Решение по делу № 2-1334/2015 от 13.10.2015

Дело № 2-1334/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 ноября 2015 года г. Вельск

Вельский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего Стрюковой Е.С.,

при секретаре Шестаковой Е.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Вельского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «***» и муниципальному бюджетному учреждению «***» о возложении обязанности организовать подвоз детей до образовательных учреждений с соблюдением норм действующего законодательства и принятии мер к обустройству автобусов, предназначенных для организованной перевозки группы детей техническими средствами контроля, а также аппаратурой спутниковой навигации,

у с т а н о в и л :

прокурор Вельского района обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации МО «***» и муниципальному бюджетному учреждению «***», просил возложить обязанность на администрацию муниципального образования «***» Архангельской области в срок до 01.02.2016 года организовать подвоз детей до образовательных учреждений с соблюдением норм действующего законодательства, обеспечивающими условия, гарантирующие охрану жизни и здоровья детей, возложить обязанность на муниципальное бюджетное учреждение «***» в срок до 01.02.2016 года принять меры к обустройству автобусов, предназначенных для организованной перевозки групп детей техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (тахографа), а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, а также приведении транспортных единиц для подвоза школьников в соответствие ГОСТу – 51160-98.

В обоснование исковых требований указано, что в ходе проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения выявлены нарушения закона в деятельности администрации МО «***». На территории района организован подвоз обучающихся в двадцати образовательных учреждениях (885 детей), для которого используется 32 транспортных средства: автобусы *-* гос. № *, * г.в., **-* гос. № *, * г.в.; *-* гос. № *, * г.в., *-*-** гос. № *, * г.в.; микроавтобусы *-* гос. № *, * г.в. и *-* гос. № *, * г.в., автобусы *-*-*, гос. № *, * г.в., *-*-*, гос. № *, * г.в., *-*-*, гос. № * * г.в., *-*-*, *. № *, * г.в., *-*-*, гос. № *, * г.в., *-*-*, гос. № * * г.в., *-*-*, гос. № *, * г.в., *-*-*, гос. № *, * г.в., *-*-*, гос. № *, * г.в., *-*-*, гос. № *, * г.в., *-*-*, гос. № *, * г.в., *-*-*, гос. № *, * г.в., *-*-*, гос. № * * г.в., *-*-* гос. № * * г.в., *-*-*, гос. № *, * г.в., *-*-*, гос. № *, * г.в., *-*-*, гос. № *, * г.в., *-*-** гос. № *, * г.в., *-*-*, гос. № *, * г.в., микроавтобусы *-*, гос. № *, * г.в., *-*, гос. № *, * г.в.,*-*, гос. № *, * г.в., *-*, гос. № *, * г.в., *-*, гос. № *, * г.в., автобусы *-*-*, гос. № * *, * г.в., *-*-*, гос. № * *, * г.в., *-*-*, гос. № * *, * г.в.. При этом техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (тахографами) данные автомобили не обеспечены. Также в ходе проверки установлено, что аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS не обеспеченны * автобусов: *-*, гос. № *, * г.в., *-*, гос. № *, * г.в., *-*, гос. № *, * г.в., *-*-*, гос. № *, * г.в., *-*, гос. № *, * г.в., *-*, гос. № *, * г.в., *-*-*, гос. № *, * г.в., *-*-*, гос. № *, * г.в., *-*-*, гос. № *, * г.в., П*АЗ-*-*, гос. № *, * г.в. Из информации, предоставленной администрацией МО «***» следует, что денежных средств на обеспечение обустройства автобусов, предназначенных для организованной перевозки групп детей техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (тахографа), а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в бюджет района на 2015 год не заложено. Выявленное нарушение не устранено. Несоответствие автобусов, предназначенных для перевозки детей, установленным стандартам и их эксплуатация в таком виде представляет опасность причинения вреда жизни и здоровью детей, что является недопустимым, и требующим немедленного устранения. При этом недостаточность собственных средств администрации МО «***» на переоборудование вышеуказанных школьных автобусов не свидетельствует о правомерности бездействия ответчиков.

Впоследствии исковые требования уточнены в части срока исполнения обязанностей – до 1 апреля 2016 года.

Участвующий в судебном заседании прокурор ***. заявленные требования поддержал в полном объеме.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия.

Представитель ответчика администрации МО «***» не возражал против удовлетворения исковых требований. В отзыве указано, что общее количество транспортных средств для перевозки групп детей к учебным заведениям составляет * автобуса, которые переданы в оперативное управление муниципальному бюджетному учреждению «***» на основании распоряжений председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом и работе с муниципальными предприятиями администрации муниципального образования «***» «О передаче особо ценного движимого имущества в оперативное управление муниципальному бюджетному учреждению «***». Коммерческие перевозки групп детей к учебным заведениям не осуществляются. Указанные транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (тахографами), не оснащены, кроме того аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS не обеспечены * автобусов.

Представитель ответчика МБУ «***» исковые требования признал в полном объеме, указал, что последствия признания иска ему понятны.

Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Часть 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждому гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Согласно статье 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 34 и ст. 40 указанного Федерального закона одной из мер социальной поддержки и стимулирования, предоставляемой обучаемым, является транспортное обеспечение, которое включает организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте. Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.

Статьей 16 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств, либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства.

Статья 19 указанного Федерального закона запрещает эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения.

Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090.

В соответствии с п. 7.4. Перечня эксплуатация транспортных средств запрещена, если не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн и пробки топливных баков, механизм регулировки положения сиденья водителя, аварийный выключатель дверей и сигнал требования остановки на автобусе, приборы внутреннего освещения салона автобуса, аварийные выходы и устройства приведения их в действие, привод управления дверьми, спидометр, тахограф, противоугонные устройства, устройства обогрева и обдува стекол.

Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе, обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения, оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 № 1177 утверждены Правила организованной перевозки группы детей автобусами. В соответствии с пунктом 3 данных Правил для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (требования к году выпуска автобуса вступают в силу с 1 января 2017 года).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» предусмотрено, что оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов (пункт 1 подпункт «г»). Виды транспортных, технических средств и систем, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, определяются федеральными органами исполнительной власти в установленной сфере деятельности (пункт 2). Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления муниципальных образований и подведомственным им организациям рекомендовано принять меры по оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS транспортных, технических средств и систем, закрепленных в установленном порядке за этими органами и организациями (пункт 8).

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.2010 № 55 утвержден Перечень видов автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и опасных грузов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Указанным Перечнем к транспортным средствам, предназначенным для перевозки пассажиров, отнесены транспортные средства категории М2 и МЗ.

В соответствии с пунктами 2.1.2 и 2.1.2.1 ГОСТа Р 52389-2005 «Транспортные средства колесные. Массы и размеры. Технические требования и методы испытаний», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 07.11.2005 № 279-ст, установлено, что к механическому транспортному средству категории М2 и МЗ относится автобус: транспортные средство категории М2 и МЗ, сконструировано и предназначено исключительно для перевозки пассажиров.

Согласно пункта 4.1а. ГОСТа Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования», утвержденного постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 № 101, устанавливающего специальные требования к автобусам, направленные на обеспечение безопасности, жизни и здоровья детей, автобусы для перевозки детей должны соответствовать требованиям безопасности, предъявляемым к транспортным средствам категории М2 и МЗ по ГОСТ Р 52051 с учетом требований данного стандарта.

В судебном заседании установлено, что указанные в исковом заявлении прокурора * транспортных средства (автобусы и микроавтобусы) распоряжениями председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом и работе с муниципальными предприятиями администрации муниципального образования «***» переданы в оперативное управление муниципальному бюджетному учреждению «***» (ранее - Муниципальное автотранспортное учреждение «Трансмед»).

В паспортах транспортных средств в качестве владельца указано МБУ «***».

Данные транспортные средства используются для организации перевозки детей к месту учебы и обратно. При этом * автобуса техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (тахографами), не оснащены, * автобусов не обеспечены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами, подтверждаются материалами дела, в том числе объяснениями должностных лиц ответчиков от 15 сентября и от 2 октября 2015 года, подтверждены ответчиками в документах, представленных суду.

7 сентября 2015 года уполномоченным должностным лицом в области безопасности дорожного движения директору МБУ «***» внесено представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, указано на необходимость принять меры к оборудованию автобусов, предназначенных для организованной перевозки группы детей, техническим средством контроля, обеспечивающим непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (тахографа), а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Представление получено 8 сентября 2015 года, до настоящего времени не исполнено.

По информации МБУ «***», находящиеся в оперативном управлении учреждения автобусы, осуществляющие перевозку детей в школьные учреждения, относятся к категории М3.

Исследованными в судебном заседании доказательствами установлено, что находящиеся в оперативном управлении МБУ «***» транспортные средства, используемые для перевозки школьников к муниципальным образовательным учреждениям не оборудованы тахографами, а * из них - также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов. В соответствии со ст. 23 Устава МО «***» Архангельской области постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом, осуществляющим полномочия по решению вопросов местного значения и отдельных переданных государственных полномочий, является администрация муниципального образования. В связи с этим лицом, обязанным организовать общедоступность общего школьного образования путем перевозки школьников из населенных пунктов, где отсутствуют образовательные учреждения, к месту обучения является администрация МО «***». Кроме того, в силу требований ст. 40 Федерального закона от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» администрация МО «***» Архангельской области является лицом, обязанным организовать бесплатную перевозку обучающихся.

При этом перевозка детей должна быть безопасной, то есть осуществляться с использованием транспортных средств, отвечающих установленным законодательством техническим требованиям.

Принимая во внимание, что администрацией МО «***» не выполнена обязанность по организации перевозки детей с учетом положений законодательства о необходимости оборудования транспортных средств тахографами и аппаратурой спутниковой навигации, необходимо обязать указанного ответчика организовать подвоз обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях детей до муниципальных образовательных учреждений Вельского района с соблюдением норм действующего законодательства, обеспечивающих условия, гарантирующие охрану жизни и здоровья детей.

Заявленный прокурором срок выполнения обязанности - до 1 апреля 2016 года суд считает разумным. Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих исполнению обязанности в пределах данного срока администрацией МО «***» не представлено. С учетом изложенного суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению и в данной части.

Ответчик МБУ «***», на которого как на лицо, осуществляющее эксплуатацию указанных в исковом заявлении прокурора автобусов, возложена обязанность обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения, в том числе, оснащать их тахографами и аппаратурой спутниковой навигации, признал иск. Признание иска выражено свободно, без принуждения. Оно не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. В связи с этим суд принимает его.

Исковые требования обязать муниципальное бюджетное учреждение «***» в срок до 1 апреля 2016 года принять меры к обустройству автобусов, предназначенных для организованной перевозки групп детей техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (тахографами), а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, а также приведении транспортных единиц для подвоза школьников в соответствие ГОСТу – 51160-98 подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Исходя из этого, с ответчика - администрации муниципального образования «***», являющейся органом местного самоуправления, государственная пошлина взысканию не подлежит.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика МБУ «***» подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета МО «***» в размере * рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л :

исковые требования прокурора Вельского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «***» и муниципальному бюджетному учреждению «***» о возложении обязанности организовать подвоз детей до образовательных учреждений с соблюдением норм действующего законодательства и принятии мер к обустройству автобусов, предназначенных для организованной перевозки группы детей техническими средствами контроля, а также аппаратурой спутниковой навигации удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «***» в срок до 1 апреля 2016 года организовать подвоз обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях детей до муниципальных образовательных учреждений Вельского района с соблюдением норм действующего законодательства, обеспечивающих условия, гарантирующие охрану жизни и здоровья детей.

Обязать муниципальное бюджетное учреждение «***» в срок до 1 апреля 2016 года принять меры к обустройству автобусов, предназначенных для организованной перевозки групп детей, техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (тахографами), а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, а также приведении транспортных единиц для подвоза школьников в соответствие ГОСТу – 51160-98.

Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «***» в доход бюджета муниципального образования «***» государственную пошлину в размере * рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд Архангельской области.

Председательствующий подпись Е.С. Стрюкова Согласовано. Судья И.Г. Латфуллин

2-1334/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокуратура Вельского района
Ответчики
Муниципальное бюджетное учреждение "Вельск-Авто"
администрация МО "Вельский муниципальный район"
Суд
Вельский районный суд Архангельской области
Дело на странице суда
velsksud.arh.sudrf.ru
13.10.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.10.2015Передача материалов судье
15.10.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.10.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.10.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.11.2015Судебное заседание
16.11.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.11.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.11.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее