством деятельность органов исполнительной власти Самарской области в данной сфере.

Таким образом, именно министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, обеспечивающим в пределах своей компетенции государственное управление в сфере охраны, использования, воспроизводства лесов Самарской области.

Согласно сведениям министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ , образуемые в результате перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 63:26:1805007:3428, 63:26:1805011:184 и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, относятся к землям лесного фонда и находятся в квартале Большецаревщинского участкового лесничества Красноярского лесничества.

Аналогичная информация была предоставлена Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области по запросу суда (л.д.99).

Истец ссылается на ответ Тупициной Н.Н. от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому уч.<адрес> землям лесного фонда не относится (л.д.17).

Согласно отзыву Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (л.д.101-104), при подготовке ранее направленной информации в адрес Тупициной Н.Н. от ДД.ММ.ГГГГ была допущена техническая ошибка.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (подпункт 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Порядок подготовки и утверждения схемы земельного участка установлен статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 2 данной статьи схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Согласно пункту 13 статьи 11.10 названного Кодекса схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено названным Кодексом.

Подпунктом 3 пункта 16 той же статьи в качестве основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка предусмотрено нарушение при разработке схемы требований, предъявляемых статьей 11.9 Кодекса к образуемым земельным участкам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации указанный Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Лесным кодексом Российской Федерации.

Леса, по правилам статьи 6 Земельного кодекса, располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Как следует из статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации, лесничества и лесопарки являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, которые могут располагаться также на землях иных категорий. В отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра. Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Лесоустройство проводится в соответствии с главой 5 Лесного кодекса Российской Федерации и включает в себя, в том числе, проектирование лесничеств и лесопарков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков.

В соответствии с пунктом 32 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся установление границ лесничеств, лесопарков, а также определение их количества. В силу пункта 5 статьи 83 указанного Кодекса полномочия по ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, передаются Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Исходя из пункта 7 статьи 11.9, подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации пересечение границ образуемого земельного участка с границами лесничеств, лесопарков является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

В силу положений законодательства о разграничении собственности на землю и лесного законодательства органы местного самоуправления не уполномочены на распоряжение землями лесного фонда, относящимися к собственности Российской Федерации (Определением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -КГ18-5230 Постановление Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Ф07- 13334/2017 по делу № А05-1275/2017).

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, пред давление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

Из приведенных норм закона следует, что даже с включением земель государственного лесного фонда в границы поселения, автоматического перевода земель в муниципальную собственность не происходит.

Лесной контроль на землях государственного лесного фонда, в силу пункта 5 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а не органы местного самоуправления.

Таким образом, перераспределение испрашиваемого земельного участка фактически приведет к нарушению права собственности Российской Федерации.

В данном случае в результате перераспределения земельных участков будут нарушены требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Таким образом, суд не усматривает оснований для признания незаконными оспариваемых распоряжений, поскольку у департамента имелись основания для отказа в перераспределении вышеуказанных земельных участков.

Кроме того, согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. Судебные акты не могут подменять собой решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.

Таким образом, не подлежат удовлетворению требования истца о возложении на ответчика обязанности по принятию решения об утверждении схемы расположения земельного участка и направлению данного решения с приложением указанной схемы в соответствии с требованиями п.п.1 п.8 ст.39.29 земельного кодекса РФ, поскольку решение данного вопроса относится к компетенции административного ответчика, суд в своей деятельности не подменяет иные органы и при наличии спора проверяет законность принятых решений.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Таких оснований при рассмотрения данного дела судом не установлено – оспариваемые распоряжения приняты в соответствии с нормами действующего законодательства, в пределах имеющихся у административного ответчика полномочий и не нарушает прав и законных интересов административно истца.

При таких обстоятельствах в удовлетворении административного иска следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Анисимовой Н. А. к Департаменту градостроительства г.о.Самара, Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области об оспаривании решений отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Самары.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                       И.А.Фомина

2а-2814/2018 ~ М-2622/2018

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Анисимова Н.А.
Ответчики
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
Департамент градостроительства г.о. Самара
Другие
Департамент лесного хозяйства Самарской области
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Фомина И. А.
23.07.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
23.07.2018[Адм.] Передача материалов судье
25.07.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
25.07.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.07.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.08.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
22.08.2018[Адм.] Судебное заседание
31.08.2018[Адм.] Судебное заседание
31.08.2018[Адм.] Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
01.10.2018[Адм.] Судебное заседание
05.10.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.10.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее