2-2125/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17.11.2016г.
Чайковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Казакова Р.А.
при секретаре Шайдуллиной В.В.,
с участием истца ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чайковский гражданское дело по иску ФИО1 к Правительству Пермского края, Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району о защите нарушенного права на обеспечение жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с требованием о возложении на Правительство Пермского края, Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому району обязанности предоставить ей благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда, в границах Чайковского муниципального района, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33-х квадратных метров. В обоснование заявленных требований указала, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, постоянно проживает на территории Чайковского муниципального района Пермского края, решением Отдела по Красновишерскому муниципальному району Межрайонного территориального управления № 7 Министерства социального развития Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениям специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. Вместе с тем, до настоящего времени специализированным жилым помещение она не обеспечена, что, по мнению истца, свидетельствует о нарушении ее прав, гарантированных Конституцией РФ, Федеральным законом от 21.12.1996 г. №159-ФЗ, Законом Пермской области от 29.12.2004 г. №1939-419.
В судебном заседании истица ФИО1 на иске настаивала, в обоснование приводила изложенные в нем доводы. Дополнительно пояснила, что в настоящее время зарегистрирована по месту жительства у своей подруги в г. Ижевск Удмуртской республики по адресу: <адрес>. Фактически проживает без регистрации в г. Чайковский Пермского края по <адрес> – в квартире, предоставленной соседями по даче. Работает юрисконсультом в ООО «Конструктив». Дополнительно привела доводы о том, что обращалась в суд по месту своей регистрации с требованиями о возложении на уполномоченный орган государственной власти Удмуртской республики обязанности включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениям специализированного жилищного фонда Удмуртской республики по договору найма специализированного жилого помещения, но ДД.ММ.ГГГГ в иске судом ей было отказано.
Представитель ответчика - ТУ Минсоцразвития ПК по Чайковскому МР ходатайствовал о проведении разбирательства в его отсутствие, представил отзыв, в котором указал на несогласие с предъявленными к доверителю исковыми требованиями по тем мотивам, что последний является ненадлежащим ответчиком. Между тем, подтвердил изложенные в иске доводы о том, что решением уполномоченной комиссии МТУ №7 МСР ПК ФИО1 включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда Пермского края на территории Красновишерского района.
Представитель ответчика - Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, в ответ на извещение направил ходатайство о передаче дела по подсудности в Ленинский районный суд г. Перми - по месту нахождения Правительства Пермского края. Ходатайство, исходя из субъектного состава участников спора на стороне ответчиков, судом было отклонено.
Представитель участвующего в деле в статусе третьего лица Министерства социального развития Пермского края не явился, о причинах неявки не сообщил.
Оценив содержание заявленных доводов и возражений, исследовав представленные в обоснование иска доказательства, суд частично удовлетворяет исковые требования, предъявленные ФИО1 к Правительству Пермского края. Исковые требования, предъявленные к ТУ Минсоцразвития ПК по Чайковскому МР удовлетворению не подлежат.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 29.02.2012 года N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Законом Пермской области от 29.12.2004 года N 1939-419 (ред. Закона N 147-ПК от 14.12.2012 года) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьей 6, предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения (ч. 5 указанной статьи).
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из содержания представленных в обоснование заявленных исковых требований доказательств установлено следующее:
ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ в семье ФИО2 и ФИО3 (свидетельство о рождении на л.д. 5).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умерла (свидетельство о смерти на л.д.7), ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО3 (свидетельство о смерти на л.д.8).
Постановлением Администрации Красновишерского района Пермской области – уполномоченным органом местного самоуправления по месту жительства ФИО1 над ней была установлено попечительство со стороны ФИО4 (оборот л.д. 52).
ДД.ММ.ГГГГ комиссией по решению жилищных вопросов Администрации Красновишерского городского поселения было принято решение о постановке ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма в общий список граждан, а также в льготный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (л.д. 9).
ДД.ММ.ГГГГ учетное дело ФИО1 было передано из Администрации Красновишерского городского поселения в Территориальное управление Минсоцразвития ПК по Красновишерскому муниципальному району (информация на л.д. 41, оборот).
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии по опеке и попечительству над несовершеннолетними и совершеннолетними недееспособными гражданами, проживающими на территории Красновишерского муниципального района Пермского края при отделе по Красновишерскому району МТУ №7 Минсоцразвития ПК, на котором было принято решение - не включать в список для обеспечения жилым помещением спецжилфонда Пермского края ФИО1, являющуюся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что ФИО1 зарегистрирована и проживает в другом субъекте Российской Федерации (л.д. 42, оборот, л.д. 43).
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание этой же Комиссии, на котором было принято решение о включении ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения (далее - Список), в связи с тем, что жилое помещение по адресу: <адрес>, было признано непригодным для проживания (л.д. 41). О принятом решении ФИО1 была уведомлена ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40, оборот).
Содержание ответа МТУ №7 Минсоцразвития ПК (л.д. 39) и приложенных к нему документов (л.д. 40-53), а также представленной суду ответчиком – ТУ Минсоцразвития ПК по Чайковском району информации, приводят суд к выводам, что в Списке истица ФИО1 числится до настоящего времени.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Системное толкование положений, закрепленных ст. 6 Закона Пермской области "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", приводит суд к выводам, что факт включения истицы ФИО1 в Список, является самостоятельным и достаточным основанием возникновения у нее права на предоставление уполномоченным органа исполнительной власти Пермского края во владение и пользование жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда на условиях договора найма специализированного жилого помещения. Из содержания представленных суду документов следует, что обстоятельства, связанные с соответствием ФИО1 условиям, установленным в ч.ч. 1, 2 ст. 6 Закона Пермской области "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", выступали предметом оценки со стороны уполномоченного органа - МТУ №7 Минсоцразвития ПК при принятии ДД.ММ.ГГГГ соответствующего решения, повода для переоценки этих обстоятельств суд не усматривает.
Истицей заявлено, что, несмотря на включение в соответствующий список ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение из состава специализированного жилищного фонда в порядке, установленном Законом Пермской области от 29.12.2004 года N 1939-419, ей не предоставлено до настоящего времени.
Указанные доводы истицы участвующими в деле лицами не опровергнуты. Каких-либо доказательств утраты ФИО1 права на социальные гарантии, закрепленные в ст. 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 г. №1939-419, суду не представлено, таких доводов не заявлено. Руководствуясь изложенным, суд соглашается с доводами истицы, что ее право на обеспечение жилым помещением нарушено, оно подлежит судебной защите.
Определяя конкретный способ восстановления нарушенного права истицы, суд на текущий момент не усматривает оснований для выводов о том, что исполнение уполномоченными органами исполнительной власти Пермского края своей обязанности по обеспечению ФИО1 жилым помещением из состава специализированного жилищного фонда будет считаться надлежащим при условии нахождения такого жилого помещения в границах Чайковского муниципального района Пермского края.
Как уже ранее указано, согласно ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации
В соответствии с п.п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 N 1194-п, жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 и должны соответствовать перечисленным в указанных пунктах требованиям, в том числе, жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства, а в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
Из смысла указанных правовых норм следует, что спорная социальная гарантия предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее (гарантию) предоставление.
Согласно п. 1 ст. 20 Гражданского Кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что местом жительства ФИО1 надлежит считать жилое помещение, расположенное в границах Чайковского муниципального района. Заявленные истицей доводы – о постоянном проживании в квартире по адресу: г. Чайковский, <адрес>, какими-либо средствами доказывания не подтверждены. Представленная суду справка о том, что истица работает в ООО «ТРИАЛ», юридическим адресом которого является помещение, расположенное в г. Чайковский, иной оценки анализируемых обстоятельств не влечет, поскольку факт постоянного или преимущественного проживания в границах Чайковского района представленная справка не подтверждает. Кроме того, в подготовительной части судебного заседания истица заявила об ином месте своей работы – ООО «Конструктив».
Недоказанность заявленного факта проживания в границах Чайковского МР, в совокупности со сведениями о том, что в список ФИО1 была включена как жительница Красновишерского района Пермского края, приводит суд к выводам, что обязанность по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в данном частном случае подлежит возложению силой судебного решения на Правительство Пермского края без указания конкретной территории, где оно должно быть расположено. По мнению суда, анализируемый вопрос, с учетом совокупности установленных обстоятельств, подлежит разрешению с учетом сведений о месте жительства истцы, актуальных на день исполнения настоящего судебного решения.
Удовлетворяя исковые требования, предъявленные ФИО1 к Правительству Пермского края, суд руководствуется следующим:
Согласно ст. 23 Устава Пермского края, принятого Законодательным собранием Пермского края 19.04.2007 года (в редакции Закона Пермского края от 27.11.2012 года N 134-ПК) Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими.
В соответствии со ст. 2 Закона Пермского края от 07.09.2007 года N 107-ПК "О системе органов государственной власти Пермского края" система исполнительных органов государственной власти Пермского края представляет собой взаимосвязанную совокупность исполнительных органов государственной власти Пермского края, наделенных в установленном порядке государственными полномочиями, действующую в целях реализации социально-экономического развития Пермского края.
Систему исполнительных органов государственной власти Пермского края составляют: Правительство Пермского края, министерства Пермского края, агентства Пермского края, инспекции Пермского края, иные исполнительные органы государственной власти Пермского края, их территориальные органы или обособленные структурные подразделения на территории Пермского края.
Исходя из Постановлений Правительства Пермского края от 01.03.2013 N 92-п "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от 09.09.2013 N 1194-п «Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений…», реализация заявленного к судебной защите права ФИО1 предполагает совокупность решений и действий должностных лиц различных исполнительных органов государственной власти и учреждений Пермского края, в том числе, возможно, и не привлеченных к участию в настоящем деле (например, финансовых органов).
Учитывая, что Правительство Пермского края является высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, обладающим, в том числе, полномочиями по координации деятельности всех исполнительных органов государственной власти Пермского края, суд возлагает обязанность по предоставлению истице жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, именно на него. Привлечение к гражданско-правовой ответственности данного субъекта властных отношений обеспечит, по мнению суда, оперативное и комплексное восстановление нарушенных прав истицы.
В то же время, суд соглашается с мнением представителей ответчиков, что ТУ Минсоцразвития ПК по Чайковскому МР статусом надлежащего ответчика не обладает, обстоятельств, свидетельствующих о том, что со стороны данного лица имеет место неисполнение, либо ненадлежащее исполнение требований законодательства, повлекшее нарушение прав истицы, судом не установлено, соответственно в иске, предъявленном к данному ответчику суд отказывает.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 33 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: