2а-1-53/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 мая 2018 года п.г.т. Палана Камчатского края
Тигильский районный суд Камчатского края (постоянное судебное присутствие в поселке городского типа Палана) в составе:
председательствующего судьи Елизовского районного суда Камчатского края, исполняющего обязанности судьи Тигильского районного суда Камчатского края, |
Калугиной М.В., |
при секретаре |
Федоровой А.В., |
с участием старшего помощника прокурора Тигильского района |
Рулёва П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Тигильского района Аверина В.Ю. в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» о признании бездействия по непринятию мер к организации уличного освещения в ночное время автомобильной дороги <адрес> на участке от <адрес>, до промысловой базы ООО «Возрождение развития оленеводства» незаконным, о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
административный истец заместитель прокурора Тигильского района Аверин В.Ю. в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Администрации муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» о признании бездействия администрации муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» по непринятию мер к организации уличного освещения в ночное время автомобильной дороги - <адрес>, на участке от <адрес>, до промысловой базы ООО «Возрождение развития оленеводства», незаконным и возложении обязанности на администрацию муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать уличное освещение в ночное время автомобильной дороги - <адрес>, на участке от <адрес>, до промысловой базы ООО «Возрождение развития оленеводства».
Обосновывая требования, административный истец указал, что в ходе проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения и противодействии терроризму в части организации уличного освещения на самостоятельном участке в с. Усть-Хайрюзово на территории муниципального образования сельского поселения село «Усть-Хайрюзово», прокуратурой Тигильского района установлено, что в нарушение требований законодательства уличное освещение на участке автомобильной дороги по <адрес> протяженностью около 500 метров: от <адрес>, и до промысловой базы ООО «Возрождение развития оленеводства», в ночное время отсутствует.
Указанная автомобильная дорога является единственной дорогой, соединяющей поселок и микрорайон «Колхоз», в связи с чем, на данной дороге отмечается значительная интенсивность движения транспорта, в том числе большегрузной техники, а также движение пешеходов при отсутствии тротуаров.
По сведениям ОП №14 Корякского МО МВД на неосвещенном участке указанной автомобильной дороги (в районе <адрес>) в 2015 году зарегистрировано дорожно-транспортное происшествие в ночное время со смертельным исходом.
Непринятие мер по организации уличного освещения может повлиять на рост совершения противоправных и уголовных деяний, в том числе террористического характера, создает предпосылки для роста количества дорожно-транспортных происшествий, нарушает права граждан на безопасное и беспрепятственное передвижение по улицам сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» Тигильского района Камчатского края в ночное время.
Таким образом, бездействием администрации муниципального образования «село Усть-Хайрюзово» по исполнению требований законодательства о безопасности дорожного движения нарушаются права неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 38 КАС РФ, ч. 1 ст.39 КАС РФ, а также ст.ст. 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании старший помощник прокурора Тигильского района Рулёв П.В. административные исковые требования поддержал в полном объеме и просил удовлетворить их по основаниям, изложенным в исковом заявлении. При этом дополнил, что освещение автомобильной дороги должно быть обеспечено органом местного самоуправления в соответствии с требованиями ГОСТа Р 50597-93 вне зависимости от интенсивности движения транспортных средств по данной автомобильной дороге.
Административный ответчик о месте, времени и дате судебного заседания извещен в порядке, установленном законом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, уважительности причин неявки суду не сообщил, не просил отложить рассмотрение дела, возражение относительно предъявленных административных исковых требований суду не представил.
Выслушав прокурора, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 39, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены в Федеральном законе от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Согласно статье 12 Федерального закона 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с требованиями "ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (утв. Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221) надлежащее уличное освещение должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечивать безопасность дорожного движения. В соответствии с п.4.6 упомянутого выше ГОСТа включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк. Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим. Допускается частичное ( до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч.
Согласно части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В силу ч.1 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В соответствии с п.5 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения, в том числе электроснабжения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу п.19 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Аналогичные нормы, включая освещение улиц, содержатся в ст.6 Устава муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово», а также п.5 Правил обеспечения благоустройства и содержания территории муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово», принятых Решением Собрания депутатов муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» от ДД.ММ.ГГГГ № (65) с последующими изменениями.
Судом установлено и подтверждается доказательствами, что прокуратурой Тигильского района проведена проверка деятельности муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» в части исполнения законодательства о безопасности дорожного движения и противодействия терроризму по организации уличного освещения на территории упомянутого сельского поселения.
В ходе проверки были выявлены нарушения, а именно: отсутствуют опоры, предназначенные для освещения автомобильной дороги - <адрес>, протяженностью около 500 метров (от <адрес>, и до промысловой базы ООО «Возрождение развития оленеводства»), что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицами к нему. (л.д.10-13)
Согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования, являющихся муниципальной собственностью муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово», утвержденного постановлением администрации муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» от ДД.ММ.ГГГГ №, автомобильная дорога поселения - <адрес>, протяженностью 1520 м. относится к категории дорог общего пользования (л.д.18-20).
Указанная автомобильная дорога является единственной дорогой, соединяющей поселок и микрорайон «Колхоз» и по которой круглосуточно осуществляется движение транспорта, в том числе большегрузной техники, а также движение пешеходов вдоль проезжей части дороги в связи с отсутствием тротуаров.
По сведениям ОП №14 Корякского МО МВД, на неосвещенном участке указанной автомобильной дороги (в районе <адрес>), зарегистрировано дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом, произошедшее ДД.ММ.ГГГГ в 05 часов 00 минут. Из приведенного следует, что дорожно-транспортное происшествие произошло в то время суток, в которое естественного освещения для автомобильной дороги недостаточно.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что отсутствие уличного освещения не позволяет в полной мере обеспечивать охрану общественного порядка, способствует совершению преступлений и правонарушений в селе в ночное время суток, а также нарушает права граждан на личную безопасность при передвижении по автомобильным дорогам местного значения в вечернее и ночное время суток.
На администрацию муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» в силу закона возложена обязанность по уличному освещению автомобильных дорог местного значения, с целью обеспечения безопасности жителей, а также безопасности дорожного движения и профилактике совершения правонарушений.
При таких обстоятельствах суд полагает, что требования заместителя прокурора Тигильского района обоснованы и подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии с ч.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов.
Административный истец освобождён от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (п.п.9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.п.3 п.1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, суд взыскивает в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Руководствуясь статьями 175-177, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░