04 февраля 2015 года пос. Коноша
Коношский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего Красова С.С.,
при секретаре Ширяевской В.А.,
с участием представителя заявителя Вохтоминой О.Е.,
заинтересованного лица - главного государственного инспектора Коношского района Архангельской области по пожарному надзору Черноусова И.Ю.,
представителей заинтересованных лиц- администрации МО «Коношский муниципальный район» Пашкова В.И., администрации МО «Волошское» Попова Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению директора муниципального бюджетного учреждения культуры «Библиотечная система Коношского района» Вохтоминой О.Е. о признании незаконным предписания главного государственного инспектора Коношского района Архангельской области по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ №,
УСТАНОВИЛ:
Директор муниципального бюджетного учреждения культуры «Библиотечная система Коношского района» (далее МБУК «Библиотечная система Коношского района») Вохтомина О.Е. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным предписания главного государственного инспектора Коношского района Архангельской области по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ №.
В обоснование заявленных требований указала, что данным предписанием МБУК «Библиотечная система Коношского района» обязана в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить следующие мероприятия: в здании по адресу: <адрес> обеспечить ширину эвакуационного выхода № и № не менее 0,8 м; в здании по адресу: <адрес> обеспечить не менее 2 эвакуационных выходов; в здании по адресу: <адрес> обеспечить не менее 2 эвакуационных выходов, обеспечить высоту эвакуационного выхода из тамбуров в коридор не менее 1,9 м., обеспечить высоту выхода № из помещения в коридор не менее 1,9 м., обеспечить высоту выхода № из помещения в коридор не менее 1,9 м.; в здании, расположенном по адресу: <адрес> обеспечить не менее 2 эвакуационных выходов; в здании, расположенном по адресу: <адрес>, обеспечить ширину выхода из арендуемого помещения в тамбур здания не менее 0,8 м, также обеспечить ширину выхода из тамбура арендуемого помещения наружу не менее 0,8 м.; в здании по адресу: <адрес> обеспечить на этаже здания класса Ф 2.1 не менее 2 эвакуационных выходов. По мнению заявителя требования инспектора по пожарному надзору не соответствуют закону и неправомерно возлагают на юридическое лицо обязанности. Указание инспектора на то обстоятельство, что указанные здания, занимаемые библиотеками относятся по функциональной пожарной опасности к классификации Ф 2.1 не соответствуют закону.
В судебном заседании директор МБУК «Библиотечная система Коношского района» Вохтомина О.Е. заявленные требования уточнила, просила признать незаконными пункты 1,2,5,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18 предписания главного государственного инспектора Коношского района Архангельской области по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № «Об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара». Доводы, изложенные в заявлении, поддержала. Дополнила, что здания, в которых размещены помещения библиотек построены до введения в действие СНИП 21-01-97*.
Заинтересованное лицо -главный государственный инспектор Коношского района Архангельской области по пожарному надзору Черноусов И.Ю с заявлением не согласился, считает, что оспариваемое предписание выдано законно.
Представитель администрации МО «Коношский муниципальный район» Пашков В.И. в судебном заседании заявление директор МБУК «Библиотечная система Коношского района» поддержал, пояснив, что перечисленные в предписании объекты не относятся по функциональной пожарной опасности к классификации Ф 2.1. Здания библиотек построены до введения в действие СНИП 21-01-97*.
Представитель администрации МО «Волошское» Попов Ю.Б. в судебном заседании пояснил, что в 2008 году при выполнении ремонтных работ по замене водопроводных сетей в центральной части поселка Волошка прокладка новой водопроводной линии была выполнена минуя здание Дома культуры, где располагается помещение библиотеки, в связи с чем Дом культуры в настоящее время не подключен к централизованному водоснабжению.
Представители администрации МО «Тавреньгское», «МО «Климовское» в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Заслушав заявителя, заинтересованных лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с частью 3 статьи 246 ГПК РФ, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
В силу ст.6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки посещать территорию и объекты защиты и проводить их обследования, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю; выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.
В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ главного государственного инспектора Коношского района Архангельской области по пожарному надзору Черноусова И.Ю. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности в отношении МБУК «Библиотечная система Коношского района». По результатам данной проверки главным государственным инспектором Коношского района Архангельской области по пожарному надзору составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ и директору МБУК «Библиотечная система Коношского района» выдано предписание № «Об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара».
Суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным должностным лицом органа государственного пожарного надзора и по установленной законом процедуре. Плановая выездная проверка проведена главным государственным инспектором Коношского района Архангельской области по пожарному надзору с соблюдением требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Вместе с тем, суд полагает, что содержание пунктов 1,2,5,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18 оспариваемого предписания не соответствует требованиям закона.
Предписанием в вышеуказанных пунктах установлено:
п.1.п.2 - ширина эвакуационных выходов № и № из помещения тамбура непосредственно наружу в здание, расположенном по адресу: <адрес> менее 0,8 м. По факту составляет 0,70 м. и соответственно - 0,75 м., чем нарушен п.6.16 СНиП 21-01-97*;
п.5 - на этаже здания класса Ф 2.1 по функциональной пожарной опасности по адресу: <адрес> менее 2 эвакуационных выходов, чем нарушен п.6.13* СНИП 21-01-97*;
п.9. - в арендуемых МБУК « Библиотечная система Коношского района» помещениях здания по адресу: <адрес> пожарный шкаф выполнен из горючих материалов, а именно из дерева, чем нарушены ч.1 ст.5,ч.1 ст.6, ч.3,ст.4 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.4, НПБ 151-2000, п.5.13 ГОСТ Р 51844-2009;
п.10 - в арендуемых МБУК «Библиотечная система Коношского района» помещениях здания по адресу: <адрес> на пожарный шкаф на внешние стороны стенки не нанесены буквенные обозначения, надписи и пиктограммы. На внешней стороне дверки не нанесены буквенный индекс, включающий в себя аббревиатуру «ПК» и (или) условное обозначение ПК, порядковый номер ШП и номер телефона ближайшей пожарной части в соответствии с ГОСТ 12.4.009, чем нарушены ч.1 ст.5,ч.1 ст.6, ч.3,ст.4 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.4, п.4.15 НПБ 151-2000, п.5.13 ГОСТ Р 51844-2009;
п.11 - на этаже здания класса Ф 2.1 по функциональной пожарной опасности по адресу: <адрес> менее 2 эвакуационных выходов, чем нарушены чем нарушены ч.1 ст.5,ч.1 ст.6, ч.3,ст.4 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.6.13* СНиП 21-01-97*;
п.12, п.13, п.14 - высота эвакуационных выходов из помещения в <адрес> менее 1,9 метра, по факту 1,55, 1,65, 1,55 м, чем нарушены ч.1 ст.5,ч.1 ст.6, ч.3,ст.4 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.6.13*, п.6.16 СНиП 21-01-97*;
п.15- в арендуемых помещениях по адресу: <адрес> не обеспечило на этаже здания класса Ф 2.1 по функциональной пожарной опасности не менее 2 эвакуационных выходов ( п.6.13*СНиП 21-01-97*);
п.16, п.17 - в арендуемом помещении по адресу: <адрес> ширина эвакуационных выходов №, № из помещения в тамбур и ширину эвакуационного выхода № из тамбура непосредственно наружу менее 0,8 м.,по факту 0,63 м.( п.6.16 СНиП 21-01-97*);
п.18 - на этаже здания класса Ф 2.1 по функциональной пожарной опасности по адресу: <адрес> менее 2 эвакуационных выходов (п.6.13* СНиП 21-01-97*).
МБУК ««Библиотечная система Коношского района» предписано устранить вышеуказанные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст.61 ч.2 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившим в законную силу решением Коношского районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № установлено, что МБУК ««Библиотечная система Коношского района» пользуется по договору только частью здания Волошского дома культуры, находящегося в собственности МО «Волошское» Данное здание, в котором располагается помещение библиотеки, еще в 2008 году отключено от источника наружного противопожарного водоснабжения. Обязанностей по содержанию внутреннего противопожарного водопровода в исправном состоянии (при постоянном отключении его от источника наружного противопожарного водоснабжения) МБУК ««Библиотечная система Коношского района» не несет. Следовательно, данное юридическое лицо не несет обязанностей по приведению пожарного шкафа (в котором размещается пожарный рукав, присоединяемый к внутреннему пожарному водопроводу) в соответствии с требованиями пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению.
Вступившим в законную силу решением Коношского районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № установлено, что вина МБУК «Библиотечная система Коношского района» в нарушении требований пожарной безопасности, предъявляемым к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам в зданиях, расположенным по адресам: <адрес>, отсутствует, поскольку у юридического лица не имелось возможности для соблюдения данных правил и норм и на настоящее время МБУК «Библиотечная система Коношского района» не несет обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности, предъявляемым к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам в вышеперечисленных зданиях.
Статьей 28 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что пожарно-техническая классификация зданий, сооружений и пожарных отсеков применяется для установления требований пожарной безопасности к системам обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности. Степень огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков, классы их функциональной и конструктивной пожарной опасности указываются в проектной документации на объекты капитального строительства и реконструкции.
Статьей 32 названного Федерального закона установлена классификация зданий, сооружений и пожарных отсеков по функциональной пожарной опасности в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, возможности пребывания их в состоянии сна. К классу здания Ф 2.1 относятся театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчетным числом посадочных мест для посетителей в закрытых помещениях.
В соответствии с п. 6.2.1 СНиП 31-05-2003 число эвакуационных выходов из здания и с этажа здания устанавливается в соответствии с пунктами 6.13* и 6.14 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
Пунктом 6.13* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых и введенных в действие Постановлением Минстроя Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7, предусмотрено, что не менее двух эвакуационных выходов должны иметь, в том числе, этажи зданий класса Ф2.1.
Из п. 6.16 СНиП 21-01-97* следует, что высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее: 1,2 м - из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел., из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности, за исключением класса Ф1.3, - более 50 чел. ;0,8 м - во всех остальных случаях. Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.
В статье 8 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе их эксплуатации исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также чтобы в случае возникновения пожара соблюдались требования, в частности, касающиеся возможности доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение здания или сооружения.
Требования к обеспечению пожарной безопасности здания или сооружения, введенного в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, а также к связанным с такими зданиями и сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные данным Законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения (п. 1 ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ).
Частью 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что в отношении объектов защиты, введенных в эксплуатацию до вступления в силу положений настоящего Закона, устанавливающих более высокие требования пожарной безопасности (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1 и 2 статьи 97 настоящего Закона), применяются ранее действовавшие требования. В отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования этого Закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Аналогичная норма содержится в ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, согласно которой при изменении функционального назначения зданий, сооружений, строений или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных в соответствии с названным Законом применительно к новому назначению этих зданий, сооружений, строений или помещений.
Системный анализ норм действующего законодательства о пожарной безопасности позволяет сделать вывод о том, что в отношении введенных в эксплуатацию до введения в действие различных СНиПов (в данном случае СНиП 21-01-97*) данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта. Содержащиеся в указанных СНиПах требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения), а не в процессе его текущей эксплуатации.
Таким образом, п.п. 6.13*,6.16 СНиП 21-01-97* содержит требование не режимно-эксплуатационного, а объемно-планировочного характера и подлежат соблюдению применительно к зданию, введенному в эксплуатацию до введения в действие данных строительных норм и правил, лишь в случае осуществления реконструкции или капитального ремонта указанного здания, а не в ходе его текущей эксплуатации.
Согласно материалам дела (техническим паспортам, сведениям комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам администрации МО «Коношский муниципальный район» и сведений администраций сельских поселений) здания по адресам: <адрес> построены до введения в действие СНИП 21-01-97* (до ДД.ММ.ГГГГ). Капитальный ремонт, реконструкция зданий не проводились. При этом функциональное назначение зданий в <адрес> не менялось, данные здания были изначально спроектированы и построены для размещения там библиотек.
Доказательств того, что здания, расположенные по адресам: <адрес>, были запроектированы и построены не в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, либо того, что эти здания запроектированы и построены в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, но дальнейшая их эксплуатация приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара, а также того, что на спорном объекте проводилась реконструкция или капитальный ремонт здания после принятия Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, органом пожарного надзора не представлено.
По остальным помещениям функциональное назначение зданий было изменено. Так, здание, расположенное в дер. Пономаревская, было спроектировано и построено для размещения детского сада. В здании в дер. Климовская до размещения библиотеки располагался комбинат бытового обслуживания населения. В зданиях в <адрес> располагались жилые помещения.
Согласно СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационный пути и выходы», утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 171, при изменении функционального назначения существующих зданий или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных работ и конструктивных решений должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.
Согласно пункту 1.7 СНиП 21-01-97* необходимость приведения существующих зданий в соответствие с данными нормами определяется пунктом 8.5 СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения", которые утратили силу с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с пунктом 8.5 СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие СНиП 21-01-97*, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях в силу приведенной нормы компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что поскольку, в связи с размещением помещений библиотек, было изменено функциональное назначение зданий в <адрес>, данные здания должны были быть приведены в соответствие с требованиями пожарной безопасности, предъявляемым к зданиям класса Ф 2.1, в том числе с требованиями к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам.
При этом, в судебном заседании установлено, что здания, расположенные в <адрес>, в которых размещаются помещения библиотеки, находятся в собственности МО «Коношский муниципальный район» и переданы собственником в оперативное управление МБУК «Библиотечная система Коношского района».
Помещения в <адрес> находятся в собственности МО «Тавреньгское», переданы МБУК «Библиотечная система Коношского района» по договору во временное пользование.
Из полномочий МБУК «Библиотечная система Коношского района», вытекающих из оперативного управления и договоров временного пользования помещениями, не следует обязанность устранять нарушения правил пожарной безопасности, связанные с осуществлением работ капитального характера. МБУК «Библиотечная система Коношского района» не правомочна самостоятельно принимать решения о проведении капитального ремонта, реконструкции занимаемых помещений. Решений собственников зданий о проведении капитального ремонта, реконструкции помещений до настоящего времени не принято.
Предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности представляет собой ненормативный правовой акт должностного лица, уполномоченного на осуществление государственного пожарного надзора, выявившего соответствующие нарушения, возлагающий на лицо, организацию, в деятельности которых эти нарушения установлены, обязанности по их устранению в определенные сроки.
С учетом требований п. п. 2, 8, 9 ст. 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписание должностного лица органа государственного пожарного надзора об устранении нарушений требований пожарной безопасности, выявленных при проверке объекта, должно быть обоснованным как с юридической, так и с фактической стороны и возлагать на лицо (организацию), которому оно выдается, реально исполнимые им с учетом их полномочий и фактического технико-эксплуатационного состояния объекта обязанности. Необоснованное возложение предписанием определенных обязанностей на юридическое лицо, по сути, влечет нарушение его законных прав и интересов.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о незаконности п.п. 1,2,5,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18 оспариваемого предписания.
Согласно п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Заявление директора муниципального бюджетного учреждения культуры «Библиотечная система Коношского района» Вохтоминой О.Е. - удовлетворить.
Признать незаконными пункты 1,2,5,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18 предписания главного государственного инспектора Коношского района Архангельской области по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № «Об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара».
Обязать главного государственного инспектора Коношского района Архангельской области по пожарному надзору устранить допущенные нарушения прав муниципального бюджетного учреждения культуры «Библиотечная система Коношского района».
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Коношский районный суд.
Председательствующий С.С. Красов