Дело № 2-26/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 января 2013 г.
Сергачский районный суд Нижегородской области в составе
председательствующего судьи Черновской Л.Н.,
с участием зам. прокурора Сергачского района Нижегородской области Проваленовой Н.В.
при секретаре Колякиной О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Норкиной М.А. к Государственному казенному учреждению Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Сергачского района» об объявлении погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, о признании права на ежемесячную денежную компенсацию
УСТАНОВИЛ:
Норкина М.А. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Сергачского района» об объявлении Н. умершим на фронтах Великой Отечественной войны в марте 1943 г., о признании за ней права на ежемесячную денежную компенсацию.
В обоснование заявленного иска указала, что с 09.10.1937 г. она состояла в браке с Н. Ее супруг Н. являлся участником Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. В марте 1943 г., находясь на фронте, он погиб или пропал без вести в возрасте 25 лет. С тех пор о нем не было никаких известий, что дает основания считать Н. погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Согласно справке военного комиссариата Нижегородской области по Воротынскому и Спасскому районам № *** от 21.08.2012 г. рядовой Н. 1918 года рождения был призван в Советскую Армию 29.12.1941 г.
Согласно справке № *** от 22.08.2012 г. военного комиссариата Нижегородской области по Сергачскому и Пильнинскому районам Н. 1918 года рождения призывался 29.12.1941 г. Спасским РВК Горьковской области. Погиб на фронте Великой Отечественной войны в марте 1943 года. Основание: извещение за исх. №*** от 27.08.1946 года ** т.2 за 1946 год.
Согласно извещению № *** от 27.08.1946 года управлением по учету погибшего и пропавшего без вести рядового и сержантского состава Норкина М.А. была извещена, что военнослужащий Н., уроженец ****, 1918 года рождения, находясь на фронте, пропал без вести в марте 1943 года. Согласно извещению Сергачского районного Военного Комиссариата от 13.09.1943 года, которое было выслано ей, красноармеец Н., уроженец с.****, 1918 года рождения, находясь на фронте, пропал без вести в марте 1943 года.
После смерти мужа она как вдова погибшего на фронтах Великой Отечественной войны имеет право на льготы, и пользуется ими с июня 1995 года.
С 01.01.2012 года она имеет право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 года № 142 «О финансовом обеспечении и осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной ч.ч.9,10,13 ст. 3 ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставления им отдельных выплат».
В мае 2012 года она получила сообщение из ГБУ НО «Центр предоставления мер социальной поддержки Сергачского района» за № **** от 16.05.12г., согласно которому ей для реализации прав в соответствии с пунктом 2 б Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации военнослужащим, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 г. № 142 вместе с заявлением необходимо предоставить в органы социальной защиты населения копию документа, подтверждающего гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении ими обязанностей военной службы, либо копию заключения военно-врачебной комиссии, подтверждающую, что смерть военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступила вследствие военной травмы. Также сообщено, что представленное извещение о том, что красноармеец Н. пропал без вести, в настоящее время не является основанием для назначения компенсации. Органом ЗАГС ей отказано в выдаче свидетельства о смерти мужа Н. Решение суда об объявлении Н. погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, а также признании за ней права на денежные выплаты необходимо для представления в органы соцзащиты в целях получения ежемесячной денежной компенсации.
В судебном заседании представитель истца Софронов М.А. уточнил требования, просит признать Н. 1918 года рождения погибшим ( умершим) при исполнении обязанностей военной службы в боевых действиях в Великой Отечественной Войне в марте 1943 г. и признать за истцом право на ежемесячную денежную компенсацию с 01.01.12 г.
Представитель ответчика Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Сергачского района» был надлежаще извещен о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, просит рассмотреть дело в отсутствии представителя, возражений по иску не имеет.
Представитель третьего лица Военного комиссариата Нижегородской области просит рассмотреть дело в отсутствии представителя, иск считает необоснованным.
Прокурор Сергачского района Проваленова Н.В. заявленные требования просит удовлетворить.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, мнение прокурора, суд считает, что требование заявлено обоснованно и подлежит удовлетворению.
К данному выводу суд приходит на основании следующего.
В соответствии со ст. 45 ч. 2 ГК РФ военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.
Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.
Как следует из представленных документов военных учреждений – Военного комиссариата Нижегородской области, Сергачского районного военного комиссариата Нижегородской области, Н., имеющий воинское звание – рядовой, 29.12.1941 г. был призван Спасским РВК Горьковской области в Советскую Армию. Основание призыва: «Алфавитная книга военнообязанных, призванных и отправленных по мобилизации в ряды Советской Армии». Инв. № 192, лист 72 (л.д. 9), что подтверждает нахождение Н. на воинском учете на период Великой Отечественной войны. Из справки Военного комиссариата Нижегородской области следует, что Н. погиб на фронте Великой Отечественной войны в марте 1943 г. (л.д. 11). Из извещения Сергачского районного военного комиссариата Нижегородской области от 13.09.1943 г. следует, что Н. пропал вез вести в марте 1943 г. (л.д. 10). Данное обстоятельство подтверждается, также, извещением Управления по учету погибшего и пропавшего без вести рядового и сержантского состава (л.д. 12).
Согласно извещению территориального отдела ЗАГС Нижегородской области от 13.12.2012 г. запись акта о смерти Н. в архиве органов ЗАГС Нижегородской области за период с 01.01.1940 г. по 31.12.1946 г. отсутствует, архивный фонд сохранен не полностью.
Из показаний заявительницы Норкиной М.А. следует, что с 1943 года и до настоящего времени никаких сведений о месте нахождения Н. не имеется.
Таким образом, судом установлено, что по месту жительства Н. сведений о месте его пребывания не имеется с 1943 г., что позволяет сделать вывод, что Н. погиб при исполнении обязанностей военной службы.
Обстоятельств, дающих основания полагать, что Н. скрывается умышленно, судом не установлено.
Согласно ст. 279 ч. 2 ГПК РФ решение суда, которым гражданин объявлен умершим, является основанием для внесения органом записи актов гражданского состояния записи о смерти в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния.
Объявление Н. умершим необходимо заявительнице для реализации права на получение денежной компенсации как члену семьи военнослужащего, погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы.
Норкиной М.А. Государственным казенным учреждением Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Сергачского района» отказано в выплате денежной компенсации в связи с отсутствием документа, подтверждающего, что смерть Н. наступила при исполнении им обязанностей военной службы (л.д. 13).
В соответствии с п. 2 б Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным Фондом РФ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. № 142, ежемесячная денежная компенсация выплачивается членам семьи умершего (погибшего) инвалида, а также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы (далее - члены семьи).
Частью 13 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» при установлении военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного его здоровью.
Согласно п. 11 ст. 3 Закона членами семьи инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 9 настоящей статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего) кормильца или трудоспособности считаются супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы в зарегистрированном браке с ним. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частью 9 настоящей статьи, имеет супруга (супруг), достигшая возраста 50 лет (достигший возраста 55 лет) или являющаяся (являющийся) инвалидом.
В судебном заседании установлено, что Н. и Сорокина М.А., 1918 г.р., вступили в брак 09.10.1937 г., супруге присвоена фамилия – Норкина, что подтверждается свидетельством о браке (л.д. 14).
Согласно п. 18 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10, и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется пенсионным фондом Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 г. № 142, ежемесячная денежная компенсация назначается со дня возникновения права на нее.
Исходя из указанных выше правовых норм, суд приходит к выводу о наличии у истца права на получение ежемесячной денежной выплаты с момента возникновения права на нее – с 01 января 2012 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ( ░░░░░░░░) ░. 1918 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 1941-1945 ░░░░░.
░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░ 1943 ░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░. **** 1918 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░. *****, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ***** ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 07.11.2011 ░. № 306-░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 22.02.2012 ░. № 142 ░ 01 ░░░░░░ 2012 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░:______________________ ░.░. ░░░░░░░░░░