РЕШЕНИЕ
ИФИО1
14 марта 2019 года Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Германовой С.В.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению ФИО2. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) о признании права на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию за проживание и работу в различных зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) о признании права на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию за проживание и работу в различных зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, просит признать за ней право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 4 года за проживание и работу в различных зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и назначить страховую пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 4 года за проживание и работу в различных зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльскую АЭС с даты возникновения права на назначение такой пенсии.
В обоснование требований указано, что 28.12.2017г. истец обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии с уменьшением возраста в соответствии со ст.33-35 Закона РФ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Решением Управления пенсионного фонда РФ в <адрес> от 29.03.2018г. № отказано в назначении досрочной страховой пенсии, так как документально подтвержден период проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом 11 лет 00 мес. 07 дней, что не дает право на пенсионное обеспечение в 50 лет, а право возникает в 52 года. С данным отказом истец не согласилась, в связи с чем, была вынуждена обратиться в суд.
В судебном заседании представитель истца ФИО8, действующая на основании доверенности, уточнила исковые требования просила признать за истицей право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 4 года за проживание и работу в различных зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, назначить страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика по доверенности ФИО4, в судебном заседании возражал против удовлетворения уточненных исковых требований, так как отсутствует требуемый пенсионный возраст для назначения пенсии по старости. У истца существует право на снижение пенсионного возраста на 3 года, в связи с проживанием и работой на территории зоны с льготным социально- экономическим статусом, льготы могут предоставляться по одному основанию либо по нормам ст. 33, либо по нормам ст. 34 Закона от ДД.ММ.ГГГГ, суммирование льгот по данным основаниям законом не предусмотрено, в связи с чем, просил в удовлетворении уточненных исковых требований отказать в полном объеме.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, изучив письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит исковые требования обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 4 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
Зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (пункт 5 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
В силу пункта 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом.
Границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет (статья 7 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).
Судом установлено, что 28.12.2017г. ФИО2 обратилась в обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии с уменьшением возраста в соответствии со ст.33-35 Закона РФ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Решением Управления пенсионного фонда РФ в <адрес> от 29.03.2018г. № отказано в назначении досрочной страховой пенсии, в связи с тем, что документально подтвержден период проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом 11 лет 00 мес. 07 дней, что не дает право на пенсионное обеспечение в 50 лет, а право возникает в 52 года.
В пункте 7 статьи 13 указанного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение.
Согласно статьи 33 Закона РФ №1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Согласно примечанию к ст.35 Закона РФ №1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения(выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Назначение пенсии по старости лицам, проживающим (работавшим) в зонах радиоактивного загрязнения, производится с уменьшением возраста выхода на пенсию на первоначальную и дополнительную величины. При этом первоначальная величина снижения пенсионного возраста обусловлена фактом проживания (работы) гражданина на соответствующей территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по З0 июня 1986г., независимо от времени пребывания на указанной территории, тогда как дополнительная величина - определяется с учетом периода проживания (работы) гражданина на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории он проживает на момент обращения за пенсией.
Распоряжением Правительства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем территория <адрес> была отнесена к зоне с правом на отселение, а с ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ - к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Материалами дела установлено, что ФИО2 с 01.09.1983г являлась студенткой ГПОУ ТО «Тульский экономический колледж» очного отделения, что подтверждается приказом о зачислении №/ст от 23.08.1983г. по 28.06.1986г, справкой от 03.04.2017г. № ГПОУ ТО «ТЭК», записью в трудовой книжке, книжкой успеваемости учащегося.
С 20.09.1983г. по 20.07.1986г. истец была зарегистрирована в общежитии Тульского экономического колледжа по <адрес>, что подтверждается справкой № от 16.02.2017г., выданной администрацией МО <адрес>, а также справкой Тульского экономического колледжа.
Преддипломную технологическую практику проходила на предприятии <адрес> ПО «Кран», с 07.04.1986г. по 30.05.1986г., что подтверждается справкой от 03.04.2017г. № ГПОУ ТО «ТЭК»., а также записью в книжке успеваемости учащегося.
В период прохождения технологической практики, с 07.04.1986г. по 30.05.1986г., проживала по адресу: <адрес> квартал 50 лет Октября <адрес>, совместно с родителями и сестрой. В данной квартире проживала и ранее, и была также зарегистрирована с 08.07.1968г. по 13.09.1983г. После выписалась, в связи с поступлением на учебу. После окончания колледжа вновь проживала по указанному адресу и работала в ПО «Кран», (зарегистрирована с 23.07.1986г. по 01.09.1988г.). С 30.07.1996г. по 01.07.1997г. вновь была зарегистрирована.
Факт проживания по указанному адресу, в указанные периоды, прохождение технологической практики в судебном заседании Узловского городского суда <адрес> подтвердили допрошенные по судебному поручению свидетели ФИО5 и ФИО6. У суда нет оснований не доверять допрошенным свидетелям, так как они были предупреждены об уголовной ответственности за дачу ложных показаний.
В силу ч. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно ст. 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
В силу ст. 3 приведенного Закона, а также п. 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Из указанных норм права следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Таким образом, возраст выхода на пенсию должен быть снижен на первоначальную величину за проживание в зоне с правом на отселение, на 2 года т.к. имеется факт проживания в период с 26.04.1986г. по 30.05.1986г. и на дополнительную величину 1 год за каждые полные 3 года (с 23.07.1986г. по 01.09.1988г. в <адрес> - 2г 01 мес. 09дн., с 30.07.1996г. по 01.07.1997г. в <адрес> - 11 мес.02 дн.).
Истец проживала и работала на территории с льготным социально- экономическим статусом, согласно Перечня населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Постановлением Правительства РФ № от 18.12.1997г. в следующие периоды:
С 01.06.1986г. по 20.07.1986г.- 1 мес.20 дней в <адрес>,
С 25.09.1988г. по 26.09.1988г. период работы в <адрес> - 2 дня,
С 27.09.1988г. по 09.12.1991г. в <адрес> - 03 года 02 месяца 13 дней,
С 10.12.1991г. по 11.12.1991г. период работы в <адрес> - 2 дня,
С 12.12.1991г. по 25.06.1996г. в <адрес> - 04 года 06 мес. 14 дней,
Итого 07 лет 10 мес. 21 дн.
Статьей 34 названного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Доводы ответчика относительно того, что Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15.05.1991 не предусмотрено суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию в соответствии со ст.ст. 30-37 указанного закона, т.е. одновременное снижение возраста за проживание на территории зоны проживания с правом на отселение и за проживание на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, суд считает несостоятельными.
По смыслу Определения от 11.07.2006 года № 403-О Конституционного суда Российской Федерации ни в Законе Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ни в Федеральном законе «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» нет норм, которые регламентировали бы решение вопроса о назначении пенсии с уменьшением возраста с учетом времени проживания на зараженной радиацией территории определенной зоны, если ее статус был изменен решением Правительства Российской Федерации или если граждане, реализуя гарантированное статьей 27 Конституции Российской Федерации право на свободу передвижения, переехали из зоны, подвергшейся радиоактивному загрязнению, на территорию, загрязнению не подвергшуюся.
Между тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, в том числе в Постановлениях от 1 декабря 1997 годаN 18-П и от 19 июня 2002 годa N 11-П, в Постановлении от 11 июля 2006 года N 403-0, не только признание, но и обеспечение права граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие чернобыльской катастрофы, на возмещение вреда составляют конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Конкретизируя данные конституционные положения, федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), в частности путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, - в определенной степени носит компенсаторный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена.
По смыслу приведенной правовой позиции, при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим (работающим) или проживавшим (работавшим) на такой территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, которая первоначально была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, а затем по решению Правительства Российской Федерации - к зоне проживания с льготным социально- экономическим статусом, факт проживания (работы) на этой территории не может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 2 года, если они проживали (работали) на такой территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по ДД.ММ.ГГГГ, и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на той же территории до пересмотра Правительством Российской Федерации ее статуса, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Соответствующим образом должен учитываться при назначении пенсии с уменьшением возраста гражданину, выехавшему на территорию, не относящуюся к зараженной, с территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, срок проживания на такой территории в случае, если он равен или более минимального срока, необходимого для дополнительного снижения пенсионного возраста: для зоны проживания с правом на отселение - 3 года, для зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом - 4 года.
Таким образом, положения статей 33 и 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" во взаимосвязи с положениями части первой статьи 13 того же Закона и пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу не предполагают отмену права на назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста для граждан, проживающих на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, статус которой был изменен Правительством Российской Федерации, и для граждан, выехавших с территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, на территорию, не относящуюся к зараженной.
Право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией. Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение, и которые, по смыслу статей I, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в этой сфере, указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 11 июля 2006 года N 403-0.
Кроме того, положения части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которыми к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение, и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально- экономическим статусом, направлены на повышенную социальную защиту указанных категорий граждан и сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы: отнесение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, к той или иной категории предопределяет лишь вид и объем возмещения вреда и мер социальной поддержки, но не лишает права получить их в объеме, адекватном фактическому повреждению здоровья (имущества) или испытанному риску вследствие проживания и работы на радиоактивно зараженной территории.
Реализуя предоставленные ему полномочия, федеральный законодатель в ст.33,34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрел возможность назначения гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение, и гражданам, проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия, указав, что вред, причиненный в связи с проживанием в различных зонах радиоактивного загрязнения должен возмещаться в адекватном размере согласно закрепленного в ст.3 данного закона правила, предполагающего возмещение вреда гражданам, пострадавшим от воздействия радиации, и предоставление им мер социальной поддержки по всем имеющимся основаниям.
В связи с чем, в силу положений п.п.7, 8 ст. 13, ст.ст. 33, 34, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № от ДД.ММ.ГГГГ истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на 4 года в связи с наличем первоначальной величины за проживание в зоне с правом на отселение на 2 года за проживанием в период с 26.04.1986г. по 30.05.1986г. и на дополнительную величину 1 год за каждые полные 3 года (с 23.07.1986г. по 01.09.1988г. в <адрес> - 2г 01 мес. 09дн., с 30.07.1996г. по 01.07.1997г. в <адрес> - 11 мес.02 дн.), дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания на территории зоны с льготным социально- экономическим статусом.
Исходя из выше изложенного и принимая во внимание, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приобрела право выхода на пенсию по достижении возраста 51 лет, обратившись за назначением страховой пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст.ст.33, 34 Закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Признать за ФИО2 право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 4 года за проживание и работу в различных зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Назначить ФИО2 страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес>.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись С.В.Германова
Копия верна
Судья