Дело № 2а-8667/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Куриленко Р.В.,
при секретаре Багиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкар
23 октября 2017 года гражданское дело по административному исковому заявлению Министерства здравоохранения Республики Коми к УФССП России по Республике Коми, МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми, судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми Трефиловой Е.В. об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
установил:
Министерство здравоохранения Республики Коми обратилось в суд с административным исковым заявлением к МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми об освобождении от уплаты исполнительского сбора, взысканного в рамках исполнительного производства № 10018/16/11022-ИП.
В обоснование административного иска указано, что в рамках исполнительного производства № 10018/16/11022-ИП, постановлением МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми от 06.09.2017 взыскан с Министерства здравоохранения Республики Коми исполнительский сбор в размере 50000руб. С указанным постановлением административный истец не согласен.
В порядке подготовки к судебному заседанию к участию в деле в качестве соответчика привлечены УФССП России по Республике Коми, судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми Трефилова Е.В.
В судебном заседании представитель истца на удовлетворении требований настаивает в полном объеме.
Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Выслушав доводы явившихся в судебное заседание лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Решением Воркутинского городского суда от 27.05.2016 ГБУЗ РК «Воркутинская инфекционная больница» и Министерство здравоохранения Республики Коми обязано устранить выявленные нарушения требований законодательства о комплексной безопасности, а именно: в корпусе 1 и 2 по почтовому адресу ориентира: ... в срок до 01.03.2017: обеспечить учреждение физической охраной для поддержания правопорядка в соответствии с требованиями пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272; в корпусе 2 по почтовому адресу ориентира: ... в срок до 01.03.2017: установить систему видеонаблюдения, соответствующую требования пунктов 23, 30 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми от 10.08.2016 возбуждено исполнительное производство № 10018/16/11022-ИП в отношении должника Министерства здравоохранения Республики Коми. Должнику предложено исполнить решение суда в течении 5 дней со дня получения постановления.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми от 06.09.2017, в связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50000руб.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 112 указанного Федерального закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Размер исполнительского сбора с должника-организации в случае неисполнения требований исполнительного документа неимущественного характера составляет пятьдесят тысяч рублей.
В соответствии с п. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с иском об уменьшении размера исполнительского сбора.
Пунктом 7 ст. 112 указанного Федерального закона установлено право суда, с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств, уменьшить размер исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть от установленного законом размера.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 74 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались. При этом уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (ч. 9 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с частями 7 и 8 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 данной статьи. В случае принятия судом к рассмотрению указанных в ч. 6 данной статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.
Лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Аналогичная правовая позиция изложена в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».
Пунктом 1 ст. 401 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. При этом лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Поскольку Министерством здравоохранения Республики Коми в срок, отведенный для добровольного исполнения, каких-либо мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа, предпринято не было, оснований для освобождения администрации МР «Княжпогостский» от уплаты исполнительского сбора не имеется.
Довод административного истца о том, что для обеспечения учреждения физической охраны в штат учреждения введены ставки сторожей, не является исполнением решения суда.
Исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Указанный довод административного истца, может быть рассмотрено судом как основание для снижения размера исполнительского сбора за неисполнение решения суда в течение 5 дней.
На основании изложенного, суд полагает возможным снизить размер подлежащего взысканию с должника исполнительского сбора на 25% до 37500 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Министерства здравоохранения Республики Коми к УФССП России по Республике Коми, МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми, судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми Трефиловой Е.В. об освобождении от уплаты исполнительского сбора, отказать.
Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с Министерства здравоохранения Республики Коми постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП России по Республике Коми по исполнительному производству № 10018/16/11022-ИП, до 37500руб.
Отменить обеспечительные меры наложенные определением Сыктывкарского городского суда от 02.10.2017 года в виде приостановления действия постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми от 06.09.2017, вынесенное в рамках исполнительного производства № 10018/16/11022-ИП о взыскании исполнительского сбора
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца.
Председательствующий Р.В. Куриленко
Копия верна: судья -