Решение по делу № 2-117/2018 ~ М-113/2018 от 02.04.2018

Дело года

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

23 апреля 2018 года <адрес>

Архаринский районный суд <адрес>, в составе:

председательствующего судьи Самойленко Л.А.,

секретаря судебного заседания ФИО2,

с участием помощника прокурора <адрес> ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации о признании информации, размещенной в сети интернет по электронному адресу: http://amurskayaoblast.zakazat-prava.ru, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации о признании информации, размещенной в сети интернет по электронному адресу: http://amurskayaoblast.zakazat-prava.ru, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации, указав, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой при мониторинге информации в сети «Интернет», проведенном на территории <адрес>, установлено, что на сайте в сети «Интернет» по электронному адресу: http://amurskayaoblast.zakazat-prava.ru, доступном, в том числе на территории <адрес>, обнаружена организация продажи водительских удостоверений без сдачи соответствующих экзаменов, прохождения медицинского осмотра. На страницах сайта посетителям предлагается купить водительское удостоверение любой категории, в том числе «зеркальные права», дубликат водительского удостоверения, помощь лишенным водительских прав, чистку водительского удостоверения. Продажа водительского удостоверения прямо запрещена действующим законодательством, поскольку водительское удостоверение гражданин вправе получить по достижении определенного законом возраста при отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, пройдя в установленном порядке медицинское освидетельствование, соответствующее профессиональное обучение и сдав соответствующие экзамены. Поэтому нахождение информационных материалов, выложенных в сети «Интернет» на указанном выше сайте, на страницах которого размещена информация о продаже водительских удостоверений, нарушает права граждан на безопасность дорожного движения, поскольку осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ) и способствует совершению правонарушений и преступлений. При этом незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, (ст. 324 УК РФ), а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, (ст. 327 УК РФ) являются уголовно-наказуемыми преступлениями. Данные преступления посягают на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок создания, приобретения и оборота документов (раздел 10 глава 32 УК РФ). При таком положении сведения, размещенные на указанном выше интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования водительского удостоверения за плату без прохождения соответствующего обучения, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению. Таким образом, действующим законодательством предусмотрен запрет на распространение информации о возможности приобретения и использования водительского удостоверения за плату без прохождения соответствующего обучения и медицинского освидетельствования. Предоставление возможности доступа к интернет-сайтам, на которых содержится вышеуказанная информация, является, по существу, ее распространением. Признание информации о продаже официальных документов, в том числе водительских удостоверений, медицинских справок, размещенной на указанном Интернет-ресурсе, информацией, распространение которой в РФ запрещено, направлено на защиту конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. В соответствии с пунктами 1 и 2 «Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» Единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - единый реестр) создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее - запрещенная информация).

Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

Пункт 5 названных Правил определяет, что основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются: а) решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - в отношении информации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом; б) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.

На момент проверки указатель страниц сайта, на котором размещена информация, в едином реестре отсутствует.

Прокурор в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал.

Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, представив письменный отзыв, в котором считает возможным признать указанную информацию запрещенной к распространению на территории России.

Суд, выслушав прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.    

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Как следует из материалов дела, прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой при мониторинге информации в сети «Интернет», проведенном на территории <адрес>, установлено, что на сайте в сети «Интернет» по электронному адресу: http://amurskayaoblast.zakazat-prava.ru, доступном, в том числе на территории <адрес>, обнаружена организация продажи водительских удостоверений без сдачи соответствующих экзаменов, прохождения медицинского осмотра. На страницах сайта посетителям предлагается купить водительское удостоверение любой категории, в том числе «зеркальные права», дубликат водительского удостоверения, помощь лишенным водительских прав, чистку водительского удостоверения. Продажа водительских удостоверений запрещена, поскольку водительские удостоверения граждане могут получать только после соответствующего обучения, прохождения медицинской комиссии и сдачи экзаменов. На момент проверки указатель страниц сайта, на котором размещена информация, в едином реестре отсутствует.

Согласно ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В силу ч. 5 ст. 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Статьей 10 указанного федерального закона предусмотрено, что в Российской Федерации информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Между тем, в соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» к сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного настоящей статьей возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.

Согласно ч. 8 ст. 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами выдается по результатам обязательного медицинского освидетельствования медицинскими организациями.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н утвержден Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств).

Согласно п. 3 указанного Порядка медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию услуг (выполнению работ) по «медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством», «оториноларингологии», «офтальмологии», «неврологии» и «функциональной диагностике», «терапии» или «общей врачебной практике (семейной медицине)».

Обследование врачом-психиатром осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства), проходящего медицинское освидетельствование (далее - свидетельствуемый), имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по оказанию услуг (выполнению работ) по «психиатрии» и «психиатрическому освидетельствованию».

Обследование врачом-психиатром-наркологом, включая определение наличия психоактивных веществ в моче, а также качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови, осуществляются в специализированных медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания освидетельствуемого, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по оказанию услуг (выполнению работ) по «психиатрии-наркологии» и «лабораторной диагностике» либо «клинической лабораторной диагностике».

В соответствии с ч. 2 ст. 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» право на управление транспортными средствами предоставляется:

транспортными средствами категории "М" и подкатегории "А1" - лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;

транспортными средствами категорий "А", "В", "С" и подкатегорий "Bl", "С1" -

лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;

транспортными средствами категорий "D", "Тm", "ТЬ" и подкатегории "D1" - лицам, достигшим двадцатиоднолетнего возраста;

составами транспортных средств категорий "BE", "СЕ", "DE" - лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий "В", "С", "D" в течение не менее двенадцати месяцев;

составами транспортных средств подкатегорий "С1Е", "D1E" - лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий "С", "D" либо подкатегорий "Cl", "D1" в течение не менее двенадцати месяцев.

Лица, достигшие семнадцатилетнего возраста, допускаются к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами категорий "В" и "С" при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи. Российские национальные водительские удостоверения выдаются указанным лицам по достижении ими восемнадцатилетнего возраста (ч. 3 ст. 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).

Лица, проходящие военную службу, после соответствующего профессионального обучения допускаются к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами категории "D" и подкатегории "D1" по достижении девятнадцатилетнего возраста. До достижения указанными лицами двадцатиоднолетнего возраста выданные им по результатам сдачи экзаменов российские национальные водительские удостоверения подтверждают право на управление транспортными средствами категории "D" и подкатегории "D1", принадлежащими только Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба (ч. 4 ст. 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).

Право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением (ч. 4 ст. 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).

Таким образом, продажа водительского удостоверения прямо запрещена действующим законодательством, поскольку водительское удостоверение гражданин вправе получить по достижении определенного законом возраста при отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, пройдя в установленном порядке медицинское освидетельствование, соответствующее профессиональное обучение и сдав соответствующие экзамены.

Поэтому нахождение информационных материалов, выложенных в сети «Интернет» на указанном выше сайте, на страницах которого размещена информация о продаже водительских удостоверений, нарушает права граждан на безопасность дорожного движения, поскольку осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ) и способствует совершению правонарушений и преступлений.

При этом незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, (ст. 324 УК РФ), а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, (ст. 327 УК РФ) являются уголовно-наказуемыми преступлениями.

Данные преступления посягают на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок создания, приобретения и оборота документов (раздел 10 глава 32 УК РФ).

В соответствии с положениями ч. 4 ст. 33 УК РФ среди соучастников преступления выделяется подстрекатель, который воздействуя на сознание и на волю исполнителя, взращивает в нем намерение совершить преступление.

В силу ч. 5 ст. 33 УК РФ способствование совершению таких действий советами, указаниями, предоставлением: информации может рассматриваться как информационное пособничество в совершении указанных выше преступлений.

При таком положении сведения, размещенные на указанном выше интернет- сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования водительского удостоверения за плату без прохождения соответствующего обучения, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрен запрет на распространение информации о возможности приобретения и использования водительского удостоверения за плату без прохождения соответствующего обучения и медицинского освидетельствования.

Предоставление возможности доступа к интернет-сайтам, на которых содержится вышеуказанная информация, является, по существу, ее распространением.

Признание информации о продаже официальных документов, в том числе водительских удостоверений, медицинских справок, размещенной на указанном Интернет-ресурсе, информацией, распространение которой в РФ запрещено, направлено на защиту конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

В соответствии с пунктами 1 и 2 «Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» Единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - единый реестр) создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее - запрещенная информация).

Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

Пункт 5 названных Правил определяет, что основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются: а) решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - в отношении информации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом; б) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.

Учитывая, что на выявленном Интернет-сайте http://amurskayaoblast.zakazat-prava.ru размещена информация об организации продажи водительских удостоверений без сдачи соответствующих экзаменов, прохождения медицинского осмотра, а также то что, нахождение информационных материалов нарушает права граждан на безопасность дорожного движения, требования прокурора <адрес> о признании информации, размещенной в сети интернет по электронному адресу: http://amurskayaoblast.zakazat-prava.ru, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети интернет по электронному адресу: http://amurskayaoblast.zakazat-prava.ru, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: Л.А.Самойленко

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ

2-117/2018 ~ М-113/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Архаринского района
Другие
Управление Роскомнадзора по Амурской области
Суд
Архаринский районный суд
Судья
Самойленко Л.А.
02.04.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.04.2018[И] Передача материалов судье
04.04.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.04.2018[И] Судебное заседание
25.04.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.04.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.06.2018[И] Дело оформлено
21.06.2018[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее