№а-6/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 января 2017 г. г. Краснодар
Краснодарский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Меняйло А.Н., при секретаре судебного заседания Шалаеве А.А., с участием административного истца старшего сержанта запаса Шангереева К.Б., его представителя Запорожцева О.М., представителя административного ответчика капитана юстиции Новожилова Д.Е., прокурора – помощника военного прокурора Краснодарского гарнизона лейтенанта юстиции Уткина С.Д., в открытом судебном заседании рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 3703 старшего сержанта запаса Шангереева Камиля Базаргановича об оспаривании действий командира войсковой части 3703, связанных с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части, -
установил:
ФИО2 обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным приказ командира войсковой части № № с/ч от дата об его увольнении с военной службы без обеспечения жилым помещением и положенными видами обеспечения.
ФИО2 в суде, уточнив свои требования требованием восстановить в списках личного состава воинской части, настаивал на заявленных требованиях.
В судебном заседании представитель заявителя Запорожцев поддержал уточненные требования заявителя и пояснил, что ФИО2, не обеспеченный по месту прохождения военной службы жилым помещением, не был принят на жилищный учет вопреки постановлению Президиума Северо-Кавказского окружного военного суда от дата №Га-5/2016, а также не давал своего согласия на увольнение с военной службы без обеспечения жилым помещением. Также, с момента освидетельствования истца дата военно-врачебной комиссией прошло более полутора лет, данное заключение утратило силу, поэтому его увольнение на основании данного заключения не может являться законным. При исключении из списков личного состава воинской части заявитель не был обеспечен в полном объеме положенным вещевым имуществом, а также истцу незаконно не выплатили материальную помощь за 2016 год. По изложенным основаниям Запорожцев просил признать незаконным и отменить приказ командира войсковой части 3703 № с/ч от дата об увольнении заявителя с военной службы и исключении из списков личного состава воинской части, обеспечить ФИО2 всеми видами недополученного довольствия, выплатить заявителю материальную помощь за 2016 г.
Представитель административного ответчика Новожилов требования заявителя не признал и пояснил, что заявитель, признанный военно-врачебной комиссией ограниченно-годным к военной службе, дата подал рапорт об увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава воинской части с оставлением в списках очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Поскольку заявитель не был признан нуждающимся в жилом помещении по избранному месту постоянного жительства после увольнения с военной службы, поэтому его рапорт об увольнении с военной службы командиром воинской части был реализован. Материальная помощь за 2016 г. ФИО2, находившемуся в распоряжении командира воинской части, не положена, за получением вещевого имущества заявитель в часть не является.
Прокурор Уткин в своем заключении оставил на усмотрение суда вопрос о принятии решения по административному иску ФИО2.
Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Из выписки из приказа командира войсковой части № № с/ч от дата, копии послужного списка следует, что старший сержант ФИО2 с дата зачислен в списки личного состава воинской части, принял дела и должность заместителя командира взвода, с дата освобожден от занимаемой должности и выведен в распоряжение командира воинской части, состав семьи пять человек.
Согласно свидетельству о болезни № от дата, утвержденному дата, ФИО2 военно-врачебной комиссией признан «В» - ограниченно-годным к военной службе.
Из рапорта ФИО2 от дата следует, что он, не обеспеченный жилым помещением, изъявил желание уволиться с военной службы в связи с признанием его ограниченно годным к военной службе с оставлением в списках нуждающихся в жилом помещении.
Из выписки из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части № № от дата следует, что ФИО2, признанному нуждающимся в служебном жилом помещении и проживающему с составом семьи 4 человека в общежитии общей площадью 34,5 кв.м., отказано в постановке на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания по избранному месту жительства после увольнения с военной службы в адрес, в связи с тем, что он является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Постановлением Президиума Северо-Кавказского окружного военного суда от дата №Га-5/2016 (далее - Президиум) решение жилищной комиссии войсковой части № от дата об отказе в принятии ФИО2 на учет нуждающихся в жилом помещении признано незаконным. Президиум обязал жилищную комиссию войсковой части № отменить решение от дата и повторно рассмотреть вопрос о признании ФИО2 нуждающимся в жилом помещении по избранному месту постоянного жительства после увольнения с военной службы.
Из рапорта ФИО2 от дата следует, что он поставил перед командованием воинской части вопрос об обеспечении его и членов его семьи служебным жилым помещением до обеспечения его жилым помещением для постоянного проживания.
Из выписки из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части № № от дата следует, что ФИО2 отказано в постановке на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания по избранному месту жительства после увольнения с военной службы.
Решением Краснодарского гарнизонного военного суда от дата, не вступившим в законную силу, признаны незаконными действия командира войсковой части № и жилищной комиссии той же воинской части, связанные с утверждением и принятием решения жилищной комиссии воинской части от дата, которым ФИО2 отказано в постановке на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания по избранному месту жительства после увольнения и на жилищную комиссию войсковой части № возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о постановке ФИО2 на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания по избранному месту жительства после увольнения.
В соответствии с выпиской из приказа командира войсковой части № № с/ч от дата, ФИО2, находящийся в распоряжении командира воинской части и имеющий выслугу лет в календарном исчислении более 14 лет, освобожден от занимаемой должности и досрочно уволен с военной службы в запас по подп. «г» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (по состоянию здоровья, в связи с признанием военно-врачебной комиссией «В» - ограниченно-годным к военной службе) и исключен из списков личного состава воинской части. При ознакомлении с данным приказом ФИО2 выразил свое несогласие с увольнением с военной службы без обеспечения жилым помещением.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от дата N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзац 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" содержит запрет на увольнение военнослужащих, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в жилом помещении, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по нормам, установленным жилищным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
При этом норма закона, запрещающая увольнять военнослужащего до предоставления ему жилья, должна применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства, в зависимости от их обеспечения жильем по установленным нормам по последнему месту военной службы.
Как следует из содержания ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Решением городской Думы адрес от дата N 4 П.7 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемого гражданам по договору социального найма» установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 10 и менее квадратных метров площади жилого помещения на одного члена семьи.
Из материалов жилищного дела заявителя следует, что ФИО2 в период прохождения военной службы жильем обеспечен не был, проживает с составом семьи пять человек (в том числе один ребенок-инвалид) в двух комнатах в общежитии, общей площадью 34,5 кв. м, то есть менее учетной нормы, а также признан нуждающимся в обеспечении служебным жилым помещением по месту прохождения военной службы.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", подпункта «г» пункта 3 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, подлежит увольнению с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе.
Согласно п. 12 той же статьи Положения, увольнение военнослужащего с военной службы по указанному выше основанию, когда его согласие на увольнение не предусматривается, производится командованием без рапорта военнослужащего.
Согласно пункту 14 той же статьи Положения перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы уточняются данные о прохождении им военной службы, с ним проводится индивидуальная беседа, как правило, командиром воинской части. Содержание проведенной беседы отражается в листе беседы. Лист беседы подписывается военнослужащим, увольняемым с военной службы, а также должностным лицом, проводившим беседу, и приобщается к личному делу военнослужащего.
В суде установлено, что в основу представления заявителя к увольнению с военной службы по указанному основанию был положен рапорт от его имени, датированный дата и содержащий соответствующую просьбу. При этом сведений о проведении командованием с заявителем необходимой беседы не имеется.
Поскольку постановлением Президиума признано незаконным решение жилищной комиссии воинской части об отказе в принятии ФИО2 на учет нуждающихся в жилом помещении исходя из общих норм жилищного законодательства, поэтому при возбуждении процедуры увольнения заявителя с военной службы в 2016 году командование воинской части должно было выяснить, настаивает ли он на ранее выраженном намерении уволиться с военной службы без обеспечения жилым помещением, с оставлением на учете нуждающихся в жилых помещениях по последнему месту военной службы, что должно было быть отражено в листе беседы.
Тот факт, что на момент принятии решения об увольнении заявителя с военной службы он не был признан нуждающимся в жилом помещении не влияет на вывод суда о незаконности действий воинских должностных лиц, поскольку командование воинской части формально исполнило постановление Президиума, повторно рассмотрев вопрос о признании его нуждающимся в жилом помещении, при этом приняв решение об отказе в признании ФИО2 нуждающимся в жилом помещении лишь на том основании, что он не исключен из реестра участников НИС, не исследуя иные юридически значимые обстоятельства.
При таких данных суд считает доводы должностного лица в обоснование выводов о надлежаще выраженном дата волеизъявлении заявителя, не обеспеченного жилым помещением по установленным нормам, уволиться с военной службы досрочно по состоянию здоровья после решения Президиума ошибочными, а действия командира войсковой части 3703, связанные с увольнением заявителя с военной службы в ноябре 2016 г., следует признать незаконными.
Согласно п. 8 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 565, заключение военно-врачебной комиссии о категории годности к военной службе (приравненной службе), о годности к обучению (военной службе) по конкретной военно-учетной специальности, обучению (службе) по специальности в соответствии с занимаемой должностью действительно в течение года с даты освидетельствования, если иное не определено в этом заключении.
Контрольное обследование и повторное освидетельствование гражданина ранее установленного срока могут проводиться по его заявлению (заявлению его законного представителя) или по решению военно-врачебной комиссии, если в состоянии его здоровья произошли изменения, дающие основания для пересмотра заключения военно-врачебной комиссии, либо по решению военно-врачебной комиссии в случае выявления нарушений порядка освидетельствования, повлиявших на заключение военно-врачебной комиссии, а также для проверки обоснованности заключения подчиненной военно-врачебной комиссии. При этом вышестоящая военно-врачебная комиссия, принявшая решение о контрольном обследовании и повторном освидетельствовании гражданина, отменяет ранее вынесенное в отношении гражданина заключение военно-врачебной комиссии.
Поскольку ФИО2 просьб о контрольном обследовании и медицинском освидетельствовании для пересмотра заключения военно-врачебной комиссии не высказывал, сведений о том, что в состоянии его здоровья произошли изменения, дающие основания для нового заключения военно-врачебной комиссии командованию воинской части и в суд не представил, поэтому довод заявителя о том, что его увольнение на основании данного заключения военно-врачебной комиссии не может являться законным является ошибочным.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ возлагается на соответствующий орган, организацию и должностное лицо.
Командиром войсковой части 3703 и его представителем не представлено суду доказательств, подтверждающих доводы представителя административного ответчика о том, что командованием войсковой части 3703 были приняты все исчерпывающие меры для обеспечения заявителя вещевым довольствием и созданы условия для получения заявителем причитающегося ему вещевого имущества, а также не подтверждены доводы того, что данное имущество заявитель не получил по своему волеизъявлению, злоупотребляя своим правом.
Таким образом, вопреки требованиям ч. 2 ст. 62 КАС РФ, должностными лицами не представлено доказательств законности и обоснованности решения об исключении заявителя из списков личного состава воинской части без обеспечения положенным вещевым имуществом.
Абзац 3 п. 6 Правил выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодной материальной помощи (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 993), предусматривает, что в период нахождения в распоряжении командиров (начальников) материальная помощь военнослужащим не выплачивается.
ФИО2, находившийся в распоряжении командира войсковой части 3703 с мая 2015 г. до дня увольнения с военной службы, не имел права на выплату ежегодной материальной помощи, в связи с чем данное требование ФИО2 не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 и 227 КАС РФ, суд, -
решил:
Административное исковое заявление бывшего военнослужащего войсковой части № старшего сержанта запаса ФИО2 об оспаривании действий командира войсковой части 3703, связанных с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части, удовлетворить частично.
Признать незаконным приказ командира войсковой части № № с/ч от дата об увольнении ФИО2 с военной службы и обязать командира войсковой части № отменить данный приказ, восстановить ФИО2 на военной службе и в списках личного состава войсковой части №, обеспечив ФИО2 всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения.
В удовлетворении требования ФИО2 о выплате ежегодной материальной помощи за 2016 г., признании незаконным увольнения с военной службы на основании заключения военно-врачебной комиссии от дата, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда, через Краснодарский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий по делу А.Н. Меняйло