Решение по делу № 2а-3758/2017 от 27.04.2017

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г. Тюмень, 15 мая 2017 года                                                          Дело 2а-3758/2017

    Центральный районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Жижина А.А.,

при секретаре Гавриш Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Главного управления строительства Тюменской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области, Межрайонному отделу по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области Любимову В.С. о признании постановления судебного пристава-исполнителя незаконным,

УСТАНОВИЛ:

    Главное управление строительства Тюменской области обратилось в суд с административным иском о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора.

    Требования мотивирует тем, что решением Центрального районного суда г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ по делу на Главное управление строительства Тюменской области возложена обязанность выдать Ивановой Д.М. займ в размере <данные изъяты> для приобретения жилого помещения. Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Главного управления строительства Тюменской области возбуждено исполнительное производство . Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора с Главного управления строительства Тюменской области взыскивается исполнительский сбор в размере <данные изъяты> В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Согласно части 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Представитель административного истца Сергеенкова Л.Ю. в судебном заседании поддержала требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области Любимов В.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области, Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Заинтересованное лицо, привлеченное к участию в деле, Иванова Д.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя административного истца, суд находит административный иск Главного управления строительства Тюменской области подлежащим удовлетворению.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

В силу части 11 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

При этом частью 12 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, данным в п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", по смыслу части 1 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Пунктом 13 части 1 статьи 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом.

Частью 2 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Таким образом, при неисполнении должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебные приставы-исполнители вправе налагать на должника денежное взыскание в виде исполнительского сбора, принимать об этом соответствующие постановления и совершать действия по их исполнению.

В соответствии с частью 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области Любимов В.С., рассмотрев исполнительный лист от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Центральным районным судом г. Тюмени по делу , вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, возбудил в отношении Главного управления строительства Тюменской области исполнительное производство

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области Любимовым В.С. вынесено постановление о взыскании с Главного управления строительства Тюменской области исполнительского сбора, в связи с тем, что исполнительный документ должником Главным управлением строительства Тюменской области в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен.

Как следует из материалов дела, постановление о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ поступило в адрес Главного управления строительства Тюменской области ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с чем, срок для добровольного исполнения Главным управлением строительства Тюменской области требования, содержащегося в исполнительном документе, в соответствии с частью 12 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» - ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно представленным административным истцом доказательствам ДД.ММ.ГГГГ письмом Главное управление строительства Тюменской области уведомило Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области об исполнении решения Центрального районного суда г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ по делу , направив при этом приказ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении займа». Указанные документы были направлены Главным управлением строительства Тюменской области ДД.ММ.ГГГГ в адрес Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области почтовым отправлением, что подтверждается выпиской отправлений из реестра от ДД.ММ.ГГГГ Главного управления строительства Тюменской области.

В соответствии с приказом Главного управления строительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ О предоставлении займа» работнику организации бюджетной сферы Ивановой Д.М. предоставлен заем в размере <данные изъяты> на приобретение готового жилого помещения за счет средств областного бюджета.

ДД.ММ.ГГГГ между Государственным автономным учреждением Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки» и Ивановой Д.М. был подписан договор займа во исполнение подпункта 2.2. вышеуказанного приказа. ДД.ММ.ГГГГ между Государственным автономным учреждением Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки» и Ивановой Д.М. было подписано дополнительное соглашение к договору займа от ДД.ММ.ГГГГ

Пунктом 2.1. договора займа от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что заем предоставляется займодавцем — Государственным автономным учреждением Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки» в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Тюменской области от 09.03.2011 N 60-п «Об утверждении Положения о порядке предоставления социальных выплат и займов работникам бюджетной сферы на приобретение жилого помещения».

В силу пункта 4.8. вышеуказанного Порядка для перечисления социальной выплаты и займа на приобретение готового жилого помещения, участие в долевом строительстве многоквартирного дома, уплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту или займу на приобретение готового жилого помещения, банковскому кредиту или займу на участие в долевом строительстве многоквартирного дома гражданин не позднее 60 рабочих дней со дня принятия решения, указанного в подпункте 1 пункта 4.3 Порядка, представляет в уполномоченную организацию документы, перечисленные в приложении N 4 к Порядку: заявление в произвольной форме о перечислении займа с указанием почтового адреса заявителя, даты регистрации права собственности на жилое помещение; договор купли-продажи жилого помещения, содержащий условия, установленные пунктом 4.1 вышеуказанного Порядка, с отметкой органа регистрации прав о государственной регистрации права; документы, подтверждающие уплату гражданином собственных (заемных) средств в размере не менее суммы подлежащей оплате части стоимости приобретенного жилого помещения за вычетом размера предоставляемой социальной выплаты и займа, размера направляемых на приобретение жилого помещения средств (части средств) материнского (семейного) капитала (в случае приобретения жилого помещения с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала); выписку из Единого государственного реестра недвижимости, удостоверяющая государственную регистрацию права собственности на приобретенное жилое помещение (представляется по желанию гражданина).

Учитывая изложенное, перечисление Ивановой Д.М.к. займа на приобретение готового жилого помещения возможно только после предоставления ею вышеуказанных документов.

Как следует из пояснений представителя административного истца Сергеенковой Л.Ю., документы, необходимые для перечисления займа в Государственное автономное учреждение Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки» Ивановой Д.М.к. не были представлены, в связи с чем, неисполнение Ивановой Д.М.к. своей обязанности по представлению вышеуказанных документов явилось причиной для неперечисления займа по договору займа от ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, суд приходит к выводу, что неполучение Ивановой Д.М.к. займа на приобретение готового жилого помещения, связанное с непредставлением ею соответствующих документов, не может свидетельствовать о неисполнении Главным управлением строительства Тюменской области решения Центрального районного суда г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ по делу , поскольку решение о предоставлении Ивановой Д.М.к. займа было принято Главным управлением строительства Тюменской области, что подтверждается приказом Главного управления строительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ

В связи с чем, решение Центрального районного суда г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ по делу было исполнено Главным управлением строительства Тюменской области ДД.ММ.ГГГГ и обеспечено заключением с Государственным автономным учреждением Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки» договора займа ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до возбуждения судебным приставом-исполнителем исполнительного производства

При указанных обстоятельствах оснований для взыскания исполнительского сбора в размере <данные изъяты> с Главного управления строительства Тюменской области за неисполнение им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, не имелось, постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области Любимова В.С. от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора с Главного управления строительства Тюменской области в размере <данные изъяты> по исполнительному производству является незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    Административный иск Главного управления строительства Тюменской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области, Межрайонному отделу по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области Любимову В.С. о признании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ незаконным – удовлетворить.

Признать постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.

Мотивированное решение составлено 19 мая 2017 года.

Судья                                                           А.А. Жижин

2а-3758/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Главное управление строительства ТО
Ответчики
СПИ МО по ОИП УФССП по ТО Любимов Виталий Сергеевич
МО по ОИП УФССП по ТО
УФССП по ТО
Суд
Центральный районный суд г. Тюмень
Дело на странице суда
centralny.tum.sudrf.ru
27.04.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
27.04.2017[Адм.] Передача материалов судье
02.05.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
02.05.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.05.2017[Адм.] Судебное заседание
15.05.2017[Адм.] Судебное заседание
15.05.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее