№2-756/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сибай 24 июня 2014 года
Сибайский городской суд Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Суфьяновой Л.Х.,
при секретаре судебного заседания Кутлубаевой А.А.
с участием истца Бадамшина К.Д., его представителя - адвоката Дарвиной С.А.,
представителей ответчика - Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в г. Сибай Республики Башкортостан Саитовой Э.И., Искужиной З.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бадамшина Бадамшин К.Р. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сибай Республики Башкортостан о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, и назначении трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Бадамшин К.Р. обратился в суд с иском к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сибай РБ (далее ГУ-УПФ в г.Сибай РБ) о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, и назначении трудовой пенсии. Свои исковые требования мотивирует тем, что оспариваемым решением № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении трудовой пенсии по старости, по причине отсутствия требуемого 30-летнего стажа осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. По представленным для назначения пенсии документам его стаж лечебной деятельности на дату обращения - ДД.ММ.ГГГГ составил 28 лет 04 месяца 18 дней, при этом в стаж лечебной деятельности не были зачтены периоды: в должности цехового терапевта с возложением обязанностей заведующего здравпунктом с 13.08.1992г. по 21.02.1994г. (1г.6м.9д.) в Управлении механизации АПСО «Башмедьстрой», так как наименование должности не предусмотрено Списком должностей по постановлению от 06.09.1991г. № и нет документов подтверждающих, что на предприятии структурно выделен здравпункт; в должности главного врача с 28.10.1998г. по 31.12.1998г. (2м.3д.), с 01.01.2000г. по 31.01.2000г. (1м.), в МУ «Сибайская центральная городская больница», так как не подтверждается ведение врачебной деятельности; курсы повышения квалификации с отрывом от производства: с 05.05.1983г. по 07.06.1983г. (1м.3д.), с 28.02.1986г. по 30.04.1986г. (2м.3д.), с 15.01.1990г. по 14.03.1990г. (2м.). Считает данный отказ незаконным. Указывает, что здравпункт, в котором он работал, являлся структурным подразделением Управления механизации АПСО «Башмедьстрой» и находился на его территории. В течение рабочего времени он осуществлял медицинскую деятельность - непосредственно обслуживал работников предприятия, оказывал им первую медицинскую помощь, выполнял прививочную работу, лечебную работу (инъекции), санаторно-профилактическую работу, назначения врачей. Здравпункт занимал отдельное помещение. Кабинеты имели медицинское оборудование и медикаменты. За медицинской помощью работники предприятия обращались только в здравпункт. В указанный период пенсия за выслугу лет медицинским работникам назначалась в соответствии Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464. Поскольку в данном случае улучшается положение работников, то данное Постановление распространяет свое действие на прошлый период. Это вытекает также из Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», которое допускает использовать нормативные акты, действовавшие до 01 января 2002 года, в частности Постановление № 464, которое действовало до 31.10.1999 года, а также это вытекает из п. 3 Постановления № 1066 от 22.09.1999 г. Следовательно, на указанный период распространяется действие Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464. Этим Списком предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно- эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Таким образом, довод ответчика, что здравпункт, созданный на предприятии, не относится к учреждениям здравоохранения, является несостоятельным. Его деятельность в спорный период была связана с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, протекала в учреждении здравоохранения, поэтому указанный период подлежит включению в трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Даже по приказам он был указан как врач-терапевт, врач, однако в трудовой книжке указана должность терапевт, что является ошибочным. Кроме того должности «терапевт» нет ни в одном из принимаемых списков, однако руководствуясь Списками, утвержденными Постановлениями Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, от 29.10.2002 г. № 781, и Списком, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, можно сделать вывод о том, что они включали врачей и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно- профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Это также закреплено Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14.05.2001 года № 38 «О порядке включения в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», периодов работы в территориальных медицинских объединениях, Министерством труда и социального развития РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ и Пенсионным фондом РФ. Полагает, что работа в должности врача-руководителя дает право на досрочную пенсию только в том случае, если врач-руководитель осуществляет врачебную деятельность в рамках своей должности. Осуществление врачебной деятельности должно быть подтверждено документально. Так, в соответствии с п.5.3. Положения об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденного приказом Минздрава РФ от 15.12.1999 № 377, согласно которому врачам- руководителям учреждений здравоохранения и их заместителям-врачам разрешается вести в учреждениях, в штате которых они состоят, работу по специальности в пределах рабочего времени по основной должности с оплатой в размере до 25 процентов должностного оклада врача соответствующей специальности. Работа руководителей и их заместителей по специальности, независимо от ее характера и объема, должна отражаться в соответствующих документах. Размер доплаты определяется приказом по учреждению. Врачебная деятельность в должности врача-руководителя может быть подтверждена должностной инструкцией, в случае если она содержит пункты об обязанности ведения руководителем врачебной деятельности. В практике, подтверждением осуществления врачебной деятельности также считается выполнение врачом-руководителем работы врача-специалиста на условиях совмещения, т.е. когда работа осуществляется наряду с основной работой и в основное рабочее время, т.е. в рамках одной должности. В табеле учета рабочего времени работа на условиях совмещения не отражается. Отмечает, что у него имеются все соответствующие должностные инструкции, а также свидетельские показания осуществления врачебной деятельности в период его нахождения в должности главного врача в МУ «Сибайская центральная городская больница». Относительно периодов нахождения на курсах повышения квалификации указывает, что работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, так как это является условием осуществления медицинскими работниками лечебной деятельности. При направлении его на курсы повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохранялось место работы и средняя заработная плата, удерживались страховые взносы в пенсионный фонд. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Поскольку полагал, что государство обеспечит защиту его прав, в том числе и право на социальное обеспечение, то отказ в том, чтобы включить в стаж вышеперечисленные периоды является умалением его конституционных прав. Принципы демократии в правовом государстве должны быть не только провозглашены, но и реально обеспечены. Таким образом, общий стаж на момент обращения с заявлением в ГУ-УПФ в г.Сибай РБ будет равен 30 лет 7 месяцев 6дней. При таких обстоятельствах нельзя признать решение пенсионного органа законным. На момент обращения в пенсионный фонд его фактический стаж составлял более 30 лет и право на пенсию у него возникло. Учитывая, что на день обращения с заявлением о назначении пенсии у него был необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 п.1 п.п.20 Федерального закона РФ № 173 -ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», оспариваемое решение УПФ г.Сибай об отказе в назначении пенсии является незаконным. Просит назначить ему пенсию со дня обращения к ответчику с заявлением, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Бадамшин К.Р. и его представитель Дарвина С.А., действующая на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ года, исковые требования поддержали, просили их удовлетворить по изложенным в иске основаниям. Истец Бадамшин К.Р. пояснил, что в должности цехового терапевта с возложением обязанностей заведующего здравпунктом работал с 13.08.1992г. Перед тем, как принять на работу он специально не обучался. Основным требованием при приеме было наличие диплома врача. В здравпункте была медсестра, которая выполняла его назначения - массаж, физиолечение, уколы. Заболеваемость и травматизм на предприятии была большая, поэтому открыли здравпункт. Он принимал больных, делал назначения, при необходимости открывал больничные. Работал на аппаратах ультразвуковой диагностики, для этого проходил обучение на рабочем месте. За работу на аппаратах ультразвуковой диагностики ему начислялась доплата к заработной плате. Занимался лечебной деятельностью, как любой врач - терапевт в поликлинике на приеме.
Представители ответчика - ГУ УПФ в г. Сибай по доверенности Саитова Э.И., Искужина З.Х., уполномоченные представлять интересы государственного учреждения по доверенностям № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ года, в судебном заседании исковые требования не признали и просили отказать полностью в их удовлетворении, представили письменный отзыв на исковое заявление, в котором указывают, что решением ГУ-УПФР в г. Сибай РБ № от 10.02.2014г. Бадамшин К.Р. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. В стаж лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не зачтены периоды: в должности цехового терапевта с возложением обязанностей заведующего здравпунктом с 13.08.1992г. по 21.02.1994г. (1г.6м.9дн.) в Управлении механизации АПСО «Башмедьстрой», так как наименование должности не предусмотрено Списком должностей по постановлению от 06.09.1991г. № и нет документов подтверждающих, что на предприятии структурно выделен здравпункт, в должности главного врача с 28.10.1998г. по 31.12.1998г. (2м.3дн.), с 01.01.2000г. по 31.01.2000г. (1мес) в МУ «Сибайская центральная городская больница», так как не подтверждается ведение врачебной деятельности. Периоды, не предусмотренные Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516: отпуск без содержания: с 09.12.1983г. по 10.12.1983г. (2дн.), с 12.12.1983г. по 12.12.1983г. (1дн.), с 30.03.1985г. по 01.04.1985г. (3дн.), с 29.09.1986г. по 01.10.1986г. (3дн.), с 02.03.2000г. по 10.03.2000г. (2дн.), с 20.03.2000г. по 31.03.2000г. (11дн.), с 11.09.2000г. по 15.09.2000г. (5дн.), с 12.02.2001г. по 13.02.2001г. (2дн.), с 15.05.2001г. по 18.05.2001г. (4дн.), с 19.05.2003г. по 06.06.2003г. (18дн.) с 11.08.2003г. по 29.08.2003г. (19дн.), с 01.09.2003г. по 05.09.2003г. (5дн.), с 10.03.2011г. по 11.03.2011г. (2дн.); курсы повышения квалификации с отрывом от производства с 05.05.1983г. по 07.06.1983г. (1м.3дн.), с 28.02.1986г. по 30.04.1986г. (2м.3дн.), с 15.01.1990г. по 14.03.1990г. (2мес.). Учитывая льготный характер указанного вида пенсии, в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения может быть засчитана не любая деятельность, а только та, которая протекала в учреждениях и должностях, предусмотренных Списками профессий и должностей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002г. Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №464, не предусматривает конкретного перечня наименований должностей врачебного и среднего медицинского персонала, однако указывает, что работа должна осуществляться в лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. В целях совершенствования нормативной базы по вопросам оплаты труда работников учреждений здравоохранения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.1992г. №785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» и другими законодательными и нормативными актами, регулирующими вопросы оплаты труда работников здравоохранения Приказом от 15.10.1999г. №377 утверждено Положение об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, согласованное с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, согласно которому в приложении 3 «Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения» предусмотрены следующие врачи-специалисты: врач-терапевт,
врач-терапевт участковый, врач-терапевт подростковый, врач-терапевт участковый цехового врачебного участка, врач здравпункта. Согласно записи в трудовой книжке Бадамшин К.Р.. 11.08.1992г. принят в Арендное управление АПСО «Башмедьстрой» цеховым врачом-терапевтом с возложением обязанностей заведующего здравпунктом, 21.02.1994г. уволен переводом на другое предприятие. Записи заверены печатью Управления механизации треста «Башмедьстрой». В ст.4 Устава ОАО «Башмедьстрой» от 24.01.1997г. в состав Общества входили следующие структурные подразделения: Строительное управление № 1; Строительное управление №2; Строительное управление №3; Строительное управление №4; Управление механизации; Управление специализированных работ; Транспортная контора; Управление Производственно-технологической комплектации; Завод железобетонных изделий и стеновых материалов; Кирпичный завод. Согласно Акту проверки обоснованности составления Перечня рабочих мест, профессий и должностей в Обособленном производственном структурном подразделении «Управление механизации и специализированных работ» ОАО «Башмедьстрой» от 29.09.2000г. № основной деятельностью предприятия является: ведение строительно-монтажных работ; выполнение механизированных работ (земляных); работы по устройству внутренних и наружных инженерных сетей оборудования (сантехнические работы) и т.д. Соответственно «Управление механизации и специализированных работ» ОАО «Башмедьстрой» не является учреждением здравоохранения. К учреждениям здравоохранения относятся лечебно-профилактические, санитарно-эпидемиологические и другие учреждения, включенные в «Номенклатуру учреждений здравоохранения», утверждаемую Минздравом России. Документы, подтверждающие, что на предприятии структурно выделен здравпункт истец не представил. Позиция о возможности включения периодов работы в должности главного врача, не осуществляющего врачебную деятельность, в стаж на соответствующих видах работ на основании Списка, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464, некорректна. Согласно Номенклатуре, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.1999г. №377, должность «главный врач» предусмотрена в разделе «Руководители учреждений», т.е. не относятся к числу врачебного персонала, с вытекающими отсюда правовыми последствиями в части включения периодов работы в указанной должности за периоды до 01.11.1999г. С 01.11.1999г. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» и действующим в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 781, предусмотрены врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность. Бадамшин К.Р. в должности главного врача МУ Сибайской центральной городской больницы врачебную деятельность не осуществлял. Таким образом, для реализации права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, справкой учреждения со ссылкой на приказ должно быть подтверждено осуществление врачебной деятельности врачом-руководителем. Отпуск без содержания, курсы повышения квалификации с отрывом от производства не предусмотрены Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, разъяснение Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996г. № 5. Согласно п.4 правил № в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. В периоды нахождения на курсах повышения квалификации истцом лечебная деятельность не осуществлялась. Данные нормы объясняются разной правовой природой соответствующих периодов и корреспондируют принципу охраны здоровья и компенсации гражданам повышенных психических и эмоциональных нагрузок, вызванных длительным неблагоприятным воздействием на организм человека работы, а не иных периодов, которые протекают в нормальных условиях и не отличаются интенсивным вредным воздействием на организм человека. Такие периоды протекают в равных для всех категорий граждан условиях и могут быть засчитаны в общий и страховой стаж. Более того, согласно Справки № от 30.01.2014г., выданной ГБУЗ «Центральная городская больница г.Сибай» за время работы Бадамшин К.Р. имели место периоды, которые не засчитываются в специальный стаж для назначения досрочной пенсии, в том числе отпуск без содержания, нахождение на курсах повышения квалификации с отрывом от производства. Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства не могут быть включены в подсчет стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Всего стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения по представленным для назначения пенсии документам на 30.01.2014г. составляет 28 лет 04месяца 18 дней, что не дает право на установление досрочной пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173 -ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Учитывая вышеизложенное, решение об отказе в назначении Бадамшина К.Д.. досрочной пенсии по старости вынесено в соответствии с нормами действующего пенсионного законодательства. Просят истцу в удовлетворении искового заявления отказать.
Выслушав доводы сторон, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39).
Реализация прав граждан на трудовые пенсии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 7 названного Закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Согласно под. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
При этом п. 2 ст. 27 указанного Федерального закона предусматривает, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 года утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, Правила исчисления периодов работы и Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается как 1 год и 6 месяцев.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2-П, к соответствующим периодам работы истца до принятия вышеуказанного Постановления Правительства РФ возможно применение ранее действовавших Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, и Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066.
Вышеуказанными нормативными актами утверждены Списки должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года за № 781, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют врачи-специалисты всех наименований, осуществляющих врачебную деятельность в больницах всех наименований и других учреждениях здравоохранения.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П определено, что переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не должен приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан и не должен препятствовать осуществлению оценки приобретенных до 01.01.2002 г. пенсионных прав по нормам ранее действовавшего законодательства.
Согласно п. 2 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которым была предусмотрена должность - " независимо от наименования должности, наименования учреждения - амбулаторно-поликлинические учреждения всех типов и наименований, в том числе "здравпункты".
Данное Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 утратило силу только с 1 октября 1993 года.
В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, действовавшем с 6 сентября 1991 года до 1 ноября 1999 года, указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ "Об организации медицинской помощи работающим на предприятиях промышленности, строительства, транспорта, связи в условиях обязательного медицинского страхования" от 23.06.1994 года за N 130 в целях повышения медицинского контроля за состоянием здоровья трудящихся и обеспечения целенаправленной деятельности лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь работающим на предприятиях промышленности, строительства, транспорта, связи были утверждены: Положение о медико-санитарной части (Приложение 1); Положение о враче-терапевте участковом цехового врачебного участка (Приложение 2); Положение о врачебном здравпункте (Приложение 3); Положение о враче здравпункта (Приложение 4); Положение о фельдшерском здравпункте (Приложение 5); Положение о фельдшере здравпункта (Приложение 6). Ранее действовал Приказ Министерства здравоохранения СССР от 3.01.1978 года N 12 "О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению медицинской помощи трудящимся промышленности, строительства и транспорта".
В соответствии с письмом Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 29.09.2000 N 3948/1-17, 06-25/8625 при исчислении стажа на соответствующих видах работ, имевшего место до 01.11.1999 года, применяется номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 03.11.1999 года N 395.
Согласно Примечанию к номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденному приказом Минздрава России от 03.11.1999 N 395, здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
С принятием Списка от 22.09.1999 г. N 1066, право на назначение пенсии по выслуге лет связывалось только с осуществлением деятельности в конкретном перечне учреждений и должностей, тем самым законодатель внес правовую определенность, указав в п. 1 Правил от 22.09.1999 г. N 1066 о том, что в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, а также в врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно-учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности.
Таким образом, законодатель обозначил требование о том, что лечебная деятельность должна осуществляться в учреждениях и должностях, а также в конкретных структурных подразделениях, указанных в Списке и Правилах от 22.09.1999 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в РФ", и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в РФ".
Согласно пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в РФ" в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке в фельдшерских здравпунктах являющихся структурными подразделениями организаций.
Согласно Примечанию к единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7.10.2005 года N 627, здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или организаций и предназначены для оказания первой медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
Таким образом, здравпункты, независимо от того являются ли они структурными подразделениями учреждений здравоохранения либо структурными подразделениями предприятий и организаций, отнесены законодателем к системе учреждений здравоохранения.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Согласно п. 10 данного Постановления, лечебная деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающей право для досрочного назначения пенсии по старости независимо от того, в чем введении находится учреждение, где работал истец и кому принадлежит закрепленное за ним имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и прочим.
В соответствии с Методическими рекомендациями по организации цеховых и межцеховых комплексов на промышленных предприятиях, утвержденными Минздравом СССР 27.01.1987 г., в цехах промышленных предприятий могут создаваться цеховые оздоровительные комплексы с целью после трудового восстановления, оздоровления и нивелирования профессиональных вредностей. В зависимости от степени оснащенности цеховых оздоровительных комплексов штаты включают в себя единицы врача и 2 или 1 единицу медицинских сестер.
В период работы истца в должности цехового терапевта с возложением обязанностей заведующего здравпунктом с 13.08.1992 года по 21.02.1994 года (1г.6м.9дн.) в Управлении механизации АПСО «Башмедьстрой» действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464. В данном Списке указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Согласно Информационному письму Министерства труда и социального развития РФ от 27 сентября 2000 г. № 3948/1-17 и Пенсионного фонда РФ от 29 сентября 2000 г. № 06-25/8625 при исчислении специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999 года и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 15.10.1999 г. № 377 (зарегистрирован в Минюсте России 21.10.1999 г., регистрационный № 1943), Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 03.11.1999 г. № 395 (зарегистрирован в Минюсте России 10.11.1999 г., регистрационный № 1965), с изменениями и дополнениями, внесенными Приказом Минздрава России от 28.02.2000 г. № 73 (зарегистрирован в Минюсте России 23.03.2000 г., регистрационный № 2163).
В Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 15.10.1999 г. № 377, указаны следующие врачи-специалисты: врач-терапевт, врач-терапевт участковый, врач-терапевт подростковый, врач-терапевт участковый цехового врачебного участка, врач здравпункта.
В Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 03.11.1999 г., указаны здравпункты (врачебные, фельдшерские) являющиеся структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся (п. 15).
Согласно п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 (в редакции Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 г. № 449), в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в Списке, в врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Из материалов дела следует, что истец в спорный период с <данные изъяты> года работал в Арендном управлении ППСО «Башмедьстрой» в должности цехового врача-терапевта с возложением обязанности заведующего здравпунктом.
В материалы дела представлены приказы, из которых следует, что в частности приказом № 63 от 1993 года врач-терапевт Бадамшин К.Р. равно как и медицинская сестра ФИО26 премирован в связи с празднованием профессионального праздника «день медицинского работника», № 85к от 12.04.1993 года врачу Бадамшину К.Д произведена доплата 15% к начисленной заработной плате за вредность и опасность для здоровья при работе ультрафиолетовой диагностики на основании постановления Минздрава РБ № 195-02 от 31.03.1992 года и руководства письма от 24.07.1992 года и постановления Министерства труда и занятости РБ от ДД.ММ.ГГГГ года.
Свидетель ФИО28, допрошенная в судебном заседании показала, что проработала в Управлении треста «Башмедьстрой» 43 года. Был здравпункт как структурное подразделение, в штатном расписании была предусмотрена должность врача. В здравпункте работали 2 специалиста, ФИО26 и Бадамшин К.Р.. Бадамшин К.Р. был врач-терапевт, вел лечение, медосмотр там проходили, при медосмотре он присутствовал, больничные листы он подписывал. Здравпункт был полностью укомплектован, были медикаменты, они не ходили в больницу.
Свидетель ФИО32, в судебном заседании показала, что работала в ОАО «Башмедьстрой» главным бухгалтером с 1882 года до 2001 год. Здравпункт был предусмотрен в организации, так как рабочие в командировки выезжали, необходим был и предрейсовый медосмотр. Был свой физкабинет. В здравпункте работали медсестра и врач-терапевт.
Таким образом, свидетели ФИО28., ФИО32 работавшие в спорный период с истцом Бадамшину К.Д, подтвердили, что последний, являясь врачом-терапевтом оказывал лечебную помощь сотрудникам предприятия.
В судебном заседании установлено и подтверждено показаниями свидетелей, что с целью снижения производственного травматизма, заболеваемости в цехах ОАО «Башмедьстрой», создания благоприятных условий труда был открыт здравпункт, где в штате предусмотрены цеховой терапевт и медицинская сестра.
Наименование должности истца Бадамшин К.Р. в спорный период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как «цеховой врач-терапевт» по сути содержит лишь конкретизацию места выполняемой трудовой функции отнесенной к врачебной должности.
Как следует из материалов дела, истец <данные изъяты> (1м.) осуществлял трудовую деятельность в качестве главного врача в МУ «Сибайская центральная городская больница».
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданной ГБУЗ «Центральная городская больница г.Сибай», Бадамшин К.Р. работал в Сибайской центральной горбольнице МСЧ БМСК в течение полного рабочего дня, в период времени <данные изъяты> в должности главного врача МУ «Сибайская центральная городская больница» на 1.0 ставку. При этом документального подтверждения того, что Бадамшин К.Р. совмещал должность главного врача с иной врачебной деятельностью согласно специальности. Указанное подтверждается данными, содержащимися в той же справке № от ДД.ММ.ГГГГ года, где в частности указано, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Бадамшин К.Р., работал в должности главного врача МУ Сибайская центральная городская больница на 1.0 ставку и осуществлял врачебную деятельность по специальности врача-терапевта в пределах рабочего времени с оплатой в размере 25% должностного оклада врача-терапевта. Таким образом правовых оснований для удовлетворения исковых требований Бадамшина К.Д. в этой части не имеется.
В разделе «Наименование должностей» Списка № право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения имеют врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность.
Таким образом, работа в качестве руководителя лечебного учреждения может быть включена в специальный трудовой стаж, если наряду с административной и организационной работой врач-руководитель осуществляет лечебную деятельность по одной из врачебных специальностей.
В соответствии с пунктом 4 Правил в случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеуказанной статьей, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством РФ.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 года.
В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1379 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», предусмотрено включение в специальный стаж для назначения льготной пенсии времени обучения на курсах повышения квалификации по специальности, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала соответствующая деятельность.
ДД.ММ.ГГГГ Бадамшину К.Д выдано удостоверение в том, что он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был на цикле специализации, усовершенствования по функциональным методам исследования в кардиологии в Казанском институте усовершенствования врачей им. В.И.Ленина.
Бадамшин К.Р. имеет также свидетельство о прохождении повышения квалификации к диплому серии <данные изъяты>, из которого следует, что в 1990 году он проходил повышение квалификации в Башкирском государственном медицинском институте на факультете усовершенствования врачей по специализации «Современные вопросы терапии и организации терапевтической помощи на селе».
В материалы дела также представлены выписки из приказов по Сибайской центральной горбольницы в частности № от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которому заведующий вторым терапевтическим отделением Бадамшин К.Р. командирован в г.Уфу на выездной цикл Казанского ГИДУва на усовершенствование по функциональной диагностике. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года; № от ДД.ММ.ГГГГ - для усовершенствования на цикл «клиническая нефрология» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. Всеми приказами предусмотрено, что оплата производится согласно КЗОТ, с сохранением средней заработной платы по основному месту работы.
Необходимость обучения на курсах повышения квалификации обусловлена должностным положением истца, обучение является обязательным для работника и непосредственно вытекает из осуществляемой им лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. На время обучения истца на курсах повышения квалификации за ним сохранялось рабочее место, начислялась средняя заработная плата и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд, что является основанием для включения указанных периодов в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Таким образом, суд приходит к выводу, что вышеуказанные периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации должны быть включены в подсчет льготного стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение.
В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией.
Принимая во внимание разъяснения, данные в п. 23 Постановления Пленума Верховного суда РФ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» от 20.12.2005 № 25, согласно которой, если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Поскольку суд пришел к выводу о том, что при обращении в пенсионный орган Бадамшин К.Р. имел необходимый 30-летний стаж, дающий право на досрочную пенсию, с учетом нахождения его на курсах повышения квалификации, периодов работы в должности цехового врача-терапевта, ДД.ММ.ГГГГ представил необходимые документы, признав необоснованным отказ пенсионного органа в назначении пенсии, то определение даты назначения пенсии с момента обращения с заявлением, соответствует требованиям Закона.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Бадамшина К.Д. удовлетворить частично.
Признать решение Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в г. Сибай по РБ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии Бадамшину К.Д незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в г. Сибай по РБ включить в стаж работы Бадамшина К.Д., дающему право на досрочное назначение пенсии в соответствии со ст. 27 п. 1 п.п. 20 Федерального закона «О трудовых пенсиях» периоды его работы:
- в должности цехового терапевта с возложением обязанностей заведующего здравпунктом с <данные изъяты> в Управлении механизации АПСО «Башмедьстрой»;
- периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства: <данные изъяты>
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в г. Сибай по РБ назначить Бадамшину К.Д пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части иска Бадамшину К.Д отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан через Сибайский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья : Л.Х.Суфьянова