Решение по делу № А47-1606/2009 от 29.04.2009

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. 9 января 64, г. Оренбург, 460046

e-mail: info@orenburg.arbitr.ru

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

29 апреля 2009 года                                                            Дело № А47-1606/2009

г. Оренбург

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Г.Н. Лазебной,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Комлевой М.А., 

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Оренбурге,

к Индивидуальному предпринимателю Кудяеву Олегу Валерьевичу, Оренбургская область, Оренбургский район, п. Весенний,

о взыскании финансовых санкций за представление неполных и/или недостоверных сведений персонифицированного учета в сумме 644,10 рублей,

при участии представителей сторон:

от заявителя: Вяткиной Е.М. – специалиста-эксперта (доверенность от 20.10.2008г., постоянная),

от ответчика: не явился, извещен надлежаще в силу ст.ст. 123, 124 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

установил:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Оренбурге, обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Индивидуальному предпринимателю Кудяеву Олегу Валерьевичу, Оренбургская область, Оренбургский район, п. Весенний, о взыскании финансовых санкций за представление неполных и/или недостоверных сведений персонифицированного учета в сумме 644,10 рублей.

Отводов суду, ходатайств сторонами не заявлено.

Права и обязанности лицам, участвующим в деле, разъяснены.

Исследовав материалы дела, суд в открытом судебном заседании установил следующее.

Предприниматель в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ) является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.      

Предпринимателем представлена в налоговый орган налоговая декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за 2007 год, согласно которой сумма подлежащих уплате страховых взносов за указанный период составляет 10 083 рублей (из них: 7 202 рублей – на страховую часть трудовой пенсии, 2881 рублей – на накопительную часть трудовой пенсии).

Управлением в ходе проведения камеральной проверки выявлены несоответствия между сведениями, содержащимися в указанной налоговой декларации, и сведениями, содержащимися в представленной предпринимателем форме АДВ-11 «Ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование», согласно которой начислено 6 441 рублей (из них: 4 601 рублей – на страховую часть трудовой пенсии, 1 840 рублей – на накопительную часть трудовой пенсии), т.е. на 3 642 рублей меньше, чем в налоговой декларации.

О выявленном факте несоответствия предпринимателю было сообщено и предложено в срок до 08.07.2008 года представить в Управление необходимые пояснения по выявленным расхождениям или корректирующие формы ранее представленных индивидуальных сведений (извещение № 10-05/53339 от 24.06.2008 года).

Предприниматель в установленный срок испрашиваемые Управлением пояснения или корректирующие формы ранее представленных индивидуальных сведений не представил.

По результатам проверки Управлением составлен акт камеральной проверки № 241 от 08.07.2008 года, на основании которого управлением вынесено решение № 241 от 12.08.2008  года о привлечении страхователя к ответственности за нарушение Федерального закона от 01.04.1996 года            № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде штрафа в сумме 644,10 рублей.

В адрес предпринимателя было направлено требование № 241 от 04.09.2008 года об уплате финансовых санкций за нарушение Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете  в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) в срок до 23.09.2008г.

В связи с тем, что данное требование в установленный срок не исполнено предпринимателем, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании с предпринимателя финансовых санкций за представление неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в установленный законом срок.

Изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

 В соответствии  со  статьей 2  Федерального закона  от 15.12.2001 года       № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) Закон № 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального  (персонифицированного)  учета  сведений  о  гражданах, на которых распространяется действие законодательства  Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

При этом под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 Закона № 27-ФЗ понимаются организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона № 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, перечень которых приведен в п. 2 ст. 11  Закона № 27-ФЗ.

Во исполнение положений статьи 19 Закона № 27-ФЗ Правительством Российской Федерации разработан и утвержден порядок ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 года № 318 «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования» утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (далее – Инструкция).

В пункте 27 Инструкции также как и в статье 11 Закона № 27-ФЗ, предусмотрено положение о том, что каждый страхователь ежегодно, до 1 марта года, следующего за расчетным периодом, представляет в территориальный орган относящиеся к расчетному периоду индивидуальные сведения в отношении каждого работавшего у него застрахованного лица.

Частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ установлено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из содержания указанной нормы следует, что страхователь подлежит привлечению к ответственности как за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, так и за представление неполных и (или) недостоверных сведений. То есть указанная норма права предусматривает два состава правонарушений: несвоевременное представление сведений и представление неполных и (или) недостоверных сведений.

Согласно решению № 241 от 12.08.2008  года о привлечении страхователя к ответственности за нарушение Федерального закона от 01.04.1996 года                № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предпринимателю вменяется представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.

Тем временем, Инструкцией подробно регламентированы действия территориальных органов Пенсионного фонда РФ в такой ситуации.

В соответствии с пунктом 35 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за достоверностью сведений о трудовом (страховом) стаже за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования и о заработной плате (доходе), представляемых страхователями, путем проведения проверок, запроса дополнительных сведений, а также путем сверки сведений о начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносах с данными налоговых органов и органов федерального казначейства. При обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки территориальный орган уведомляет страхователя об имеющихся расхождениях и необходимости их устранения.

Согласно пункту 36 Инструкции страхователь в двухнедельный срок после уведомления территориального органа об имеющихся расхождениях между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки устраняет их и представляет в территориальный орган уточненные данные.

Как указывалось выше, предпринимателю в извещении № 10-05/53339 от 24.06.2008 года было предложено в срок до 08.07.2008 года представить в Управление необходимые пояснения по выявленным расхождениям или корректирующие формы ранее представленных индивидуальных сведений. Испрашиваемые Управлением пояснения предпринимателем представлены не были.

В соответствии с абзацем вторым пункта 36 Инструкции правовым последствием неустранения страхователем в установленный срок имеющихся расхождений является принятие территориальным органом решения о корректировке сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц.

Из изложенного выше следует, что за неустранение страхователем в установленный срок имеющихся в поданных сведениях расхождений ответственность, предусмотренная абзацем третьим статьи 17 Закона                        № 27-ФЗ, не установлена.

Необходимо также отметить, что Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 Информационного письма от 11.08.2004 года № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании» высказал правовую позицию, согласно которой «размер штрафа, подлежащего взысканию за представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены неполные сведения».

Пенсионный фонд Российской Федерации довел до территориальных органов ПФР приведенную позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации письмом от 31.08.2004 года № АК-09-25/9488.

Во избежание судебных споров, связанных с взысканием сумм от применения финансовых санкций за непредставление в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, Пенсионный фонд Российской Федерации в письме от 28.06.2006 года № КА-09-26/6784 «О взыскании сумм от применения финансовых санкций» указал территориальным органам ПФР на то, что следует четко руководствоваться положением пункта 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 11.08.2004 года № 79.

Таким образом, сумму штрафа следует исчислять не от всей суммы причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, а от платежей, в отношении которых представлены неполные и (или) недостоверные сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Кроме того, Пенсионный фонд Российской Федерации в названном письме от 28.06.2006 года № КА-09-26/6784 «О взыскании сумм от применения финансовых санкций», указав территориальным органам ПФР на необходимость руководствоваться положением пункта 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 11.08.2004 года № 79, также не дифференцировал правонарушения, выразившиеся в представлении неполных и представлении недостоверных сведений индивидуального персонифицированного учета. Напротив, из данного письма Пенсионного фонда РФ усматривается однородный подход уполномоченного органа к составам правонарушений, предусмотренным частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

То есть сумму штрафа, во всяком случае, следует исчислять не от всей суммы причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, а от суммы платежей, в отношении которых представлены неполные и (или) недостоверные сведения. В противном случае не будут соблюдены справедливость и целесообразность юридической ответственности. Более того, будет умален основополагающий принцип юридической ответственности – соразмерность наказания совершенному правонарушению, – поскольку в отношении части работников работодатель представил полные и достоверные сведения (в этой части данные, указанные в декларации и в ведомости формы АДВ-11 совпадают).

 Из материалов рассматриваемого дела следует, что расчет суммы штрафа произведен Управлением от полной суммы страховых взносов, начисленных согласно представленной предпринимателем Ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (форме АДВ-11). В связи с этим и на основании изложенного суд не усматривает оснований для взыскания исчисленной суммы штрафа с предпринимателя.

Поскольку ни в акте проверки № 241 от 08.07.2008 года, ни в решении          № 241 от 12.08.2008 года нет информации, позволяющей определить, в чем заключается недостоверность и (или) неполнота представленных предпринимателем сведений, а также количество застрахованных лиц, в отношении которых представлены неполные либо недостоверные сведения, суд лишен возможности установить наличие нарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, и определить размер санкций, подлежащих взысканию в порядке, предусмотренном данной нормой закона.

При таких обстоятельствах в удовлетворении требований Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Оренбурге к Индивидуальному предпринимателю Кудяеву Олегу Валерьевичу (10.02.1979 г.р., ИНН 561004740465, ОГРН 305561029000024, регистрационный номер в ПФ РФ 066-234-056154, юридический адрес: 460528, Оренбургская область, Оренбургский район, п. Весенний, ул. Мира, 30) о взыскании штрафа за представление неполных и/или недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в сумме 644,10 рублей следует отказать.

Руководствуясь статьями 167-171, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (10.02.1979 ░.░., ░░░ 561004740465, ░░░░ 305561029000024, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░ ░░ 066-234-056154, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░: 460528, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░, ░░. ░░░░, 30) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░/░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░ ░░░░░ 644,10 ░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░,  ░░░░  ░░░░░░░░ ░  ░░░░░░░░  ░░░░  ░░  ░░░░░░░░░  ░░░░░░░░░  ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ (454080, ░. ░░░░░░░░░, ░░░░░. ░░░░░░, 83)  ░░  ░░░░░░  ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░  ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░: ░. ░░░░░░░░, ░░░. ░░░░░░░░░░, 12; ░░░░░░: 460046, ░. ░░░░░░░░, ░░.9░░░░░░,64). ░ ░░░░  ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░  ░░░  ░░ ░░░░░░░░  ░  ░░  ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░  ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░  ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░  ░░░░░  ░░░░░░░░  ░░░░░░░░░░░░░░  ░░ ░░░░░░░░-░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ www.18aac.ru ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ www.fasuo.arbitr.ru.

░░░░░                                                                                          ░.░. ░░░░░░░░

А47-1606/2009

Категория:
Другие
Статус:
Отказать во взыскании обязательных платежей и санкций (ст.216 АПК РФ)
Ответчики
Кудяев Олег Валерьевич
Суд
АС Оренбургской области
Судья
Лазебной Г. Н.

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее