Дело № 2-1767 /2018
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«16» мая 2018 года г. Волгоград
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи: Могильной Е.А.
при секретаре: Акимовой В.В.
С участием: представителя ответчика ФСИН России ФИО представителей ответчика ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Волгоградской области ФИО, представителя третьего лица УФСИН России по Волгоградской области ФИО, представителя УФК по Волгоградской области ФИО, помощника прокурора Центрального района г. Волгограда ФИО
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по иску ФИО к ФСИН России, ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Волгоградской области, Министерству финансов России в лице Управления Федерального казначейства по Волгоградской области о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
ФИО обратился в суд с иском к ФСИН России, ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Волгоградской области, Министерству финансов России в лице Управления Федерального казначейства по Волгоградской области о взыскании компенсации морального вреда.
В обосновании иска указал, что с 08.09.2016 года по ДД.ММ.ГГГГ содержался в камере №... ФКУ СИЗО – 1 УФИН России по Волгоградской области. В камере №... он был помещен в нечеловеческие условия, которые вызвали у него нравственные страдания. Площадь камеры 14 квадратных метра на шесть спальных мест. В камере отсутствовал солнечный свет, при котором невозможно писать и читать. Помывка производится один раз в неделю не более 15 минут, что недостаточно.
Белье не стиралось, а запаривалось, новое белье не выдавалось. Пища очень плохого качества, скудная, сахар в чай не клали, специй, овощей не было. На окнах металлические решетки, на дверях тяжелые цепи.
Камера была сырой и холодной, продукты в магазине плохого качества.
Просит взыскать с ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Волгоградской области в пользу ФИО компенсацию морального вреда в размере 400 000 рублей.
В ходе судебного разбирательства судом привлечены к участию в процессе в качестве соответчиков Федеральная служба исполнения наказаний России, Министерство финансов РФ в лице УФК по Волгоградской области, в качестве третьего лица УФСИН России по Волгоградской области.
Истец в судебное заседание не явился, содержится в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области, извещение о дате судебного извещения получил, о чем имеется расписка о вручении извещения.
Представитель ответчика ФСИН России ФИО в судебном заседании исковые требования не признала, указала, что истцом не предоставлено доказательств, свидетельствующих о причинении ему морального вреда Администрацией ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Волгоградской области.
Представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Волгоградской области ФИО против требований возражала, также указала, что истцом не предоставлено доказательств причинения ему нравственных страданий.
Представитель УФК по Волгоградской области ФИО против требований возражал, указал, что истец не предоставил доказательства, подтверждающие изложенные в исковом заявлении обстоятельства.
Помощник прокурора Центрального района г. Волгограда ФИО против требований возражала, указала, что по результатам прокурорской проверки нарушений содержания истца в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Волгоградской области не установлено.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав доказательства по делу, полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Права и свободы человека и гражданина в силу ст. 18 Конституции РФ являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По тем же правилам возмещается причиненный моральный вред - физические и нравственные страдания.
В силу ст. 151 п. 2, 1101 п. 2 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как разъяснено в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 от 20.12.1994 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В силу ст. 15 указанного Федерального закона N 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Согласно ст. 23 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности; норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
В судебном заседании установлено, что с 08.09.2016 года по 20.12.2016 года ФИО содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Волгоградской области в следующих камерах: с 08.09.2016 года по 09.09.2016 года в камере №...; с 09.09.2016 года по 18.10.2016 года в камере № 26; с 18.10.2016 года по 19.12.2016 года в камере №...; с 19.12.2016 года по 20.12.2016 года в камере №...
В период с 09.09.2016 по 18.10.2016 осужденный ФИО содержался в камере №..., площадью 30,3 квадратных метров, при этом ее наполняемость составляла до 6 человек.
В период с 18.10.2016 по 19.12.2016 осужденный ФИО содержался в камере №..., площадью 16,6 квадратных метров, ее наполняемость составляла не более 3 человек.
Таким образом, нарушений установленной ст. 23 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» нормы санитарной площади на одного человека в размере четырех квадратных метров не допускалось.
При этом указываемая заявителем камера № 226 каких-либо отличий от иных камерных помещений СИЗО-1 по материально-бытовым условиям не имеет.
В камере № 226 имеется достаточное естественное освещение через окно, а также исправное искусственное дневное и ночное освещение с помощью ламп.
В соответствии с п. 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 189 (далее - Правила), камеры следственного изолятора оборудуются напольной чашей или унитазом, в связи с чем нарушений в этой части также не допущено.
Согласно п. 45 Правил помывка в душе предоставлялась истцу еженедельно продолжительностью не менее 15 минут. С такой же периодичностью осуществлялась смена постельного белья на чистое. Выдача при каждой замене нового постельного белья не предусмотрена.
В силу требований п. 43 Правил при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности. В камере №... в период содержания в ней осужденного ФИО водопроводной линии горячей воды не было, но в камере имелись водонагревательные приборы, штепсельные розетки для подключения бытовых приборов.
В соответствии с требованиями ст. 36 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» обязанность по уборке камер возложена на содержащихся в них лиц, которым в этих целях персоналом учреждения регулярно выдаются дезинфицирующие средства, а также в них на постоянной основе имеется инвентарь для уборки.
Тем же нормативно-правовым актом предусмотрено, что обеспечение заключенных одеждой по сезону осуществляется только при необходимости (ст. 17), то есть при отсутствии собственной, а бесплатная выдача индивидуальных средств гигиены (мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок) - в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых денежных средств (ст. 23).
Обустройство этих помещений металлической решеткой, разделяющей место установки скамейки для участвующих в судебных процессах заключенных и технический комплекс видеоконференцсвязи, допускается.
Закладка продуктов питания в котел производится комиссионно, за качеством приготовления пищи и полнотой доведения продуктов до заключенных осуществляется постоянный контроль, в связи с чем, право заключенных на получение питания по установленным нормам не нарушается. В целях разнообразия питания либо в случаях отсутствия положенных продовольственных товаров на складе в установленном порядке осуществляется замена одних продуктов на другие. При этом овощи в рационе питания содержащихся под стражей лиц присутствовали, а обеспечение их свежими фруктами и зеленью не предусмотрено.
ФИО за время содержания в СИЗО-1 за медицинской помощью не обращался.
Нарушений порядка ценообразования на товары, реализуемые в магазине ФГУП «Калужское», не выявлено.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и заключением проверки помощника прокурора области по надзору за соблюдением законом при исполнении уголовных наказаний.
ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 30 минут и ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 30 минут обвиняемый ФИО выводился в одно из помещений для проведения видеоконференцсвязи с Волгоградским областным судом. По окончании судебного заседания ФИО был возвращен в камеру.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ установлено, что каждая сторона должна доказать самостоятельно доказать те обстоятельства на которые она ссылается.
Таким образом, доводы истца о том, что площадь камеры не соответствовала нормам, имелась недостаточная освещенность; загрязненность камер, наличие приготовленной пищи и продуктов в магазине плохого качества, загрязненность камер, наличие плесени и грибка на стенах и потолке, отсутствует пожарная сигнализация, не подтверждаются материалами дела.
Учитывая, что судом не установлено нарушений прав истца, суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО к ФСИН России, ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Волгоградской области, Министерству финансов России в лице Управления Федерального казначейства по Волгоградской области о взыскании компенсации морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 18 мая 2018 года.
Судья - Е.А. Могильная