Дело № 2-1119/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 декабря 2014 года пгт. Каа-Хем
Кызылский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Кочергиной Е.Ю., при секретаре Ховалыг А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ооржак И.А. о признании незаконными бездействий Администрации пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва в предоставлении земельного участка в аренду с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, обязании принять решение о предоставлении земельного участка в аренду с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, с участием представителя заявителя Очур М.А.., представителя заинтересованного лица Администрации пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва Идам Д.С., представителя заинтересованного лица Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва Иргит А.А.
УСТАНОВИЛ:
Ооржак И.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными бездействий Администрации пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва в предоставлении земельного участка в аренду с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, обязании принять решение о предоставлении земельного участка в аренду с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, указав в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна с заявлением о предоставлении ей земельного участка по адресу: <адрес> из земель ДНТ «Сайзырал», как члену общества), на которое ответчиком во исполнения решения Кызылского районного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №, и постановления и требования судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ вынесен отказ решением от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой «В связи с отсутствием правоустанавливающих документов». Её неоднократные обращения остались проигнорированными, оспариваемый отказ был направлен только судебным исполнителем ДД.ММ.ГГГГ, который она получила по почте ДД.ММ.ГГГГ. Данный отказ, считает необоснованным, она является членом садоводческого дачного общества «Сайзырал» и исправно платит аренду за землю, подавала заявление о предоставлении на праве аренды земельного участка. Она как собственник дачного участка, с 2007 года законно пользуется им, в течении длительного времени, другого жилья в собственности не имеет, из-за административных проволочек, а именно сначала требования оформить документы на общество в целом, она не смогла вовремя оформить документы на землю, исправно платить все платежи, несет бремя содержания, как правопреемник имеет преимущественное право аренды. Правоустанавливающие документы ею были представлены, членская книжка садовода ( членство с 2007 года), а также квитанция по оплате арендной платы за 3 года, схема места расположения земельного участка для согласования и утверждения. Данный участок соответствует правилам землепользования и застройки пгт. Каа-Хем, а также генеральному плану пгт. Каа-Хем. По запросу суда Администрацией был предоставлен утвержденный сводный реестр членов дачного общества «Сайзырал», данным документом подтверждается, что она <данные изъяты> Ооржак И.А. является членом дачного общества «Сайзырал» и ей отведен земельный участок по <адрес>). Ответ Администрации пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва не основан на требованиях закона и не разрешает её заявление. Просит признать отказ Администрации пгт. Каа-Хем Кызылского района в предоставлении земельного участка в аренду, с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 900 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> незаконным, обязать Администрацию пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва принять решение по заявлению Ооржак И.А. о предоставлении в аренду на 5 лет земельного участка для индивидуального жилищного строительства имеющий адресные ориентиры: <адрес>, путем издания соответствующего распоряжения.
10 декабря заявитель уточнила свои требования, указав в обоснование, что Ооржак И.А. обратилась в Администрацию п.Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва (далее по тексту Администрация пгт. Каа-Хем) с заявлением о предоставлении земельного участка общей площадью № кв.м. в аренду для индивидуального жилищного строительства, <данные изъяты> входящий номер № от ДД.ММ.ГГГГ года. Письмом Администрации пгт.Каа-Хем Кызылского района судебному приставу исполнителю от ДД.ММ.ГГГГ года, им стало известно ДД.ММ.ГГГГ в день, когда ими было получено постановление об окончании исполнительного производства, что по ее заявлению принят отказ от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на то, что нет правоустанавливающих документов. Отказ считает не обоснованным и незаконным по следующим основаниям. В связи с тем, что на жилой дом отсутствуют документы в соответствии с земельным и градостроительным законодательством оформление правоустанавливающих документов на объект недвижимости необходимо начинать с оформления прав на земельный участок, на котором находится недвижимость. Бездействие Администрации пгт.Каа-Хем Кызылского района РТ, выраженное в отказе в предоставлении земельного участка в аренду, нарушает законные права и интересы Ооржак И.А. так как она не может оформить права на земельный участок, жилой дом. В соответствии со ст.222 Гражданского Кодекса РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находиться земельный участок, где осуществлена постройка. Из вышеуказанной нормы закона следует, что если на земельный участок под самовольной постройкой не имеется правоустанавливающих документов на праве собственности, пожизненном наследуемом владении или постоянном (бессрочном) пользовании, то суд откажет в иске о признании права собственности на самовольно построенный жилой дом. Необходимо решение Администрации пгт.Каа-Хем Кызылского района РТ о предоставлении в аренду земельного участка. Жилой дом соответствует архитектурным, противопожарным нормам и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. В соответствии со ст.30.1 Земельного Кодекса РФ при поступлении заявления о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства Администрация пгт.Каа-Хем Кызылского района РТ должно принять одно из трех решений: удовлетворить и опубликовать в средствах массовой информации извещение для неопределенного круга лиц о предстоящем предоставлении земельного участка в аренду; принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка в собственность или в аренду; оставить заявление без удовлетворения с предоставлением письменного обоснованного отказа в предоставлении земельного участка; Администрация пгт.Каа-Хем Кызылского района РТ принять решение о продаже с аукциона испрашиваемого земельного участка не может в силу закона, так как на открытый аукцион выставляются для индивидуального жилищного строительства земельные участки свободные от каких-либо зданий, строений и сооружений. В соответствии с Земельным законодательством существует исчерпывающий перечень земельных участков, которые не должны передаваться в аренду или в собственность. Это изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральным законом (п. 11 ст.22 ЗК РФ). Основание по которому Администрация пгт.Каа-Хем Кызылского района РТ отказало Ооржак И.А. в предоставлении земельного участка в аренду, считаем не обоснованным. Просит признать бездействие Администрации пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва в предоставлении земельного участка в аренду с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, общей площадью № кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, незаконным. Обязать Администрацию пгт. Каа-<адрес> РТ, принять решение о предоставлении земельного участка в аренду с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, общей площадью № кв.м. расположенного по адресу: <адрес> в порядке определенном п.3 ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации путем опубликования в средствах массовой информации извещения для неопределенного круга лиц о предстоящем предоставлении земельного участка в аренду.
Заявитель Ооржак И.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, в письменном заявлении ходатайствовала о рассмотрении заявления без её участия с участием её представителя. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя согласно ч.2 ст.257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя Очур М.А.. поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить в полном объеме, уточнив, что просит обязать Администрацию пгт. Каа-Хем Кызылского района РТ принять решение о предоставлении земельного участка в аренду с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 900 кв.м. расположенного по адресу: <адрес> в порядке определенном п.3 ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации путем опубликования в средствах массовой информации извещения для неопределенного круга лиц о предстоящем предоставлении земельного участка в аренду в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Также пояснила, что обжалуют бездействие администрации, выраженное в отказе в предоставлении земельного участка в аренду с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 900 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Представитель заинтересованного лица Администрации пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва Идам Д.С. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований, пояснив, что Ооржак И.А. обращалась в Администрацию пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна и администрацией не один раз давался ответ, что комиссией по муниципальному земельному контролю ей было отказано. С 2006 года не разграниченными землями распоряжается Администрация муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, поскольку администрацией принималось решение по заявлению Ооржак И.А., то факт бездействия не имел место. Согласно протокола № заседания комиссии, осуществляющей муниципальный земельный контроль на территории «Поселка городского типа Каа-Хем» Кызылского кожууна Республики Тыва Ооржак И.А. отказано в виде отсутствия правоустанавливающих документов. Решением от ДД.ММ.ГГГГ Администрация пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна обязана была принять меры к рассмотрению заявления Ооржак И.А. о предоставлении ей в аренду земельного участка в порядке и сроки, установленные законодательством. Данные меры были приняты, что подтверждается постановлением судебного пристава - исполнителя об окончании исполнительного производства.
Представитель заинтересованного лица Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва Иргит А.А. в судебном заседании оставила разрешение заявления на усмотрение суда.
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее в т.ч. ГПК РФ) заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии с положениями ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Исходя из п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Согласно частям 1,2,3 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктами 2.1 и 2.4 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса, пунктом 4 настоящей статьи.
Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
В соответствии с подп. 1 и 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, а также из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Суд констатирует, что для признания судом незаконными решений органов местного самоуправления необходимо наличие доказанности совокупности двух условий: незаконность оспариваемых решений, а также нарушение прав и свобод гражданина либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответственности, при этом бремя доказывания в указанной части возлагается на заявителя.
В ходе рассмотрения дела суд установил, что заявитель не представил доказательств, безусловно подтверждающих нарушение его прав и свобод или создание препятствий к их осуществлению оспариваемым решением органа местного самоуправления, что само по себе исключает возможность удовлетворения его заявления.
Отказывая заявителю в удовлетворении заявленных требований суд исходит из того, что заявитель не является собственником недвижимости, находящейся на испрашиваемом земельном участке, а следовательно, отсутствуют основания для предоставления ему данного земельного участка по нормам ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что на испрашиваемом заявителем земельном участке имеется строение. Доказательств, принадлежности заявителю указанного строения, не имеется. Проживание заявителя в указанном здании по адресу продолжительное время правового значения для рассматриваемого заявления не имеет. Доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для вселения и проживания в указанное здание, заявителем суду представлено не было.
Статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
По существу суд при разрешении дела исходит и из того, что на момент разрешения дела основания для возложения на администрацию пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва обязанности предоставить испрашиваемый заявителем земельный участок, отсутствуют. На кадастровый учет земельный участок не поставлен. Следовательно, самостоятельным объектом земельных отношений он не является.
Заявитель не приводит заслуживающих внимания доводы, которые бы свидетельствовали в пользу того, что у нее самой возникло право на получение испрашиваемой земли в аренду или собственность.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд пришел к выводу о том, что на земельном участке отсутствуют принадлежащие заявителю на праве собственности и зарегистрированные в установленном законом порядке объекты недвижимости.
В силу ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ч. 4 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя. Между тем, в данном случае, одновременное наличие таких обстоятельств не было установлено и не усматривается. При отсутствии такой совокупности, заявление удовлетворению не подлежит.
Пунктом 4 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории;
В соответствии с частями1,2 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: 1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; 2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; 3) утверждение правил землепользования и застройки поселений; 4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; 5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; 6) принятие решений о развитии застроенных территорий; 7) проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; 8) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относятся: 1) подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов; 2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципальных районов; 3) утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий; 4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования муниципальных районов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; 5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях; 6) ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях муниципальных районов.
Согласно п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
Проанализировав вышеприведенные нормы, суд исходит из того, что предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства в соответствии с п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, является правом органа местного самоуправления, самостоятельно принимающего решения по распоряжению конкретными земельными участками, находящимся в муниципальной собственности или в его ведении. Предоставление земельного участка в аренду под жилищное строительство в порядке ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется из числа тех земельных участков, которые сформированы для этих целей. Между тем, вопреки доводам заявителя, сведений о том, что испрашиваемый земельный участок был сформирован, поставлен на кадастровый учет и предназначен для индивидуального жилищного строительства, не имеется.
При таких обстоятельствах действия администрации в отказе предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства требованиям закона не противоречит и права заявителя не нарушает. У суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Вместе с тем, положениями части 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, установлен общий порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования, который включает в себя действия: проведение работ по формированию земельного участка, подготовку документов для государственного кадастрового учета, определение разрешенного использования земельного участка, определение технических условий подключений объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, публикация сообщений о проведении торгов (аукциона) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков.
Кроме того, статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации, установлен порядок приобретения земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах). В силу пункта 1 данной статьи, предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с пп. 1 пункта 4 статьи 30 указанного Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
Учитывая, что на момент подачи заявления Ооржак И.А. земельный участок, в соответствии с требованиями закона, сформирован не был, доводы жалобы об исключительном праве заявителя на предоставление земельного участка являются необоснованными.
Из дела следует, что на момент рассмотрения дела судом земельный участок не сформирован, не осуществлен его государственный кадастровый учет.
При таких обстоятельствах, и учитывая наличие заявления Ооржак И.А. о предоставлении спорного земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, суд приходит к выводу, что не имеется оснований для удовлетворения заявления.
Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, решение органа местного самоуправления об отказе в предоставлении данного земельного участка в аренду не нарушает права заявителя и не противоречит закону.
Таким образом, заявителем избран ненадлежащий способ защиты права.
В соответствии с п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при удовлетворении заявления в резолютивной части решения необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.
Таким образом, условием для удовлетворения требований в порядке главы 25 ГПК РФ является факт нарушения прав заявителя, которое требует его пресечения и восстановления на момент рассмотрения дела.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, данными в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
Поскольку требования заявителя направлены на оспаривание решения органа местного самоуправления об отказе в заключении договора аренды, спор о праве отсутствует, в связи с чем заявленные требования подлежат рассмотрению по правилам гл. 25 ГПК РФ, независимо от избранной заявителями формы обращения в суд.
Анализ приведенных выше норм земельного законодательств в их правовой связи позволяет сделать вывод о том, что предоставление земельных участков в аренду должно производиться исключительно с соблюдением принципа публичности, в силу которого органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны сообщать населению информацию о предоставлении земельных участков, независимо от целей, для которых они предоставляются.
Исходя из толкования данной правовой нормы, опубликование указанных сведений в печатном издании является обязательным.
Несоблюдение указанных требований норм права свидетельствует о нарушении предусмотренного законом порядка предоставления земельных участков в аренду.
Как следует из материалов дела Ооржак И.А. с ДД.ММ.ГГГГ является членом ДНТ «Сайзырал».
Решением Кызылского районного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ заявление Ооржак И.А. о признании незаконным бездействия Администрации пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва по не предоставлению земельного участка и обязании принять решение о предоставлении земельного участка удовлетворено частично. Возложена обязанность на Администрацию пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва принять меры к рассмотрению заявления Ооржак И.А. о предоставлении ей в аренду земельного участка в порядке и сроки, установленные законодательством.
Из ответа председателя Администрации пгт. Каа-Хем ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Администрация пгт. Каа-Хем на Постановление от ДД.ММ.ГГГГ и требование от ДД.ММ.ГГГГ о принятии мер к рассмотрению заявления Ооржак И.А. о предоставлении ей в аренду земельного участка сообщает, что комиссией, осуществляющей муниципальный земельный контроль на территории пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна ДД.ММ.ГГГГ во исполнение решения Кызылского районного суда Республики Тыва № от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено заявление от ДД.ММ.ГГГГ № гражданки Ооржак И.А., проживающей по адресу <адрес> предоставлении ей в аренду земельного участка по адресу: <адрес>. Комиссией вынесено решение (Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) об отказе предоставления в аренду земельного участка по адресу: <адрес> гражданке Ооржак И.А., в связи с отсутствием правоустанавливающих документов.
Из протокола № заседания комиссии, осуществляющей муниципальный земельный контроль на территории «Поселка городского типа Каа-Хем» Кызылского кожууна Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Ооржак И.А. отказано в ввиду отсутствия правоустанавливающих документов.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство № окончено в связи с фактическим исполнением исполнительного документа.
Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на имя Ооржак И.А. отсутствуют сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости.
Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества на вид объекта: земельный участок, адрес: <адрес> отсутствуют.
Из свидетельства о государственной регистрации права серии <данные изъяты>
Из свидетельства о государственной регистрации права серии <данные изъяты>
Из свидетельства о государственной регистрации права серии <данные изъяты>
Членская книжка, выданная Ооржак И.А. <данные изъяты> не может быть признана доказательством предоставления ей спорного земельного участка, поскольку в ней не указаны основания выделения данного участка, указано только время вступления в члены товарищества ДД.ММ.ГГГГ и дата выдачи членской книжки ДД.ММ.ГГГГ. Иных документов, подтверждающих возникновение права владения земельным участком именно по основаниям, предусмотренным законом или договором, заявителем Ооржак И.А. не представлено.
Доказательств наличия у Ооржак И.А. зарегистрированных прав, либо других, предусмотренных законом оснований для пользования спорным земельным участком, не представлено в соответствии с ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что орган местного самоуправления рассмотрел поступившее письменное обращение Ооржак И.А. в соответствии с их компетенцией. Отказа в удовлетворении заявления и неполучение письменного ответа на свое обращение не свидетельствует о бездействии со стороны Администрации пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва.
При этом, факт обращения с заявлением о предоставлении земельного участка не является безусловной обязанностью органа местного самоуправления предоставить испрашиваемый земельный участок вне процедур, урегулированных земельным законодательством, прав на земельный участок не порождает.
Системный анализ приведенных выше положений закона позволяет сделать вывод о том, что принятие решения о предоставлении земельного участка тем или иным способом является исключительной прерогативой исполнительного органа местного самоуправления.
В соответствии со ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.
Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, необходимы следующие документы: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
В решениях об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, может быть указано полномочие правообладателя земельного участка, из которого при разделе или объединении образуются земельные: участки, на обращение с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемые земельные участки. При этом выдача исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, правообладателю земельного участка доверенности на совершение указанных действий не требуется.
Заявителем какие-либо документы о формировании данного земельного участка не представлены, его границы на местности не определены.
Проанализировав вышеуказанные нормы права и письменные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу, что право гражданина инициировать процедуру предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства должно согласовываться с решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков, однако из материалов дела следует, что спорный земельный участок не сформирован, на государственный кадастровый учет не поставлен. Учитывая изложенное, заявление признано судом не подлежащим удовлетворению.
В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее в т.ч. ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно п. п. 1, 3 ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки. В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным. В указанном договоре аренды сведения о земельном участке не позволяют его определенно установить, участок не был сформирован в установленном порядке и поставлен на кадастровый учет, сведений об этом договор не содержит.
Системный анализ приведенных выше положений закона позволяет сделать вывод о том, что принятие решения о предоставлении земельного участка тем или иным способом является исключительной прерогативой исполнительного органа местного самоуправления.
Согласно п. 1 ст. 38 ЗК РФ предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с п.п. 1 п. 4 ст. 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
Принимая во внимание, что суд принимая решение по заявленным требованиям, которые в данном случае противоречат требованиям ЗК РФ, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Ооржак И.А.
При этом отсутствие документально оформленного распоряжения о проведении торгов (конкурсов, аукциона) в отношении спорного земельного участка само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого заявителем отказа, поскольку нормы ст. 30.1 ЗК РФ не подлежат применению вне связи с нормами ст. 30 ЗК РФ, которые регламентирует порядок предоставления земельного участка. Из п. 4 ст. 30 ЗК РФ следует, что в отношении земельного участка, который не сформирован, а именно такой участок испрашивает заявитель, преждевременно в порядке ст. 30.1 ЗК РФ выносить решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка.
Особенностью предоставления земельного участка для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности является то, что в соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ он предоставляется без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 ст. 24, пунктами 2.1 и 2.4 статьи 30, пунктом 4 ст. 30.1 и пунктом 27 статьи 38.1 ЗК РФ.
Лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства вправе претендовать только на сформированные в установленном порядке и предназначенные для этих целей земельные участки, поставленные на кадастровый учет.
Данный вывод следует из понятия земельного участка, приведенного в ст. 11.1 ЗК РФ и положений ст. 38.1 ЗК РФ, согласно которой аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение (технологическое присоединение).
При изложенных обстоятельствах отказ в предоставлении заявителю Ооржак И.А. истребуемого участка ее прав не нарушает и по смыслу ст. 258 ГПК РФ не может быть признан незаконным, независимо от наличия соответствующих полномочий у лица, принявшего такое решение.
Требование об обязании заключить договор аренды указанного участка также не может быть удовлетворено по изложенным выше основаниям. Кроме того, обязанность заключить договор аренды на земельный участок для жилищного строительства возникает у уполномоченного органа только в случае, если аукцион признан несостоявшимся по причине участия в нем менее двух заявок или в случае победы заявителя в аукционе. В данном же случае такой аукцион не назначался и не проводился по причине отсутствия участка, право собственности или право на заключение договора аренды которого, может быть предметом такого аукциона.
При изложенных обстоятельствах законные основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Таким образом, необходимо отказать в удовлетворении заявления Ооржак И.А. о признании незаконными бездействий Администрации пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва в предоставлении земельного участка в аренду с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, обязании принять решение о предоставлении земельного участка в аренду с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления Ооржак И.А. о признании незаконными бездействий Администрации пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва в предоставлении земельного участка в аренду с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, обязании принять решение о предоставлении земельного участка в аренду с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Тыва в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Кызылский районный суд Республики Тыва.
Мотивированное решение изготовлено 24 декабря 2014 года.
Председательствующий: Кочергина Е.Ю.