К. Дело № 2-4652/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 октября 2014 года
Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Гущиной А.И., при секретаре Корнийчук В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вдовиной Н.А. к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области о признании решения филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области незаконным, возложении обязанности осуществить кадастровый учет изменений земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Вдовина Н.А. обратилась в суд с иском к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанности произвести государственный кадастровый учет изменений земельного участка.
В судебном заседании представитель истицы по доверенности Фадеев М.И. исковые требования поддержал и пояснил, что Вдовина Н.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Площадь земельного участка составляет <данные изъяты>. Для проведения межевания участка Вдовина Н.А. обратилась к кадастровому инженеру ФИО6 В ДД.ММ.ГГГГ истицей был подготовлен межевой план, который с заявлением сдан в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области. Однако ДД.ММ.ГГГГ кадастровым органом было вынесено решение о приостановлении кадастрового учета в связи с тем, что в межевом плане отсутствуют сведения, подтверждающие фактическое местоположение границ земельного участка с кадастровым номером №, а также не включен акт согласования границ в состав межевого плана. С данным решением истица не согласна. Участок на местности огорожен, имеется жилой дом и хозяйственные постройки, площадь земельного участка превышает площадь, указанную в ГКН на величину, не превышающую минимальный размер земельного участка, установленный для данного вида разрешенного использования. Акт согласования местоположения границы земельного участка не оформлялся, поскольку участок граничит с землями неразграниченной госсобственности. Просит признать решение филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, обязать филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области осуществить государственный кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Представитель ответчика филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области по доверенности Гладун Ю.В. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что решение о приостановлении осуществления кадастрового учета является законным, поскольку в межевом плане отсутствуют сведения, подтверждающие фактическое местоположение границ земельного участка в указанных границах более 15 лет. Также отсутствует акт согласования границ земельного участка с Администрацией Сергиево-Посадского района
Представитель третьего лица Администрации Сергиево-Посадского муниципального района по доверенности Бараненко М.В. в судебном заседании с иском не согласилась, поддержала мнение представителя ответчика. Считала решение кадастрового органа от ДД.ММ.ГГГГ законным. Граница земельного участка с Администрацией Сергиево-Посадского района не была согласована. Считает, что истицей была запользована земля, находящаяся в муниципальной собственности, что недопустимо.
Третьи лицо представитель Администрации Васильевского сельского поселения, кадастровый инженер ФИО6 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся третьих лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что на основании свидетельства о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ № Вдовина Н.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>, о чем имеется также запись в похозяйственной книге за ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.14-15).
Кадастровым инженером ФИО6 подготовлен межевой план в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером № (л.д.7-15).
Согласно заключению кадастрового инженера местоположение характерных точек границ земельного участка, а также площадь уточнены относительно фактически используемых контуров земельного участка.
Фактическая площадь превысила документальную на <данные изъяты> Акт согласования границ не оформлялся, так как земельный участок граничит с землями неразграниченной госсобственности (л.д. 10).
ДД.ММ.ГГГГ представитель Вдовиной Н.А. по доверенности Фадеев М.И. обратился в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области с заявлением о государственном учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> с приложенным к нему межевым планом.(л.д. 27-45)
Решением филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № был приостановлен государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости в связи с тем, что в межевом плане отсутствуют сведения, подтверждающие фактическое местоположение границ земельного участка с кадастровым номером № (документ, подтверждающий давность пользования земельным участком, содержащий исчерпывающее текстовое и картографическое описание границ данного земельного участка), а также в соответствии с ч.3.1 ст.25 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в состав межевого плана не включен акт согласования местоположения границы земельного участка (л.д.44-45).
В соответствии с п.4 ч.2 ст.26 «О государственном кадастре недвижимости» осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Согласно ч.9 ст.38 Федерального закона от 24.07.2007 № 227-ФЗ, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно пункта 1 ст.33 Земельного Кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Решением <адрес> районного Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ установлен предельный максимальный и минимальный размер земельных участков, предоставляемых для ведения личного подсобного хозяйства в границах сельских населенных пунктов - <данные изъяты> (максимум), <данные изъяты> (минимум).
Согласно межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ фактическая площадь земельного участка с кадастровым номером № больше площади по правоустанавливающим документам на <данные изъяты>., т.е. на величину менее предельного минимального размера участка соответствующего вида.
Таким образом, решение кадастрового органа в этой части противоречит закону, а доводы заявителя являются обоснованными.
По смыслу ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 221-ФЗ, если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимым для кадастрового учета документом является, в числе прочего, межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона N 221-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (ч. 3 ст. 38 Закона).
Согласно ст. 39 ФЗ РФ N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
При этом согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); пожизненного наследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
В силу ст. 40 вышеуказанного Закона результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Из материалов межевого плана на земельный участок с кадастровым номером № усматривается, что местоположение границ земельного участка заявительницы не было согласовано со смежным землепользователем - уполномоченным органом местного самоуправления (л.д. 10, об.). Ссылка кадастрового инженера на то обстоятельство, что согласования в данном случае не требуется, поскольку земельный участок Вдовиной Н.А. граничит с землями неразграниченной государственной собственности, является несостоятельной, противоречит положениям Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и ст. 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если при уточнении указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков (п. 2 ч. 5 ст. 27 Закона).
При таких данных решение органа кадастрового учета о приостановлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости является правомерным, а требования Вдовиной Н.А. о возложении обязанности осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимости удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Вдовиной Н.А. к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области о признании решения филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанности осуществить кадастровый учет изменений земельного участка оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Сергиево-Посадский городской суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Решение составлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
Федеральный судья . А.И. Гущина