Решение по делу № 2-197/2017 (2-3262/2016;) ~ М-3580/2016 от 13.12.2016

Дело № 2-197/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Воркута Республика Коми 16 февраля 2017г.

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Гюлумян А.Г.,

при секретаре Краснолуцкой Е.А.,

с участием представителя истца Авсециной О.О.

представителя ответчика администрация МОГО «Воркута» Тимошенко Л.В.,

представителя третьего лица Хроль В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Воркуты в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 35 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Воркуты (далее МОУ «СОШ №35 с УИОП» г.Воркуты ), администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее администрация МО ГО «Воркута») о возложении обязанности обеспечить учреждение физической охраной,

у с т а н о в и л:

прокурор г. Воркуты в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МОУ «СОШ №35 с УИОП» г.Воркуты с требованиями о возложении обязанности в срок до 01 сентября 2017г. обеспечить учреждение физической охраной для поддержания правопорядка в соответствии с требованиями пункта 24 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 № 272. иск мотивирован тем, что прокуратурой города Воркуты в рамках осуществления надзорных функций проведена проверка исполнения образовательными учреждениями требований законодательства о противодействии терроризму и об образовании, в ходе которой в деятельности МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты выявлены нарушения вышеуказанного законодательства, а именно: отсутствует охрана, имеющая лицензию на осуществление охранной деятельности и прошедшей профессиональную подготовку, что существенно снижает антитеррористическую безопасность объекта образования. Охрана учреждения осуществляется сотрудниками образовательного учреждения - вахтер, сторож, что противоречит законодательству о противодействии терроризму и об образовании. 19 февраля 2016г. прокуратурой города в адрес директора МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты внесено представление об устранении указанных нарушений, однако до настоящего времени руководством учреждения нарушения не устранены.

В письменных возражениях МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты требования не признало, указав, что образовательное учреждение имеет технические средства охраны: системами видеонаблюдения, оповещения я и управления эвакуацией, имеется кнопка экстренного вызова полиции, ближайшее отделение полиции находится на соседней улице, связь с ним осуществляется посредством сотовой и телефонной связи, полагало основные мероприятия и требования по осуществлению антитеррористической защищенности объекта выполненными, указав, что планирование организации физической охраны учреждения, осуществляемой частными охранными организациями должно осуществляться администрацией МОГО «Воркута» с обязательным выделением бюджетных средств.

Администрация МОГО «Воркута», привлеченная протокольным определением к участию в деле в качестве соответчика в письменном отзыве и дополнениях к нему требования не признала указав, что МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты является юридическим лицом, самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс и лицевой счет. Создание необходимых условий для охраны здоровья обучающихся и работников образовательной организации в соответствии с п. 15 ч. 3 ст. 28 Закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ относится к компетенции образовательного учреждения. Задача органов местного самоуправления в области противодействия терроризму состоит, по мнению соответчика, в оказании регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий. Школа является подведомственным получателем бюджетных средств главного распорядителя бюджетных средств - Управления образования администрации МО ГО «Воркута», которое, в свою очередь, является соисполнителем муниципальной программы «Обеспечение безопасности населения и территории МО ГО «Воркута» (Постановление № 257 от 18.02.2015). Администрация МО ГО «Воркута» выполнила свои функции в виде доведения бюджетных ассигнований на выполнение муниципального задания до главного распорядителя бюджетных средств – Управления образования администрации МО ГО «Воркута» в отношении получателей бюджетных средств – образовательных учреждений. По мнению соответчика, требование прокурора г. Воркуты об обязании администрации МО ГО «Воркута» обеспечить учреждение школы физической охраной для поддержания правопорядка в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 несет неопределенность действий соответчика в ходе исполнения решения суда, так как, являясь органом местного самоуправления, администрация МО ГО «Воркута» не занимается хозяйственной деятельностью, а исполняет полномочия по решению вопросов местного значения. В п. 24 Требований, на которые ссылается прокурор, отсутствует обязанность местного органа по обеспечению физической охраной. Здание школы имеет несколько отдельных входов, вместе с тем истцом не указано, какой из них должен быть оборудован физической охраной и каким образом должна быть организована физическая охрана. На основании чего, соответчик просит отказать в удовлетворении исковых требований, заявленных к администрации МО ГО «Воркута», как к ненадлежащему ответчику.

В судебном заседании представитель истца на удовлетворении требований настаивал в полном объеме.

Ответчик МОУ «СОШ №35 с УИОП» г.Воркуты надлежаще извещено о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направило.

Представитель 3-его лица Управления образования администрации МО ГО «Воркута» в судебном заседании требования не признал, пояснив, что денежные средства, предусмотренные в бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов на обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, решением № 322 от 27.01.2017 существенно снижены, в связи с чем без дополнительного целевого финансирования учебные учреждения не смогут выполнить требования закона об обеспечении физической охраной.

В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено при существующей явке.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Согласно пунктам 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Пунктом 2 ч. 6 указанной статьи предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации сформулированы в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05 октября 2009 г. Пунктом 11 Концепции к числу основных задач противодействия терроризму отнесено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 2 ФЗ от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно пункту 4 статьи 3 указанного Закона противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены в том числе и муниципальные учреждения образования (пункт 3 статьи 5 ФЗ N 35-ФЗ).

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства по обеспечению безопасности в учреждениях образования, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в школьных учреждениях.

Согласно части 13 статьи 30 ФЗ от 30 декабря 2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Приказом Рособразования от 11 ноября 2009 г. №2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на проведение противопожарных и антитеррористических мероприятий в подведомственных образовательных учреждениях, в том числе на усиление охраны объектов образования. Рабочей группе по противодействию терроризму и экстремистской деятельности в подведомственных образовательных учреждениях предписано предусмотреть разработку и представление на согласование в Минобрнауки России и МВД России проекта нормативного правового акта, регулирующего вопросы обеспечения антитеррористической безопасности объектов образования, включая организацию их охраны.

Письмо Минобразования от 26 января 2011 г. № МКА-70/15 "О мерах, направленных на усиление антитеррористической защищенности и обеспечение противопожарной безопасности», направленное руководителям образовательных организаций, содержит предписание о незамедлительном принятии мер по обеспечению дополнительных мер по охране организаций, ужесточению пропускного режима на объекты, которые в том числе могут быть обеспечены путем организации охраны лицензированной охранной организацией в соответствии с действующим законодательством.

Обязанность по обеспечению школьных учреждений физической охраной установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 № 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий) подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)».

Согласно пунктам 24, 26 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года N 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий) подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» в целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана. К обеспечению физической охраны мест массового пребывания людей могут привлекаться различные общественные объединения и организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Положения нормативно-правовых актов о необходимости проведения вышеуказанных мероприятий являются императивными и не связаны с наличием или отсутствием возможности обеспечения безопасности учреждения.

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").

В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г., расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на территории МО ГО «Воркута» функционирует - МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты, учредителем которого является муниципальное образование городского округа «Воркута», полномочия которого осуществляет администрация МО ГО «Воркута».

Согласно Уставу МОУ «СОШ №35 с УИОП » является бюджетным учреждением, юридическим лицом, самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет Устав, самостоятельный баланс и лицевой счет, открытый в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, печать установленного образца, штамп, бланки и вывеску со своим наименованием на русском и коми языках и другие необходимые реквизиты. Учреждение вправе от своего имени заключать контракты, договоры, соглашения, приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах (п.1.9. Устава).

Прокуратурой г. Воркуты в рамках осуществления надзорных функций проведена проверка исполнения образовательными учреждениями требований законодательства о противодействии терроризму и об образовании, в ходе которой установлено, что в школе охрана организации, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов осуществляется работниками образовательного учреждения (вахтером и сторожем), наличием «тревожной кнопки».

19 февраля 2016г. в адрес директора Учреждения прокуратурой города внесено представление об устранении выявленных нарушений.

Из материалов гражданского дела следует, что администрация МОГО «Воркута в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272 " Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий) подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», своим Постановлением № 1903 от 12 ноября 2015 г. создала межведомственную комиссию по обследованию мест массового пребывания людей.

Постановлением и.о. руководителя администрации МО ГО «Воркута» № 504 от 23 марта 2016 г. утвержден состав межведомственной комиссии по обследованию и категорированию места с массовым пребыванием людей.

Указанной межведомственной комиссией в составе руководителя администрации МОГО «Воркута», директора школы, представителя отдела УФСБ РФ по г.Воркуте, заместителя начальника полиции (ОМВД России по г. Воркуте), заместителя начальника отдела надзорной деятельности г. Воркуты Управления надзорной деятельности и профилактической работы главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций России по Республике Коми, заместителя руководителя администрации МОГО «Воркута», заведующего мобилизационным отделом администрации МОГО «Воркута» с 28 марта 2016г. по 01 апреля 2016г. проведено обследование МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты, по результатам которого, утвержден акт обследования и категорирования места массового пребывания людей и учебному учреждению присвоена 3 категория места массового пребывания людей. Межведомственная комиссия пришла к выводу, что для полного обеспечения антитеррористической защищенности в МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты требуется оказание услуг по физической охране службой безопасности.

17 июня 2016 г. руководителем администрации МО ГО «Воркута» при наличии согласия заместителя начальника УФСБ РФ по Республике Коми, начальника Главного управления МЧС России по Республике Коми и начальника ОМВД России по г. Воркуте утвержден паспорт безопасности МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты, в котором в пункте 13 сделан вывод о том, что надежность охраны и способность противостоять попыткам совершения террористических актов в учреждении соответствует минимальным требованиям антитеррористической защищенности места массового пребывания людей. При этом в качестве первоочередных, неотложных мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности, устранении выявленных недостатков указано на необходимость установки дополнительных камер наружного и внутреннего видеонаблюдения, установка кнопки экстренного вызова полиции, установка резервного прибора мониторинга передачи сигнала о пожаре в пожарную часть, организация физической охраны организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности, установка ограждения по периметру территории.

Как следует из пояснений лиц, участвующих в деле и подтверждается материалами дела, нарушения, послужившие основанием для вынесения прокурором представления, на день судебного заседания не устранены, организация физической охраны МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности не осуществлена.

Учитывая положение пункта 24 Требований, выводы межведомственной комиссии по обследованию и категорированию мест массового пребывания людей, конкретные обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что обеспечение в образовательной организации внутриобъектного и пропускного режима лицами, не имеющими лицензию на осуществление охранной деятельности, существенно снижает уровень антитеррористической защищенности образовательного учреждения, создает условия для совершения актов терроризма, угрожающих жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Вахтеры и сторожи, состоящие в штате образовательной организации не могут обеспечить надлежащий уровень защиты образовательного учреждения, ввиду отсутствия специальной подготовки, и права использования специальных средств защиты и мер административного принуждения, что способствует свободному и бесконтрольному проникновению и пребыванию в образовательном учреждении посторонних лиц и совершению террористических актов, в связи с чем исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Поскольку из системного толкования положений п.4 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 г. следует, что орган местного самоуправления обладает полномочиями по финансированию муниципальных учреждений, то на соответчике-администрации МОГО «Воркута» лежит обязанность финансирования затрат МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты по обеспечению физической охраной.

Доводы ответчика о том, что действующее законодательство не содержит обязательных предписаний относительно осуществления контрольно-пропускного режима в образовательном учреждении только силами охранной организации, имеющей соответствующую лицензию органов внутренних дел, суд находит несостоятельными. Как следует из приведенных выше норм права, они содержат императивные предписания, как в отношении образовательных учреждений, так и органов местного самоуправления. Кроме того, при рассмотрении вопроса о необходимости соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности применяется системное толкование нормативно-правовых актов Российской Федерации, а не конкретно определенного закона.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о возложении обязанности по обеспечению учреждения физической охраной на МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты за счет целевого финансирования соответствующих работ администрацией МО ГО «Воркута», как органа местного самоуправления, являющегося учредителем образовательного учреждения, обеспечивающего его финансирование и обязанного в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма, в связи с чем утверждение о том, что администрация МО ГО «Воркута» является ненадлежащим ответчиком по делу, также является несостоятельным.

Одним из основных аспектов качества правосудия является исполнение судебного акта в разумный срок. В данном случае привлечение учредителя администрацию МО ГО «Воркута» в качестве соответчика и возложение на него обязанности финансирования мероприятий по выполнению правомерных требований прокурора об обязании МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты обеспечить учреждение физической охраной влияет на эффективность правосудия.

Доводы представителя администрации МО ГО «Воркута» о том, что всем образовательным учреждениям города Воркуты ранее произведено финансирование мероприятий антитеррористической направленности, не могут служить основанием для освобождения соответчика от исполнения обязанностей по соблюдений требований действующего законодательства, поскольку факт необеспечения образовательного учреждения физической охраной установлен судом.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом необходимости проведения финасово- организационных мероприятий, а также соблюдения прав и законных интересов неопределенного круга лиц – учащихся, работников и посетителей школы, которые имеют право на обеспечение безопасности жизни и здоровья, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда до 01 сентября 2017г.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

обязать Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 35 с углубленным изучением отдельных предметов » г. Воркуты, администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» в срок до 01 сентября 2017 года обеспечить учреждение физической охраной для поддержания правопорядка в соответствии с требованиями пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий) подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» за счет целевого финансирования соответствующих работ администрацией Муниципального образования городского округа «Воркута».

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме (17 февраля 2017 года).

Председательствующий

2-197/2017 (2-3262/2016;) ~ М-3580/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Воркуты
Ответчики
МОУ «СОШ № 35"
Администрация МО ГО «Воркута»
Другие
Управление образования администрации МОГО "Воркута"
Суд
Воркутинский городской суд
Судья
Гюлумян Армине Григорьевна
13.12.2016[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.12.2016[И] Передача материалов судье
16.12.2016[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.12.2016[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.12.2016[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.01.2017[И] Судебное заседание
16.02.2017[И] Судебное заседание
17.02.2017[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.02.2017[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2018[И] Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
25.01.2018[И] Изучение поступившего ходатайства/заявления
16.02.2018[И] Судебное заседание
12.03.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее