<данные изъяты>
<данные изъяты><данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Дело № 2-949/12
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
ст. Багаевская Ростовской области 25 декабря 2012 года
Багаевский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Левченко П.А.,
при секретаре Кайдаловой С.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Рыбальченко Владимира Николаевича к Государственному Учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в Багаевском районе Ростовской области» о признании решения ГУ УПФР от 10.10.2012 года об отказе в перерасчете пенсии, незаконным; об установлении размера заработной платы за периоды работы с октября 1984 года по декабрь 1986 года в должности председателя профкома совхоза «Красновский» Багаевского района Ростовской области; об обязании ГУ УПФР в Багаевском районе Ростовской области произвести перерасчет пенсионного капитала из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка с даты назначения трудовой пенсии по старости, с 10.октября 2012 года,
у с т а н о в и л :
Истец Рыбальченко В.Н. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в Багаевском районе Ростовской области» с указанными исковыми требованиями, ссылаясь в обоснование иска на следующее.
По достижении возраста 60 лет он обратился в ГУ УПФР с заявлением о назначении пенсии по старости на общих основаниях, предоставив необходимые документы.
Решением комиссии ГУ УПФ РФ в Багаевском районе Ростовской области от 10.10.2012 года ему было отказано в назначении пенсии по наиболее выгодному варианту среднемесячного заработка по партийному билету согласно данных уплаты членских взносов за период с октября 1984 года по декабрь 1986 года и назначена пенсия на общих основаниях. Не были учтены сведения о заработной плате за период его работы в профкоме совхоза «Красновский» в должности председателя профкома, с 24.09.1984 года по 11 декабря 1986 года.
Истец указал, что в связи с тем, что совхоза «Красновский» уже не существует, профсоюза тоже нет, он не имеет возможности истребовать данные бухгалтерского учета о его заработной плате в спорный период (с октября 1984 года по декабрь 1986 года), так как в Багаевском муниципальном архиве документы о личном составе, о заработной плате по профсоюзу совхоза «Красновский» отсутствуют, о чем у него имеется архивная справка №
Истец считает отказ решения комиссии ГУ УПФР в Багаевском районе от 10.10.2012 года в части учета сведений о заработной плате его работы в профкоме совхоза «Красновский» в должности председателя профкома с октября 1984 года по декабрь 1986 года, исходя из данных уплаты членских взносов, отраженных в его партийном билете, неправомерным, поскольку он находился на выборной должности, с освобождением от основной работы, получал заработную плату как профсоюзный работник; а неисполнение работниками отдела кадров своих функций по сдаче документов в архивы не может лишать его права на исчисление размера трудовой пенсии по наиболее выгодному варианту среднемесячного заработка.
Полагая свои права нарушенными, он обратился с настоящим иском в суд.
В судебном заседании истец Рыбальченко В.Н. иск поддержал, просил суд удовлетворить. Дал пояснения, аналогичные с изложенным в иске. Представитель истца, Прокипчина О.П., допущенная судом по ходатайству истца на основании ст. 53 ч. 6 ГПК РФ, просила суд удовлетворить иск, исходя из документов, представленных истцом. Заявили ходатайство о допросе в судебном заседании в качестве свидетеля Воскобойниковой Т.И..
Представитель ответчика, Хорузик Е.В., действующая по доверенности, иск не признала. Пояснила, что правовые основания отказа Рыбальченко В.Н. в назначении пенсии по наиболее выгодному варианту среднемесячного заработка по партийному билету согласно данных уплаты членских взносов за период с октября 1984 года по декабрь 1986 года, изложены в решении комиссии ГУ УПФР Багаевского района 10.10.2012 года. Она считает решение обоснованным, просит суд отказать в иске.
Суд, выслушав объяснение сторон, их представителей, показания свидетеля, изучив материалы дела, считает, что исковые требования Рыбальченко В.Н. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 19 Закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией (подачи «заявления за назначением пенсии») и приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, данного заявления со всеми необходимыми документами при наличии права.
В соответствии с п.3 ст. 18 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", территориальные органы ПФР дают оценку сведениям, содержащихся в представленных документах, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов. В необходимых случаях проверяется обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, проводится проверка кадровых и бухгалтерских документов и другие необходимые действия, в рамках пенсионного и гражданского законодательства.
Решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении принимается на основании совокупности представленных документов и в строгом соответствии с действующим законодательством, регулирующим данные отношения.
В силу п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", расчетный размер трудовой пенсии определяется с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Согласно п. 2 ст. 18 указанного закона, перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной архивной службой России Постановлением от 27 февраля 2002 г. N 16/19па утвердили Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Пунктом 26 Перечня определено, что среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
В соответствии с Письмом Министерства труда и социального развития РФ N 8389-ЮЛ и Пенсионного фонда РФ N ЛЧ-06-27/9704 от 27.11.2001 года в случае установления, что работнику причинен ущерб, выражающийся в невозможности назначения или перерасчета пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка, и этот ущерб подлежит возмещению лицом, которое в силу своих должностных обязанностей должно отвечать по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, необходимо дать соответствующие рекомендации пострадавшим лицам об обращении в суд.
В случае невозможности определения причинителя вреда, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии.
К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, у четные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов о оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец Рыбальченко В.Н. состоял в трудовых отношениях с совхозом «Красновский» Багаевского района Ростовской области, данное обстоятельство подтверждается трудовой книжкой, выданной 25.10.1972 года на имя истца (л.д.15-18). В трудовой книжке имеются записи о том, что 24.09.1984 года Рыбальченко В.Н. зачислен председателем профкома совхоза «Красновский» (протокол № 1 от 24.09.1984 года), 11.12.1986 года уволен в связи с окончанием выборного срока (протокол № 1 от 10.12.1986 года).
Данные периоды работы истца (с 24.09.1984 года по 11.12.1986 год) не опровергаются ответчиком, ГУ УПФР в Багаевском районе, кроме того, включены в подсчет страхового стажа Рыбальченко В.Н. при начислении пенсии по возрасту на общих основаниях.
10.10.2012 года истец Рыбальченко В.Н. обратился с заявлением в ГУ УПФР за назначением пенсии по старости на общих условиях, предоставив необходимые документы: трудовую книжку, архивную справку по заработной плате, партийный билет №, учетную карточку члена КПСС, паспорт.
Решением комиссии ГУ УПФР от 10.10.2012 года Рыбальченко В.Н. отказано в перерасчете назначенной пенсии с учетом сведений о среднемесячном заработке работника на основании косвенных документов- партийного билета.
В протоколе заседания комиссии ГУ УПФР от 10.10.10212 года отражено, что «за периоды работы с 1984 год по 1986 годы Рыбальченко В.Н. не может представить сведения о заработной плате, а предоставил партийный билет и учетную карточку члена КПСС, т.к. работал с 24.09.1984 по 11.12.1986 годы в должности председателя профкома с-за «Красновский», документы которого на хранение в архив не сдавались и местонахождение их не известно (справка Багаевского муниципального архива № 1013 от 01.10.2012 года).
Из ответа Муниципального бюджетного учреждения «Багаевский муниципальный архив документов по личному составу» (№ 1013 от 01.10.2012 года, л.д.19) усматривается, что документы профкома совхоза «Красновский» Багаевского района Ростовской области на хранение в архив не поступали. Местонахождение документов не известно.
Согласно действующему в спорный период трудовому законодательству (КЗоТу), время работы освобожденного профсоюзного работника на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации засчитывается в его общий и специальный трудовой стаж и освобожденные профсоюзные работники обладали такими же социально-трудовыми правами и льготами, что и другие работники.
Нормы части 3 статьи 26 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и части 2 статьи 375 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривают, что время работы на выборных профсоюзных должностях включается в стаж работы, без каких бы то ни было ограничений и оговорок, данное положение не противоречило и пункту 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, действовавшим в момент работы истца освобожденным профсоюзным работником на выборной должности. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
С ноября 1979 года истец Рыбальченко В.Н. являлся членом КПСС СССР и уплачивал членские взносы, размер которых зависел от заработной платы. В партийном билете № от 23.11.1979 года истца имеются сведения об уплате членских взносов, исходя из размера заработной платы: за октябрь 1984 года-160 руб., ноябрь1984 года-180 руб., декабрь 1984 года-180 руб., январь 1985 года-180 руб., февраль 1985 года-185 руб., март 1985 года-185 руб., апрель 1985 года-185 руб., май 1985 года- 185 руб., июнь 1985 года-240 руб., июль 1985 года-175 руб., август 1985 ггода-175 руб., сентябрь 1985 года-175 руб., октябрь 1985 года-175 руб., ноябрь 1985 года-175 руб., декабрь 1985 года- 175 руб., январь 1986 годжа-175 руб., февраль 1986 года- 175 руб., март 1986 года-175 руб., апрель 1986 года- 175 руб., май 1986 года-1866 руб., июнь 1986 года-175 руб., июль 1986 года-175 руб., август 1986 года- 175 руб., сентябрь 1986 года- 175 руб., октябрь 1986 года-175 руб., ноябрь 1986 года- 212 руб., декабрь 1986 года-52 руб.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ).
Свидетель Воскобойникова Т.И., в судебном заседании пояснила, что работала бухгалтером в совхозе «Красновский» Багаевского района Ростовской области в 1986 году, в период работы истца Рыбальченко В.Н. в должности председателя профкома совхоза «Красновский» Багаевского района Ростовской области. Рыбальченко В.Н., наряду с другими сотрудниками, получал заработную плату в совхозе «Красновский» по ведомостям, которые она впоследствии сдавала муниципальный архив. Взносы записывали в партийный билет Рыбальченко В.Н. О том, какой процент удерживался, она пояснить не может, поскольку периодически сотрудникам выдавалась премия, которая не входила в размер суммы, подлежащей уплате в качестве членских взносов.
Суд считает, что вина истца в не сохранении работодателем в установленном законом порядке сведений о его заработной плате, отсутствует, поэтому приходит к выводу о том, что сведения о фактическом заработке истца, имевшиеся в партийном билете за указанный период времени, позволяет принять его как основание к перерасчету размера пенсии истца по заработной плате за период с 24.09.1984 года по 10.12.1986 год.
Суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению; перерасчет размера пенсии истцу необходимо произвести с 10.10.2012 года, с момента обращения Рыбальченко В.Н. с заявлением в ГУ УПФР, в соответствии со ст.ст. 18-20 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
Следовательно, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по не зависящим от него причинам, то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
При этом, судом в качестве доказательств принимаются любые, перечисленные в гл. 6 ГПК РФ и отвечающие требованиям относимости и допустимости доказательства.
Суд, исследовав вопросы о характере трудовых обязанностей истца в спорный период и установив, что Рыбальченко В.Н. в спорный период в течение полного рабочего дня выполнял работу, находясь на выборной должности, приходит к выводу об удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Рыбальченко Владимира Николаевича к Государственному Учреждению «Управление Пенсионного фонда в Багаевском районе Ростовской области», удовлетворить.
Признать решение ГУ УПФР в Багаевском районе Ростовской области, оформленное протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 10 октября 2012 года, в части отказа в учете сведений о заработной плате, при расчете пенсионного капитала, для исчисления размера трудовой пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка, по партийному билету Рыбальченко Владимира Николаевича, 10.10.1952 года рождения, № 17869608 от 23 ноября 1979 года, согласно данных уплаты членских взносов за период с октября 1984 года по декабрь 1986 года, незаконным.
Установить размер заработной платы Рыбальченко Владимира Николаевича, 10.10.1952 года рождения, за период работы с октября 1984 года по декабрь 1986 года, в должности председателя профкома совхоза «Красновский»по партийному билету Рыбальченко Владимира Николаевича, № 17869608 от 23 ноября 1979 года, в следующих размерах: за октябрь 1984 года-160 руб., ноябрь1984 года-180 руб., декабрь 1984 года-180 руб., январь 1985 года-180 руб., февраль 1985 года-185 руб., март 1985 года-185 руб., апрель 1985 года-185 руб., май 1985 года- 185 руб., июнь 1985 года-240 руб., июль 1985 года-175 руб., август 1985 ггода-175 руб., сентябрь 1985 года-175 руб., октябрь 1985 года-175 руб., ноябрь 1985 года-175 руб., декабрь 1985 года- 175 руб., январь 1986 годжа-175 руб., февраль 1986 года- 175 руб., март 1986 года-175 руб., апрель 1986 года- 175 руб., май 1986 года-1866 руб., июнь 1986 года-175 руб., июль 1986 года-175 руб., август 1986 года- 175 руб., сентябрь 1986 года- 175 руб., октябрь 1986 года-175 руб., ноябрь 1986 года- 212 руб., декабрь 1986 года-52 руб. и обязать ГУ УПФР в Багаевском районе Ростовской области принять указанные суммы заработной платы для дальнейшего расчета пенсионного капитала и перерасчета размера пенсии исходя из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка.
Обязать ГУ УПФР в Багаевском районе Ростовской области произвести перерасчет пенсионного капитала Рыбальченко Владимира Николаевича, 10.10.1952 года рождения, с учетом установленного судом размера заработной платы, за период работы в должности председателя профкома совхоза «Красновский» с октября 1984 года по декабрь 1986 года и произвести перерасчет размера трудовой пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка с даты назначения трудовой пенсии по старости, с 10 октября 2012 года.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Багаевский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 29 декабря 2012 года.
Председательствующий: П.А. Левченко