Арбитражный суд Амурской области
675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163
тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48
е-mail: info@amuras.arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Благовещенск
Дело №
А04-2954/2010
29 июля 2010 года.
Резолютивная часть решения объявлена 28 июля 2010 года. Полный текст решения изготовлен 29 июля 2010 года.
Арбитражный суд в составе судьи М.А. Басос
при участии помощника судьи А.С. Гавага
рассмотрев в судебном заседании заявление Управления государственного автодорожного надзора по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
к
индивидуальному предпринимателю Каткову Валерию Николаевичу
о привлечении к административной ответственности
3-и лица: -
протокол вел: помощник судьи А.С. Гавага
при участии в заседании: от заявителя – Македон Н.Г., доверенность от 12.03.2010, удостоверение № 00096; ответчик не явился, извещен.
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту – заявитель, УГАДН по Амурской области) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Каткова Валерия Николаевича (далее по тексту – ответчик, ИП Катков В.Н., предприниматель) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В обоснование своих требований заявитель указал, что предпринимателем при осуществлении предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автобусами по территории Российской Федерации нарушены лицензионные требования и условия, о чем 29.06.2010 составлен протокол об административном правонарушении № 467.
Представитель заявителя в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал в полном объеме. Просил учесть в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность предпринимателя, решение Арбитражного суда Амурской области от 09.03.2010 по делу № А04-636/2010 о привлечении ИП Каткова В.Н. к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Судом наличие отягчающих ответственность обстоятельств принято к рассмотрению.
Ответчик в судебное заседание не явился, письменный отзыв, другие запрошенные судом документы не представил. О времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 156, статьей 205 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.
Катков Валерий Николаевич, 20.09.1959 года рождения, зарегистрирован Межрайонной ИФНС России № 3 по Амурской области в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 17.01.2006 за основным государственным регистрационным номером 306280401700011, ИНН 282200533334.
ИП Катков В.Н. осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, на основании лицензии АСС 28 502810 от 29.03.2006. Срок действия лицензии – до 29.03.2011.
08.06.1010 в 11 час. 05 мин. и в 14 час. 30 мин. на посадочной площадке ЗАО «Благовещенский автовокзал» в ходе проверки на линии принадлежащих ИП Каткову В.Н. автобусов ГАЗ 322132, государственный номер С531 ТО, под управлением водителя Хохоч А.С., и ГАЗ 322132, государственный номер О433ВН, под управлением водителя Останина С.Н., выявлены нарушения лицензионных требований и условий, предъявляемых к перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, при осуществлении перевозки пассажиров по регулярному межмуниципальному маршруту № 532 «с.Ромны - г.Благовещенск», а именно: пассажирские сидения автобусов не оборудованы ремнями безопасности.
Допущенные нарушения зафиксированы в актах проверки на линии транспортного средства, осуществляющего перевозки пассажиров и багажа, от 08.06.2010 №№ 257, 258.
В связи с выявленными нарушениями инспектором государственного автодорожного надзора по Амурской области 23.06.2010 вынесено определение № 551-опр/б о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ИП Каткова В.Н.
Уведомлением о проведении административного расследования от 23.06.2010 № 551-опр/б предпринимателю предложено явиться 29.06.2010 в 10 час. 00 мин. по адресу: г.Белогорск, ул.Кирова, 275/1, каб. № 2. Направление указанного уведомления предпринимателю подтверждается почтовой квитанцией от 24.06.2010.
В ходе административного расследования Управлением выявлены следующие нарушения предпринимателем лицензионных требований и условий:
1) допуск к перевозкам в междугороднем сообщении автобусов, у которых пассажирские сиденья не оборудованы ремнями безопасности;
2) допуск к осуществлению междугородних перевозок водителей Хохоч А.С. и Останина С.Н., которые не имеют непрерывного стажа работы водителем автобуса в течении трех последних лет (Хохоч А.С. принят на работу водителем автобуса 01.03.2007 и имеет перерыв с 31.07.2008 по 04.03.2009, Останин С.Н. принят на работу в качестве водителя категории «Д» с 01.08.2009, ранее работал на автомобиле типа «Газель» (ГАЗ - 2705 – фургон категории «В»).
В данном начальнику УГАДН по Амурской области объяснении от 29.06.2010 ИП Катков В.Н. указал, что 18.03.2010 им подана заявка в областное управление ГИБДД на установку ремней безопасности. В мае он получил одобрение на переоборудование и установку ремней безопасности, однако в настоящее время ни одна организация не занимается переоборудованием. Допуск к осуществлению междугородних перевозок водителей, не имеющих необходимый непрерывный стаж работы водителем автобуса, предприниматель объяснил производственной необходимостью .
По результатам административного расследования инспектором государственного автодорожного надзора по Амурской области 18.06.2010 оформлен акт № 551-опр/б, составлен протокол об административном правонарушении № 467.
В графе протокола «объяснение физического лица» имеется удостоверенная подписью Каткова В.Н. отметка: «Согласен».
Действиям предпринимателя дана правовая оценка по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы заявителя, суд считает требования Управления государственного автодорожного надзора по Амурской области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии с предписаниями статьи 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов.
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» выполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Требование соблюдения лицензионных условий не влечет ограничения в осуществлении предпринимательской деятельности, поскольку государством посредством законов и иных нормативных правовых актов устанавливаются требования к лицензиату выполнять определенные условия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения и пассажиров.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон о безопасности дорожного движения) обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов; лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте, в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно части 4 статьи 24 Закона о безопасности дорожного движения участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Положением о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом отнесено соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (подпункт «б» пункта 4).
В соответствии со статьей 16 Закона о безопасности дорожного движения техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства.
Пунктом 6.1.1 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 12.05.2003 № 28, предусмотрено, что техническое состояние, оборудование и укомплектованность автотранспортных средств всех типов, марок, назначений, прицепов и полуприцепов, находящихся в эксплуатации, должны соответствовать требованиям действующих нормативных актов.
Согласно пункту 3.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 № 2, техническое состояние и оборудование автобусов должны отвечать установленным требованиям безопасности движения.
Как следует из пунктов 4.2, 4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 № 27, организации и водители-предприниматели обязаны, в том числе, обеспечить соответствие технического состояния и оборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении, установленным требованиям безопасности.
Согласно пункту 4.1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, (в редакции Постановления Правительства РФ от 24.02.2010 № 87) (далее – Основные положения) в автобусах, используемых для перевозки пассажиров в междугородном сообщении, места для сидения должны быть оборудованы ремнями безопасности.
Пункт 11 Основных положений запрещает эксплуатацию автомобилей, автобусов, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (согласно приложению).
Так, в соответствии с пунктом 7.9 Перечня, запрещается эксплуатация транспортных средств в случаях, если отсутствуют ремни безопасности и (или) подголовники сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства или Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 20 Закона о безопасности дорожного движения организации, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
Пункт 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относит, в том числе, прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы; организация стажировки водителей.
Как следует из пункта 2.3.1 приведенного Положения, к управлению автобусами, осуществляющими междугородные, международные перевозки, перевозки детей до 16 лет, могут быть допущены водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет.
Выполнение указанного требования обеспечивается владельцами автобусов при приеме водителей на работу и направлении на осуществление указанных перевозок.
Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 № 496/192/134, классификацией транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении (принята на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г. Вене 08.11.1968 и ратифицирова Указом Президиума Верховного Совета СССР 29.04.1974 ), предусмотрены следующие категории транспортных средств:
A – мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства;
B – автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;
C – автомобили, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;
D – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;
прицеп – транспортное средство, предназначенное для движения в составе с транспортным средством. Этот термин включает в себя полуприцепы.
Пунктом 1.2.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, под автобусом понимается автотранспортное средство с двигателем, предназначенное для перевозки пассажиров с числом мест для сидения (помимо сиденья водителя) более восьми.
Из вышеизложенного следует, что автобусы относятся к транспортным средствам категории «D», а стаж работы водителем транспортных средств иных категорий не может быть засчитан в стаж работы в качестве водителя автобуса.
Нарушение ИП Катковым В.Н. приведенных нормативных актов при осуществлении лицензируемого вида деятельности зафиксировано в протоколе об административном правонарушении от 29.06.2010 № 467, подтверждается актами проверки на линии транспортного средства, осуществляющего перевозки пассажиров и багажа, от 08.06.2010 №№ 257, 258; актом проведения административного расследования от 29.06.2010 № 551-опр/б; объяснением ИП Каткова В.Н. от 29.06.2010; данными об автотранспортных средствах, находящихся на балансе индивидуального предпринимателя; выписками из трудовых книжек на водителей Хохоч А.С. и Останина С.Н.; путевыми листами от 08.06.2010 №№ 8390, 391; иными доказательствами, и не оспаривается ответчиком.
Статьей 2.2 КоАП РФ предусмотрено, что административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Вина индивидуального предпринимателя как физического лица в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана административным органом.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.2 КоАП РФ).
Вина ответчика в совершении административного правонарушения подтверждается материалами дела.
Анализ исследованных судом доказательств с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации свидетельствует об обоснованности требований заявителя о привлечении к административной ответственности ИП Каткова В.Н.
Указанные нарушения являются нарушением лицензионных требований и условий, данные деяния необходимо квалифицировать по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, как осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Примечанием к статье 2.4 КоАП РФ установлено, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии со статьей 4.1. КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
Санкция части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Срок для привлечения к административной ответственности не истек. Процедура соблюдена. Полномочия административного органа на составление протокола об административном правонарушении судом проверены.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Доказательств наличия обстоятельств, смягчающих ответственность, суду не представлено.
Судом принято во внимание наличие отягчающего ответственность обстоятельства – повторное совершение однородного административного правонарушения в течение одного года (пункт 2 статьи 4.3. КоАП РФ), что подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Амурской области от 09.03.2010 по делу № А04-636/2010 о привлечении ИП Каткова В.Н. к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
С учетом вышеизложенного, суд считает необходимым привлечь индивидуального предпринимателя Каткова Валерия Николаевича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, применить штраф в размере 4 000 рублей.
Государственная пошлина по данной категории дел не взыскивается.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Каткова Валерия Николаевича, 20.09.1959 года рождения в с.Поздеевка Ромненского района Амурской области, зарегистрированного Межрайонной ИФНС России № 3 по Амурской области в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 17.01.2006 за основным государственным регистрационным номером 306280401700011, ИНН 282200533334, с местом жительства по адресу: Амурская область, Ромненский район, с.Ромны, ул.Пионерская, 20, кв.1, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 4 000 рублей.
Штраф подлежит перечислению на расчетный счет УФК МФ РФ по Амурской области (ОФК 01 УГАДН по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта) ИНН 2801030057 КПП 280101001 р/с 40101810000000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Амурской области БИК 041012001 ОКАТО 10410000000 Код 10611690040040000140.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд, и (или) в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа через Арбитражный суд Амурской области.
Судья М.А. Басос