№ 2-482/2015г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 октября 2015 года
Островский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Гурова А.В.,
с участием помощника прокурора <адрес> Смирновой С.В.,
при секретаре Ячменевой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к СПК «Расловское» о возложении обязанности произвести специальную оценку условий труда,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с указанным иском, мотивируя его тем, что прокуратурой <адрес> во исполнение решения коллегии прокуратуры <адрес> проведена проверка соблюдения норм трудового законодательства и охраны труда в деятельности сельскохозяйственного производственного кооператива «Расловское» (далее - СПК «Расловское»).
Проверкой установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда СПК «Расловское» исполняются ненадлежащим образом.
В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (далее - ТК РФ) работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
В соответствии с требованиями ст. 212 ТК РФ к основным обязанностям работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда относится проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 01 января 2014 года.
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 т. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.
Согласно требованиям ст.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее по тексту Закона) предметом регулирования данного закона является отношения, возникающие в связи с обязанностью работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
Согласно ч. 1 ФЗ «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.
Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями (ч. З ст. З ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
В ч. 1 ст. 8 Закона указано, что обязанность работодателя по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Статьей 9 Закона предусмотрено, что для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.
В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
На основании действовавшего ранее Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года N 342-н, аттестация проводилась в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.
Пункт 4 Порядка с учетом внесенных изменений Приказом № 590н от 12 декабря 2012 года предусматривал, что аттестации подлежат рабочие места, организованные при создании юридического лица и по завершении строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники или новых технологий, влияющих на уровни показателей факторов производственной среды и трудового процесса. Из этих рабочих мест исключаются те, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах), эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, эксплуатируют иную офисную организационную технику, эксплуатируют бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства.
Согласно штатному расписанию СПК «Расловское» среди его работников отсутствуют надомники, дистанционные работники и работники, вступившие в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, т.е. работники, в отношении которых не проводится специальная оценка условий труда.
Таким образом, на руководителя СПК «Расловское» законом возложена обязанность организовать проведение специальной оценки условий труда.
По общему правилу, в соответствии с ч.4 ст.8 ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда (ч.4 ст.27 ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
Согласно п.8 действовавшего ранее Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда сроки проведения аттестации устанавливались работодателем исходя из того, что каждое рабочее место подлежит аттестации не реже одного раза в пять лет. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.
Анализ указанных положений закона позволяет сделать вывод, что оценка условий труда работодателем может не проводиться в течение пяти лет только в отношении тех рабочих мест, которые были аттестованы в соответствии с ранее действовавшим законодательством. Поскольку в СПК «Расловское» аттестация рабочих мест проведена не была, то пятилетний срок, на который может быть отложена специальная оценка условий труда, а также срок, предусмотренный ч.6 ст.27 ФЗ «О специальной оценке условий труда», в данном случае применению не подлежит.
В настоящее время Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № ЗЗн утверждена Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению, зарегистрирована в Минюсте России 21.03.2014 № 31689 и вступила в силу с 08 апреля 2014 года.
В ходе проверки установлено, что в СПК «Расловское» не проведена специальная оценка условий труда следующих рабочих мест согласно штатного расписания: главный энергетик, секретарь, уборщица, специалист по охране труда, кочегар, главный агроном, бригадир зерносушильного комплекса, сторож, главный зоотехник, зоотехник-селекционер, главный ветеринарный врач, ветеринарный врач, ветеринарный санитар, управляющая МКТ, слесарь по ремонту и обслуживанию оборудования, оператор по искусственному осеменению животных, главный инженер, водитель, электросварщик, кладовщик, сторож.
Не проведение специальной оценки условий труда нарушает права работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, лишает их полной достоверной информации об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Согласно абз. З ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав может осуществляться, в частности, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокуратура является самостоятельным государственным органом, основным предназначением которого является надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов на территории РФ
Поскольку не проведение специальной оценки условий труда ущемляет права и законные интересы неопределенного круга лиц - вероятных работников предприятия, т.е. затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор обращается в суд с настоящим иском.
Просит суд обязать СПК «Расловское» провести специальную оценку условий труда рабочих мест согласно штатному расписанию в срок до 01.07.2016 года.
В судебном заседании помощник прокурора Смирнова С.В., исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика - директор СПК «Расловское» Персиянцева Л.В.,в судебном заседании исковые требования прокурора признала полностью.
Изучив материалы дела, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 21 ТК РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ - «работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда».
В соответствии с требованиями ст. 212 ТК РФ к основным обязанностям работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда относится проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 01 января 2014 года.
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 т. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.
Согласно требованиям ст.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее по тексту Закона) предметом регулирования данного закона является отношения, возникающие в связи с обязанностью работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
Согласно ч. 1 ФЗ «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.
Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями (ч. З ст. З ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
В ч.1 ст. 8 Закона указано, что обязанность работодателя по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Статьей 9 Закона предусмотрено, что для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.
В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
На основании действовавшего ранее Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года N 342-н, аттестация проводилась в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.
Пункт 4 Порядка с учетом внесенных изменений Приказом № 590н от 12 декабря 2012 года предусматривал, что аттестации подлежат рабочие места, организованные при создании юридического лица и по завершении строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники или новых технологий, влияющих на уровни показателей факторов производственной среды и трудового процесса. Из этих рабочих мест исключаются те, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах), эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, эксплуатируют иную офисную организационную технику, эксплуатируют бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства.
По общему правилу, в соответствии с ч.4 ст.8 ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда (ч.4 ст.27 ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
Согласно п.8 действовавшего ранее Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда сроки проведения аттестации устанавливались работодателем исходя из того, что каждое рабочее место подлежит аттестации не реже одного раза в пять лет. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.
Как следует из материалов дела, прокуратурой <адрес> во исполнение решения коллегии прокуратуры <адрес> проведена проверка соблюдения норм трудового законодательства и охраны труда в деятельности СПК «Расловское».
Проверкой установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда СПК «Расловское» исполняются ненадлежащим образом.
Согласно штатному расписанию СПК «Расловское» среди его работников отсутствуют надомники, дистанционные работники и работники, вступившие в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, т.е. работники, в отношении которых не проводится специальная оценка условий труда.
Таким образом, на руководителя СПК «Расловское» законом возложена обязанность организовать проведение специальной оценки условий труда.
Суд согласен с доводами прокурора о том, что непроведение специальной оценки условий труда нарушает права работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, лишает их полной достоверной информации об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Представитель ответчика исковые требования признала в полном объеме.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд принимает признание ответчиком иска, если такое признание не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Принимая во внимание, что представитель ответчика иск признал, признание иска не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, суд считает возможным принять признание иска.
В соответствии со ст. 173 ГПК РФ «При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований».
В соответствии со ст. 103 ч. 1 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что прокурор освобождён от уплаты госпошлины при подаче искового заявления в интересах Российской Федерации (п.п.9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ), государственная пошлина по настоящему делу должна быть взыскана с ответчика, не освобождённого от её уплаты.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 -199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать Сельскохозяйственный производственный кооператив «Расловское» провести специальную оценку условий труда рабочих мест согласно штатному расписанию: главный энергетик, секретарь, уборщица, специалист по охране труда, кочегар, главный агроном, бригадир зерносушильного комплекса, сторож, главный зоотехник, зоотехник-селекционер, главный ветеринарный врач, ветеринарный врач, ветеринарный санитар, управляющая МКТ, слесарь по ремонту и обслуживанию оборудования, оператор по искусственному осеменению животных, главный инженер, водитель, электросварщик, кладовщик, сторож, в срок до 01.07.2016 года.
Взыскать с Сельскохозяйственного производственного кооператива «Расловское» госпошлину в доход бюджета <адрес> муниципального района <адрес> в размере <данные изъяты> рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в <адрес> областной суд через Островский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий: А.В. Гуров