К делу №2-309/13.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 марта 2013 года Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего - Волковой Н.В.,
при секретаре - Тхагапсовой Б.М.,
с участием заместителя прокурора – Казачек Е.Г.,
с участием представителя администрации МО «Майкопский район» согласно доверенности - Толстых Е.П., директора МБОУ средняя общеобразовательная школа № 22 - Панчишко С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Майкопского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Майкопский район» и Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа №22 о возложении обязанности по постановке на государственный учет земельного участка, зданий, строений и сооружений, находящихся в оперативном управлении,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Майкопского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в Майкопский районный суд Республики Адыгея с иском к администрации муниципального образования «Майкопский район» и Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа №22 о возложении обязанности по постановке на государственный учет земельного участка, зданий, строений и сооружений, находящихся в оперативном управлении. В обоснование заявления указано, что Прокуратурой Майкопского района проведена проверка исполнения общеобразовательными учреждениями Майкопского района законодательства Российской Федерации в сфере образования и лицензионных требований.
В ходе проверки установлены факты не соблюдения МБОУ СОШ №22 лицензионных требований и условий, в частности, ч. ч. 1 и 2 ст. 33.1 Закона РФ «Об образовании»; подп. "а" п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 г. № 174; ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Так, в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 33.1 Закона РФ «Об образовании» лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.
Подпунктом «а» п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 г. № 174 лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности является наличие у соискателя лицензии на осуществление образовательной деятельности или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования.
Частью 1 статьи 131 Гражданского Кодекса РФ, а также ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлена обязательная государственная регистрация вещных прав на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
Кроме этого, согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Требование закона о необходимости соблюдения образовательным учреждением лицензионных требований, в том числе наличие оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности, права на которые зарегистрированы в установленном законом порядке, является одним из основополагающих при осуществлении образовательной деятельности.
Несоблюдение МБОУ СОШ №22 указанного выше лицензионного требования ставит под угрозу реализацию конституционного права обучающихся (воспитанников) на образование. Это противоречит одному из основных направлений государственной политики Российской Федерации, может нанести ущерб безопасности государства, поскольку отношения в области образования находятся под особой государственной защитой в сфере особых интересов Российской Федерации.
Согласно Уставу, МБОУ СОШ №22 является юридическим лицом - муниципальным бюджетным образовательным учреждением. Учредителем МБОУ СОШ №22 является администрация МО «Майкопский район».
Администрацией МО «Майкопский район» - учредителем, переданы МБОУ СОШ №22 в оперативное управление здание школы, расположенное по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, х. Красная Улька, ул. Октябрьская, 27.
Также у МБОУ СОШ №22 на праве оперативного управления по вышеуказанному адресу находится земельный участок.
Вопреки вышеперечисленным требованиям законодательства об образовании, о лицензировании образовательной деятельности, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, МБОУ СОШ №22 не осуществило оформление прав на объекты недвижимости – землю, здания, строения и сооружения, находящиеся в оперативном управлении.
Уставом МБОУ СОШ №22 закреплено, что деятельность финансового обеспечения МБОУ СОШ №22 осуществляется учредителем - администрацией МО "Майкопский район".
В силу ст. ст. 139 и 140 БК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, исходя из требований вышеуказанного законодательства, обязанность по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся на праве оперативного управления, возложена на МБОУ СОШ №22 и администрацию МО "Майкопский район", являющуюся его учредителем.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурор просил обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №22, расположенное по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, х. Красная Улька, ул. Октябрьская, 27, осуществить государственный учет земельного участка, зданий, строений и сооружений, находящихся в оперативном управлении. При недостаточности средств у Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №22 на указанные цели обязать администрацию МО "Майкопский район" выделить денежные средства учреждению для государственного учета земельного участка, заданий, строений и сооружений, находящихся в оперативном управлении у МБОУ СОШ № 22.
В судебном заседании заместитель прокурора – Казачек Е.Г. поддержал требования в полном объёме. Пояснил, что Прокуратурой Майкопского района проведена проверка исполнения общеобразовательными учреждениями Майкопского района законодательства Российской Федерации в сфере образования и лицензионных требований. В ходе проверки были установлены факты не соблюдения МБОУ СОШ №22 лицензионных требований и условий, в частности, ч. ч. 1 и 2 ст. 33.1 Закона РФ «Об образовании»; подп. "а" п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 г. № 174; ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Исходя из требований вышеуказанного законодательства обязанность по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в оперативном управлении у МБОУ СОШ №22, возложена на МБОУ СОШ №22 и его учредителя - администрацию МО «Майкопский район». Просил исковые требования, заявленные прокурором Майкопского района Республики Адыгея в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Представитель администрации МО « Майкопский район» согласно доверенности - Толстых Е.П., не возражала против удовлетворения требований прокурора Майкопского района, полагая требования законными и обоснованными. Пояснила, что действительно недвижимое имущества, находящееся в собственности у администрации и переданное в оперативное управление МБОУ СОШ №22 не состоит на государственном учете.
Директор МБОУ СОШ №22 – Панчишко С.И., не возражала против удовлетворения исковых требований прокурора Майкопского района. Пояснила, что Комитетом имущественных отношений МО «Майкопский район» МБОУ СОШ №22 были переданы в оперативное управление земля, здания, строения и сооружения, но до настоящего времени право собственности на указанное имущество не зарегистрировано в связи с отсутствием финансовых средств.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, считает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Так, согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 33.1 Закона РФ «Об образовании» лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.
Подпунктом «а» п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 г. № 174, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности является наличие у соискателя лицензии на осуществление образовательной деятельности или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования.
Частью 1 статьи 131 Гражданского Кодекса РФ, а также ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлена обязательная государственная регистрация вещных прав на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Как следует из Устава МБОУ СОШ №22, школа является юридическим лицом - муниципальным бюджетным образовательным учреждением, учредителем которого является администрация МО «Майкопский район».
Согласно Постановлению главы администрации МО «Майкопский район» №235 от 10.12.2012 года администрацией МО «Майкопский район» передано МБОУ СОШ №22 в оперативное управление здание школы, общей площадью 1175,0 кв.м., здание котельной, общей площадью 109,0 кв.м., здание спортзала, общей площадью 692,9 кв.м., расположенные по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, х. Красная Улька, ул. Октябрьская, 27, и здание детского сада, общей площадью 869,7 кв.м., расположенное по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, х. Красная Улька, ул. Октябрьская, 21.
Однако, как следует из объяснения директора школы – Панчишко С.И., данного прокурору, МБОУ СОШ №22 не зарегистрировало права на переданные школе в оперативное управление землю, здания, строения и сооружения, в связи с отсутствием средств на эти цели.
В Уставе МБОУ СОШ №22 закреплено, что деятельность финансового обеспечения МБОУ СОШ №22 осуществляется учредителем - администрацией МО «Майкопский район».
В силу ст. ст. 139 и 140 БК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, суд полагает обоснованным и подлежащим удовлетворению требование прокурора об обеспечении мероприятий по государственному учету зданий, строений и сооружений, находящихся в оперативном управлении МБОУ СОШ №22. С учетом характера правоотношений, администрация муниципального образования «Майкопский район» обязана при недостаточности средств у МБОУ СОШ №22 выделить их на проведение государственного учета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования прокурора Майкопского района Республики Адыгея.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №, расположенное по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, х. Красная Улька, ул. Октябрьская, 27, осуществить государственный учет земельного участка, зданий, строений и сооружений, находящихся в оперативном управлении.
Обязать администрацию МО «Майкопский район» выделить денежные средства учреждению для государственного учета земельного участка, зданий, строений и сооружений, находящихся в оперативном управлении у Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №22 при недостаточности средств у МБОУ СОШ №22.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея в течение одного месяца со дня его вынесения через Майкопский районный суд.
Судья: подпись
Копия верна. Судья Н.В. Волкова