Дело № 2-4641/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июля 2016 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Шабалиной И.А.,
при секретаре Никитиной А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску Буравлева А.А. в интересах несовершеннолетней Буравлевой Е.А. к Департаменту образования администрации г.Перми о возложении обязанности предоставить место в муниципальной дошкольной образовательной организации,
установил:
Буравлев А.А. действующий в интересах несовершеннолетней Буравлевой Е.А., обратился в суд с иском к Департаменту образования администрации г. Перми (далее по тексту Департамент) с требованиями о возложении обязанности предоставить Буравлевой Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место группе полного дня в муниципальной дошкольной образовательной организации на территории г. Перми с учетом территориальной доступности (МАДОУ №) в течение месяца со дня вступления решения суда в силу.
В обоснование требований указал, что он является отцом Буравлевой Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с целью реализации права его несовершеннолетнего ребенка на дошкольное образование ДД.ММ.ГГГГ обратился в Департамент образования администрации г.Перми с просьбой предоставить место в дошкольной образовательной организации. В соответствии с п. 13 ч. 1 ст.16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа. Основной целью деятельности Департамента является организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, специального (коррекционного) дополнительного образования, отдыха детей в каникулярное время. Отсутствие возможности предоставить место в детском саду не освобождает орган местного самоуправления от обязанности обеспечить гарантированные Конституцией РФ право на образование.
Истец о месте и времени рассмотрения дела извещен, просит рассмотреть его в свое отсутствие (л.д. 51-52) о чем представил соответствующее заявление, из которого также следует, что в ответ на его обращение ему предложено явиться в ДО ДД.ММ.ГГГГ для получения направления, которое получено им ДД.ММ.ГГГГ, а дата отправки ДД.ММ.ГГГГ. Согласно графика выдачи направлений он должен был подойти ДД.ММ.ГГГГ, что и сделал. Ему было отказано в предоставлении путевки на полный день, предложено еще раз написать заявление о предоставлении места в детском саду.
Ответчик о месте и времени рассмотрения дела извещен, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, из письменных возражений следует, что Департамент с требованиями истца не согласен, указывает, что Органы местного самоуправления с учетом выделенных бюджетных средств различных уровней организуют предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного образования в существующей сети муниципальных организаций. В целях обеспечения конституционного принципа общедоступности дошкольного образования проводятся мероприятия по расширению муниципальной сети МДОУ, в том числе с учетом Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Действия органа местного самоуправления г. Перми по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования полностью соответствуют рекомендациям Министерства образования и науки РФ. Буравлева Е.А. состоит в регистре для определения в МДОУ по Мотовилихинскому району г. Перми, на момент обращения ребенку временно не предоставлено место в МДОУ. Фактическое количество детей, состоящих на учете для предоставления места в МДОУ, превышает фактическое количество имеющихся мест в МДОУ Мотовилихинского района г. Перми. Перед Буравлевой Е.А. в списке состоит <данные изъяты> ребенка равного с ней возраста. В связи с тем, что вся муниципальная сеть укомплектована на ДД.ММ.ГГГГ, выдать направление в настоящее время не представляется возможным. В соответствии с п. 4 ст. 67 ФЗ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» в приеме в муниципальную образовательную организацию может быть отказано по причине отсутствия в ней свободных мест. В настоящее время проводится комплектование МДОУ на <данные изъяты> учебный год. Направления в МДОУ выданы детям с датой рождения по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается графиком. Сообщают, что Буравлевой Е.А. может быть предложена образовательная бюджетная четырехчасовая услуга дошкольного образования в муниципальных детских садах г.Перми в специально организованных помещениях с современной развивающей средой. С ДД.ММ.ГГГГ па по ДД.ММ.ГГГГ будет проводиться распределение детей на свободные (освободившиеся, невостребованные) места. Полагают, что изложенное является основанием для отказа заявителю в удовлетворении требований в полном объеме.
Суд, оценив доводы искового заявления, возражений на иск, исследовав материалы дела, считает требования законными и обоснованными, в силу следующего.
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
В соответствии ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об образовании в РФ») дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:
1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций - в форме семейного образования; образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.
Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах.
В образовательной организации могут быть организованы также:
группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;
группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня;
семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования.
В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы).
В соответствии с п. 2.2.1 Положения о департаменте образования администрации города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № основной задачей является предоставление образовательных услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования в пределах предоставленных полномочий.
В судебном заседании установлено следующее.
Буравлев А.А. является отцом Буравлевой Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении /л.д.7/.
Из свидетельства о регистрации по месту жительства /л.д.6/ следует, что Буравлева Е.А. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <Адрес>.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ № /л.д. 54-55/ Департаментом образования администрации г. Перми указано о том, что в настоящее время проводится процедура комплектования в МОУ на <данные изъяты> учебный год. Осуществляется выдача направлений детям родившимся до ДД.ММ.ГГГГ и детям <данные изъяты> года рождения, граждан, пользующихся правом внеочередного или первоочередного предоставления мест в детском саду. Для получения направления необходимо обратиться ДД.ММ.ГГГГ согласно графику выдачи направлений в детские сады г.Перми.
Согласно штемпелей почтового отправления данное письмо получено почтовым отделением № только ДД.ММ.ГГГГ для вручения истцу и со слов истца им получено ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после даты определенной в письме как даты выдачи направления (л.д. 56).
Вместе с тем, доказательств выдачи Буравлевой Е.А. направления в МАДОУ суду не представлено, как и не представлено доказательств существования такого направления.
Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
Конституцией Российской Федерации и Федеральным Законом «Об образовании в РФ» предусмотрено право граждан Российской Федерации на получение дошкольного образования. Действующее законодательство предусматривает, что государство гарантирует гражданам как саму возможность получения образования, так и общедоступность и бесплатность дошкольного образования.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.05.2006 г. № 5-П, важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.
Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Равное право на получение бесплатного дошкольного образования предполагает отсутствие разграничения на внеочередное, первоочередное и очередное право. В противном случае будет нарушено право на дошкольное образование граждан, не имеющих оснований для обеспечения путевками в детские сады во внеочередном порядке.
В судебном заседании установлено, и сторонами не оспаривается, что несовершеннолетняя Буравлева Е.А., противопоказаний к посещению детского дошкольного учреждения не имеет, достигла установленного Законом возраста, в связи с чем имеет право на получение бесплатного дошкольного образования. Ее законный представитель обратился в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении путевки в детский сад для получения бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, однако соответствующей путевки /направления/ до настоящего времени не получил, что свидетельствует о наличии нарушения права несовершеннолетней на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении.
Из смысла положений ст. ст. 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что нарушенные права подлежат судебной защите.
В соответствии с п. 11 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ и п. 13 ст. 8 Устава города Перми организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относятся к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
На ответчика как орган местного самоуправления Федеральными законами Российской Федерации возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Перми, поскольку из положения о департаменте образования администрации г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 г. № 224, следует, что департамент образования администрации г. Перми является функциональным органом администрации г. Перми (п. 1.1).
Департамент образования администрации г. Перми не является самостоятельным органом местного самоуправления, однако Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 г. № 224 на него возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования (пункт 2.1 Положения). При этом для реализации целей и задач Департамент образования администрации г. Перми наделен широким кругом функций и прав (разделы 3 и 4 Положения).
Ответчиком суду не представлено и в судебном заседании не исследовались доказательства, подтверждающие принятие Департаментом образования администрации г. Перми исчерпывающих мер по обеспечению несовершеннолетней Буравлевой Е.А. возможности получения дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, обстоятельства изложенные в письме от ДД.ММ.ГГГГ № являются голословными, так как соответствующими доказательствами не подтверждены.
Указанные в письменном отзыве о проводимых органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта мероприятий по увеличению мест в дошкольных учреждениях не свидетельствуют о том, что указанные меры являются исчерпывающими по обеспечению несовершеннолетнего получения дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Доводы ответчика, содержащиеся в письменных возражениях, о том, что удовлетворение исковых требований повлечет за собой нарушение требований «Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций САНПИН 2.4.1.3049-13, нарушение прав детей, посещающих дошкольное учреждение, а также нарушение условий лицензии, с учетом непредставления ответчиком бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что возложение обязанности о предоставлении Буравлевой Е.А. места в детском саду повлечет за собой нарушение требований «Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций САНПИН 2.4.1.3049-13 и условий лицензии, основанием к отказу в удовлетворении исковых требования не являются.
Ссылка на п. 4 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» о возможности отказа в приеме в муниципальную образовательную организацию по причине отсутствия в ней свободных мест, несостоятельна, поскольку указанная правовая норма предусматривает отказ в приеме муниципальной образовательной организацией, а не органом самоуправления, на который Законом возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
При таких обстоятельствах следует возложить на Департамент образования администрации г. Перми обязанность предоставить Буравлевой Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальной дошкольной образовательной организации на 12-часовую (полный день) услугу дошкольного образования в пределах г. Перми, с учетом принципа территориальной доступности, по месту жительства.
Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что дошкольное образовательное учреждение должно быть предоставлено Буравлевой Е.А. в пределах доступности его посещения, по месту жительства, т.е. в Мотовилихинском районе г.Перми, в связи с чем у суда отсутствуют основания для возложения обязанности предоставить место в конкретном детском саду, а именно в МАДОУ № как просит истец. Однако данное требование не свидетельствует о незаконности требований истца и не умаляет право Буравлевой Е.А. на получение дошкольного образования, поскольку судом установлено, что право на дошкольное образование несовершеннолетней Буравлевой Е.А. нарушено, так как направление в какой-либо иной, помимо указанного истцом, детский сад ей не выдано.
Доводы ответчика о том, что Буравлевой Е.А. может быть предложена образовательная бюджетная четырехчасовая услуга дошкольного образования в муниципальных детских садах г.Перми в специально организованных помещениях с современной развивающей средой не влияет на решение суда, поскольку в настоящее время такое место Буравлевой Е.А. не предоставлено, кроме того, указанная путевка не является полноценной заменой предоставлению места в дошкольном образовательном учреждении, поскольку группы будут сформированы для краткосрочного пребывания детей в таких учреждениях, родителями несовершеннолетней избран способ образования в виде 12-часовой услуги дошкольного образования.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Возложить обязанность на Департамент образования администрации г.Перми предоставить Буравлевой Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место группе полного дня (12-часовую услугу дошкольного образования) в муниципальной дошкольной образовательной организации на территории г. Перми с учетом территориальной доступности в течение месяца со дня вступления решения суда в силу.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Председательствующий: подпись
Копия верна. Судья - (И.А.Шабалина)