Дело №2-1785/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тамбов 20 мая 2015г.
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
председательствующего судьи Кострюкова П.А.,
при секретаре Сытиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Суханова М.М. о признании незаконными действия администрации г. Тамбова по отказу в подготовке и выдаче разрешения на строительство,
УСТАНОВИЛ:
Суханов М.М. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действия администрации г. Тамбова по отказу в подготовке и выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома со встроенным магазином на первом этаже по адресу: ***, а также об обязании администрации г. Тамбова подготовить и выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома со встроенном магазином на первом этаже, расположенного по адресу: ***.
В обоснование требований указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью *** кв.м., расположенный по адресу: ***, с видом разрешенного использования – под жилой дом. Также на праве собственности ему принадлежат жилой *** под литером «А» и незавершенный строительством жилой дом под литером «Б», расположенных на указанном земельном участке по адресу: ***. В связи с ненадлежащим состоянием жилого дома под литером «А», данное строение было снесено. На основании его заявления был подготовлен градостроительный план земельного участка по ***, утвержденный постановлением главы администрации г. Тамбова *** от 06.11.2013г., п.2.2.2 которого определено предельное количество этажей – не более 2-х, а п.2.2.5 утверждено назначение объекта капитального строительства: *** - индивидуальный жилой дом со встроенным магазином непродовольственных товаров на 1-ом этаже. Также по его заказу *** разработана проектная документация на жилой дом со встроенным магазином непродовольственных товаров на первом этаже по адресу: ***, в состав которой согласно п.2 ч.12 ст.48 Градостроительного кодекса РФ включена схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, и в которой обозначены места размещения существующего и проектируемого объектов индивидуального жилищного строительства. Проект согласован 10.12.2014г. председателем комитета архитектуры, развития и реконструкции администрации г. Тамбова.
12.12.2014г., повторно 30.12.2014г. и 17.02.2015г. представителем заявителя через МФЦ по представлению услуг населению г. Тамбова были поданы на имя главы города Тамбова заявления установленной формы о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома со встроенным магазином непродовольственных товаров на 1-ом этаже в соответствии с разрешенным использованием земельного участка по адресу: ***, с приложенными документами в соответствии с ч.9 ст.51 ГрК РФ. Согласно ч.10 ст.51 ГрК РФ требование иных документов в целях получения разрешения на строительство от застройщика объекта ИЖС не допускается. Кроме того, к первым двум заявлениям о выдаче разрешения на строительство от 12.12.2014г., 30.12.2014г. была приложена проектная документация.
Письмами от 19.12.2014г. и 31.12.2014г. администрация г. Тамбова в лице Комитета градостроительства заявления заявителя были оставлены без удовлетворения на том основании, что постановлением главы администрации г. Тамбова от 06.11.2013г. *** «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по ***» п.2.2.2 определено предельное количество этажей не выше 2-х. Согласно проекта жилого дома, разработанного *** в состав жилого дома входит гараж высотой 2,69м., 1 и 2 этажи, чердачный этаж и встроенный магазин непродовольственных товаров на первом этаже, в силу чего исходя из данной проектной документации предусмотрено строительство индивидуального 3-х этажного жилого дома с количеством этажей – 3 и со встроенным магазином непродовольственных товаров, что не соответствует Правилам землепользования и застройки городского округа – город Тамбов.
Письмом от 24.03.2015г. администрация г. Тамбова в лице Комитета градостроительства также заявление заявителя от 17.02.2015г. о выдаче разрешения на строительство было оставлено без удовлетворения на том основании, что заявителем в представленных документах строительство индивидуального жилого дома выполняется со встроенным магазином непродовольственных товаров. Порядок выдачи разрешения на строительство объектов капитального строительства предусмотрено ч.7 ст.51 ГрК РФ, а не ч.9 ст.51 ГрК РФ.
Заявитель считает данные отказы в выдаче разрешения на строительство указанного объекта не законными.
В судебном заседании представитель Суханова М.М. по доверенности Суханова В.Д. заявленные требования поддержала в полном объеме, изложив доводы, содержащиеся в заявлении.
Представитель заинтересованного лица – администрации г.Тамбова в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В предыдущем судебном заседании возражал против удовлетворения требований по следующему:
- при поступлении заявления о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома со встроенным магазином непродовольственных товаров на первом этаже, поступившие через ТОГКУ «МФЦ» в комитет градостроительства администрации города Тамбова, необходимо установить предназначение проектируемого здания, поскольку от этого зависит состав градостроительной документации и применение правовых норм, регулирующие градостроительные отношения. Индивидуальный жилой дом и жилой дом со встроенным магазином непродовольственных товаров на первом этаже являются разными объектами, а неодинаковыми, поскольку согласно разделу 2 пункта 2.2. Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 06.09.2001, с 1 января 2002 года организации торговли могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных к жилым домам и зданиям иного назначения помещениях. Размещение организаций торговли в жилых домах и зданиях иного назначения осуществляется в соответствии со СНиПами «Общественные здания и сооружения», «Жилые здания». Магазин непродовольственных товаров встроенный на первом этаже в жилой *** расположенный по *** относится к одному из вышеуказанных в Санитарных правилах способах размещения организации торговли. Таким образом, индивидуальный жилой дом со встроенным магазином непродовольственных товаров на первом этаже не относится к индивидуальному жилому дому как к одному из видов зданий. В тоже время согласно определению, изложенному в части 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилой дом - это индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Магазин непродовольственных товаров не относится к помещению вспомогательного использования, он является помещением общественного назначения призванным для удовлетворения бытовых потребностей населения. Таким образом, для строительства жилого дома со встроенном магазином непродовольственных товаров заявителю необходимо предоставить в комитет градостроительства администрации города Тамбова документы, предусмотренные ч.7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а не ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации изложенной для выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
- Из предоставленных документов на выдачу разрешения на строительство жилого дома со встроенным магазином непродовольственных товаров на первом этаже по *** было установлено основание для отказа в выдаче разрешения на строительство, предусмотренное частью 13 статьи 51 ГрК РФ, а именно несоответствии представленных документов, коим является проект требованиям градостроительного плана земельного участка в части этажности. Градостроительный план земельного участка подготавливается с учетом документов на земельный участок и Правил землепользования и застройки городского округа - город Тамбов. В соответствии с пунктом 4.7. «СП 55.13330.2011. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001» (утв. Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 № 789) в целях определения этажности и количества этажей объектов индивидуального жилищного строительства и блокированных жилых домов применяется порядок, установленный для многоквартирных жилых домов СП 54.13330.2011. Согласно пункту В.1.6. этого документа при определении этажности здания учитываются все надземные этажи, в том числе технический этаж, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м. При определении количества этажей учитываются все этажи, включая подземный, подвальный, цокольный, надземный, технический, мансардный и другие. Подполье под зданием независимо от его высоты, а также междуэтажное пространство и технический чердак с высотой менее 1,8м в число надземных этажей не включаются. Проектной документацией предусмотрено строительство жилого дома в состав, которого входит подвал высотой более 1,8 м, 1 этаж, 2 этаж и чердачный этаж. Согласно пункту 2.2.2. градостроительного плана земельного участка, утвержденного постановлением администрации города Тамбова от 06.11.2013 *** предельное количество этажей не выше 2-х. Таким образом, проект не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка, Правилам землепользования и застройки городского округа - город Тамбов в части этажности, что является законным основанием отказа в выдаче разрешения на строительство. Отказы в выдаче разрешения на строительство данного объекта от 19.12.2014г., 31.12.2014г. и от 24.02.2015г. являются обоснованными.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей46 Конституции Российской Федерации и главой25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ст.255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К таким решениям, действиям (бездействию) закон (ст.255 ГПК РФ) относит коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.
На основании ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Судом установлено, что Суханов М.М. является собственником земельного участка и находящихся на нем жилого ***, состоящего из одного основного строения, а также незавершенного строительством жилого дома под лит. «Б», расположенных по адресу: ***, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, имеющихся в материалах дела.
В связи с тем, что основное строение - жилой *** находится в ненадлежащем состоянии, заявитель, как собственник этого дома и земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, принял решение о строительстве на принадлежащем ему земельном участке нового жилого дома.
На основании заявления Суханова М.М. был подготовлен градостроительный план земельного участка по *** за №***, утвержденный постановлением главы администрации г. Тамбова *** от 06.11.2013г.
Пунктом 2.2.2 указанного градостроительного плана определено предельное количество этажей не выше 2-х, а пунктом 2.2.5 утверждено назначение объекта капитального строительства: *** – жилой дом или *** - индивидуальный жилой дом со встроенным магазином непродовольственных товаров на 1-ом этаже.
Также по заказу заявителя *** разработана проектная документация на жилой дом со встроенным магазином непродовольственных товаров на первом этаже по адресу: ***, в состав которой включена схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, и в которой обозначены места размещения проектируемого объекта индивидуального жилищного строительства.
12.12.2014г., повторно 30.12.2014г. и 17.02.2015г. заявитель через своего представителя обратился к главе города Тамбова с заявлением, установленной формы о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома со встроенным магазином непродовольственных товаров на 1-ом этаже в соответствии с разрешенным использованием земельного участка по адресу: ***, с приложенными документами в соответствии с ч.9 ст.51 ГрК РФ.
Кроме того, как следует из пояснений представителя Суханова М.М. в судебном заседании к двум заявлениям от 12.12.2014г. и 30.12.2014г. о выдаче разрешения на строительство также кроме документов, установленных ч.9 ст.51 ГрК РФ был приложен проект индивидуального жилого дома со встроенным магазином непродовольственных товаров на 1-ом этаже. Данное обстоятельство представителем заинтересованного лица в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.
Письмами Комитета градостроительства администрации г. Тамбова от 19.12.2014г., 31.12.2014г. и от 24.02.2015г. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома со встроенным магазином непродовольственных товаров на 1-ом этаже по адресу: *** Суханову М.М. было отказано по изложенным выше основаниям.
В соответствии со ст. 260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе распоряжаться им любым образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте. Любые земельные участки могут использоваться только в приделах определяемых их целевым назначением.
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным видом использования, причем способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. При этом в указанную статью непосредственно была включена дополнительная обязанность для собственников земельных участков - своевременно приступать к использованию земельных участков.
В силу п.1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройки или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
В соответствии с ч.2 ст.16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Исходя из положений ч.3 ст. 48 ГрК РФ объекты индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи, в отношении которых осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте.
Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с ч.9 ст.51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьифедеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Частью 10 ст.51 ГрК РФ установлено, что не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.
Согласно ч.11 ст.51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Согласно ч.13 ст.51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Из смысла указанных выше норм Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что осуществление подготовки проектной документации в отношении объекта индивидуального жилищного строительства не требуется при строительстве, а застройщик наделен лишь правом по собственной инициативе, а не обязанностью в подготовке проектной документации, представление которой для получения разрешения на строительства также не требуется.
Таким образом, администрация г. Тамбова в лице Комитета градостроительства при проведении проверки документов, представленных Сухановым М.М. в соответствии с ч.9 ст.51 ГрК РФ, для получения разрешения на строительство, не вправе была для принятия решения об отказе в выдаче разрешения на строительство рассматривать также представленную Сухановым М.М. проектную документацию в отношении жилого дома со встроенным магазином непродовольственных товаров на 1-ом этаже по адресу: *** на соответствие либо не соответствие ее (проектной документации) требованиям градостроительного плана земельного участка.
В силу указанного, суд находит отказы в выдаче разрешения на строительство Суханову М.М. в отношении жилого дома со встроенным магазином непродовольственных товаров на 1-ом этаже по адресу: ***, содержащихся в письмах Комитета градостроительства администрации *** от 19.12.2014г. и 31.12.2014г. не законными.
Кроме того, определение количества этажей, этажности индивидуального жилого дома в соответствии с п.4.7 Свод правил «Дома жилые одноквартирные» СП 55.13330.2011 необходимо для внесения данных в государственный кадастр недвижимости при постановке на государственный кадастровый учет такого объекта недвижимости, которые вносятся на основании технического плана. Данные требования также определены Федеральным закономот 24 июля 2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Таким образом, данные действия выполняются к существующему, т.е. возведенному объекту недвижимого имущества.
Рассмотрение вопроса о соответствии характеристик возведенного объекта недвижимости индивидуальному жилому дому, а именно этажности, количества этажей, подлежит при принятии решения о вводе в эксплуатацию такого объекта и государственной регистрации права на него.
В соответствии со ст.17 ЖК РФ Жилое помещение предназначено для проживания граждан.
Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств.
Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.2.2.5 градостроительного плана земельного участка по адресу: ***, принадлежащего Суханову М.М., утвержденного постановлением администрации г. Тамбова *** от 06.11.2013г. одним из назначений объекта капитального строительства является – индивидуальный жилой дом со встроенным магазином непродовольственных товаров на 1-ом этаже.
Письмом Комитета градостроительства администрации г. Тамбова от 24.02.2015г. Суханову М.М. было отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома со встроенным магазином непродовольственных товаров на том основании, что порядок выдачи разрешения на строительство объектов капитального строительства предусмотрено ч.7 ст.51 ГрК РФ.
Частью 7 ст.51 ГрК РФ установлен перечень документов, необходимых представлению застройщиком в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
Согласно п.10 ч.1 ГрК РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Кроме того, согласно пунктам 18, 19, 20 ст.1 ГрК РФ объекты капитального строительства определяют понятия объектов федерального, регионального и местного значений.
Таким образом, индивидуальный жилой дом со встроенным магазином согласно положениям ГрК РФ не является объектом капитального строительства, в силу чего отказ в выдаче разрешения на строительство от 24.02.2015г. нельзя признать законным.
Также ссылка представителя администрации г. Тамбова на то, что индивидуальный жилой дом и жилой дом со встроенным магазином непродовольственных товаров на 1-ом этаже являются разными объектами, неодинаковыми в силу раздела 2 п.2.2 Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.09.2001г. несостоятельна, поскольку данные санитарные правила относятся к организациям торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами, а не к объектам торговли непродовольственными товарами.
При указанных обстоятельствах суд находит оспариваемые заявителем решения от 19.12.2014г., 31.12.2014г. и 24.02.2015г. незаконными, нарушающими его права как собственника, а заявление подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 258 ГПК суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199, 258 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░: ***.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░: ***.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 28.05.2015 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░