Дело № 2-438/11
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
п. Плесецк 08 июня 2011 года.
Плесецкий районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Куйкина Р.А.
с участием помощника прокурора Богданова А.Л.,
при секретаре Ильиной Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-438/11 по заявлению прокурора Плесецкого района Архангельской области об оспаривании бездействия администрации муниципального образования «Емцовское»,
установил:
прокурор Плесецкого района Архангельской области обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации МО «Емцовское», мотивируя свои доводы тем, что в ходе проведения проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере безопасного функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса и гидротехнических сооружений установлено, что на территории МО «Емцовское» в нарушение ст. 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не разработан Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, и финансовые средства для осуществления мероприятий, связанных с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций не предусмотрены. Отсутствие Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования «Емцовское» может повлечь за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц в случае возникновения на территории муниципального образования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Обязанность разработать указанный Порядок возложена законом на органы местного самоуправления, в данном случае на администрацию муниципального образования «Емцовское».
В судебном заседании помощник прокурора Богданов А.Л. настаивал на заявленных требованиях по мотивам, установленным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица администрации МО «Емцовское» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просили о рассмотрении дела без участия представителя.
На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя заинтересованного лица.
Выслушав мнение помощника прокурора, изучив материалы дела, суд находит, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
В силу ст. 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления. Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с п.п. 2 и 3 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 года № 1340 (далее - Порядок) резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются, в том числе, местные резервы материальных ресурсов решением органов местного самоуправления;
В силу п. 6 указанного выше Порядка резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций используются при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, для развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан, оказания им единовременной материальной помощи и других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения.
В соответствии с п. 7 Порядка финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств местных бюджетов - местные резервы материальных ресурсов.
Согласно п. 8 ч. 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 85-5-ОЗ «О компетенции органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является одной из основных функций органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в Архангельской области.
В соответствии со ст. 5 указанного областного закона органы местного самоуправления самостоятельно: принимают в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования; осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования.
В соответствии с ч. 4 ст. 8 указанного областного закона порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального ого характера определяется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 ст. 26 Устава МО «Емцовское» администрация муниципального образования «Емцовское» является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Емцовского городского поселения.
Согласно п. 3 ст. 26 Устава МО «Емцовское» администрация в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения, а также осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Емцовского городского поселения федеральными законами и законами Архангельской области.
Как установлено в судебном заседании, в ходе проведения проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере безопасного функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса и гидротехнических сооружений было установлено, что в МО «Емцовское» не разработан Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, и финансовые средства для осуществления мероприятий, связанных с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций не предусмотрены, что подтверждается материалами проверки, а именно докладной запиской прокурора Плесецкого района и сообщением главы МО «Емцовское».
Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что представленными доказательствами подтверждается, что до настоящего времени администрация МО «Емцовское» не выполнила возложенную на нее законом обязанность разработать Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в связи с чем ее бездействие в указанной части является незаконным.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление прокурора Плесецкого района Архангельской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Емцовское», выразившееся в том, что на территории муниципального образования «Емцовское» не разработан Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Обязать администрацию муниципального образования «Емцовское» устранить допущенные нарушения в полном объеме, а именно разработать Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме путем подачи жалобы через Плесецкий районный суд Архангельской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 14 июня 2011 года.
Председательствующий: Р.А. Куйкин.
<данные изъяты>