РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 августа 2017 года г.Ахтубинск Астраханской области
Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Лубянкиной Ю.С.
при секретаре Чернышовой И.А.
с участием истца Крицкой Н.В.
представителя ответчика Юршиной Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ахтубинске в помещении Ахтубинского районного суда гражданское дело по исковому заявлению Крицкой Н.В. к администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» об обязании заключить договор социального найма на квартиру,
установил:
Истец Крицкая Н.В. обратилась в суд с требованием к ответчику об обязании заключить договор социального найма на жилое помещение- <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>. В обосновании своих требований указав, что вышеуказанная квартира в ДД.ММ.ГГГГ году была предоставлена МО (СССР) РФ её супругу Крицкому В.А. как служебное жилье, в связи с прохождением им службы в ВС РФ, что подтверждается талоном к ордеру. Вместе с ним в ордер была вписана Крицкая Н.А.. В ДД.ММ.ГГГГ году брак супругов Крицких расторгнут. После расторжения брака Крицкий В.А. выехал из указанного жилого помещения, в котором осталась проживать истец, выполняя по ранее заключенному договору найма спорной квартиры обязанности основного квартиросъемщика. До ДД.ММ.ГГГГ года плата за наем жилого помещения начислялась с учетом проживания в спорной квартире Крицкого В.А. Позднее, в ДД.ММ.ГГГГ году Крицкий В.А. обратился в Ахтубинский районный суд с иском к Крицкой Н.В. о признании утратившей истца и ее несовершеннолетних детей права пользования жилым помещением и выселении. Решением Ахтубинского районного суда по делу № от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований Крицкого В.А. отказано. После вступления в законную силу вышеуказанного решения суда Крицкий В.А. ДД.ММ.ГГГГ снялся с регистрационного учета по адресу <адрес>. В соответствии с ч.3 ст. 83 ЖК РФ в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда, если иное не предусмотрено федеральным законом. Таким образом, исходя из смысла требований ст. 83, 101 ЖК РФ договор служебного найма жилого помещения по адресу: <адрес>, заключенный между Крицким В.А. и МО РФ расторгнут. В спорном жилом помещении проживает истец и её несовершеннолетние дети Крицкий С.В. и Костылев С.А. Для заключения договора социального найма жилого помещения Крицкая Н.В. неоднократно обращалась в Администрацию МО «Город Ахтубинск» с письменными заявлениями, однако положительного результата достигнуть не удалось. С ДД.ММ.ГГГГ года истец фактически исполняет права и обязанности нанимателя указанного жилого помещения, своевременно и в полном объеме вносит плату за жилье и коммунальные услуги, таким образом полагает, что между истцом и ответчиком сложились правоотношения по поводу пользования жилым помещением. Отказывая в заключении договора социального найма ответчик создает истцу препятствия в реализации её других гражданских прав, направленных на получение пособий и социальных выплат.
Истец Крицкая Н.В. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования по основаниям и доводам, изложенным в иске, считает, что они основаны на нормах действующего законодательства и вступившего в законную силу решения Ахтубинского районного суда по гражданскому делу № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого за истцом и ее детьми было сохранено право пользования спорного жилого помещения. Между истцом и ответчиком с ДД.ММ.ГГГГ года фактически сложились правоотношения по поводу найма жилого помещения, регулируемые по правилам ст. 60 ЖК РФ, истец вносить квартирную плату, оплачивает коммунальные услуги, которые предоставляются наймодателем, спорная квартира является единственным жилым помещением в отношении которого истец и ее несовершеннолетние дети обладают самостоятельным правом пользования в соответствии с законодательством РФ. Просит исковые требования удовлетворить, обязать администрацию МО «Город Ахтубинск» заключить с ней (Крицкой Н.В.) договор социального найма на жилое помещение- <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>.
Представитель ответчика администрация МО «Город Ахтубинск» Юршина Н.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме, пояснила, что <адрес> имеет статус служебного жилого помещения, была предоставлена Крицкому В.А. по договору служебного найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ в связи с трудовыми отношениями с Министерством обороны Российской Федерации. Поскольку в настоящее время Крицкий В.А. снялся с регистрационного учета и не проживает в вышеуказанной квартире, оснований для заключения договора социального найма жилого помещения с Крицкой Н.В. не имеется, просит в удовлетворении требований истца отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на жилище, обязывая органы государственной власти и местного самоуправления создавать условия для его осуществления (статья 40).
Судом установлено, что спорное жилое помещение представляет собой однокомнатную <адрес>, площадью <данные изъяты>., расположенную по адресу: <адрес>, которая была предоставлена Крицкому В.А. Министерством обороны РФ на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ на состав семьи из двух человек: его и жены Крицкой Н.В.
ДД.ММ.ГГГГ между Домоуправлением № МП «ЦЖАХ» и Крицким В.А. заключен договор найма служебного жилого помещения жилищного фонда в <адрес> на основании ордера на жилое помещение № от ДД.ММ.ГГГГ, квартиру, расположенную по адресу <адрес>.
В дальнейшем Крицкий С.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., также поставлен на регистрационный учет по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ брак между Крицким В.А, и Крицкой Н.В. расторгнут.
Из справки, предоставленной ООО Управляющая компания «Горница» от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что в спорном жилом помещении зарегистрированы и проживают Крицкая Н.В., ДД.ММ.ГГГГ Крицкий С.В.,ДД.ММ.ГГГГ Костылев С.А. ДД.ММ.ГГГГ
Из финансово-лицевого счета №, открытого на нанимателя Крицкого В.А. усматривается, что в отсутствие нанимателя спорной квартиры, коммунальные услуги оплачены по настоящее время.
При обращении к главе администрации МО «Город Ахтубинск» с заявлением о заключении договора социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>, Крицкой Н.В. было отказано по тем основаниям, что <адрес> распоряжением главы администрации МО «г.Ахтубинска и Ахтубинский район» от ДД.ММ.ГГГГ № «О включении в число служебных жилых помещений жилищного фонда» включена в служебный фонд. Согласно талону к ордеру о ДД.ММ.ГГГГ №, <адрес> предоставлена Крицкому В.А. на время прохождения службы. Служебное жилое помещение передается во владение и пользование для временного проживания в нем. Служебная <адрес> является собственностью МО «Город Ахтубинск», у администрации МО «Город Ахтубинск» нет оснований для исключения <адрес> из служебного жилого фонда с отнесением к с социальному жилому помещению и заключению с Крицкой Н.В. договора социального найма.
Согласно статье 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Поскольку жилищные правоотношения по пользованию истцом спорным жилым помещением возникли до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно с предоставления ордера на право занятия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, то к данным правоотношениям подлежат применению нормы Жилищного кодекса РСФСР.
Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения, было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
В соответствии со статьями 28-31, 33, 42 и 43 Жилищного кодекса РСФСР основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.
В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
В соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Согласно статье 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Аналогичной нормы, касающейся служебных жилых помещений, ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Вводный закон не содержат.
Тем не менее, исходя из аналогии закона (статья 7 Жилищного кодекса Российской Федерации) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениями и использовавшихся в качестве служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, также должны применяться нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 г., утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г.).
В связи с этим с гражданами, проживающими в жилом помещении, в отношении которого произошло изменение правового режима в силу закона, должен быть заключен договор социального найма.
Судом установлено, что распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ главы Администрации <адрес> включена в разряд служебной.
Согласно ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ служебная <адрес> предоставлена капитану Крицкому В.А. и членам семьи в связи с прохождением военной службы.
ДД.ММ.ГГГГ между Домоуправлением № МП «ЦЖАХ» и Крицким В.А. заключен договор найма служебного жилого помещения жилищного фонда в <адрес> на основании ордера на жилое помещение № от ДД.ММ.ГГГГ, квартиру, расположенную по адресу <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ брак между Крицким В.А, и Крицкой Н.В. расторгнут.
Из справки, предоставленной ООО Управляющая компания «Горница» от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что в спорном жилом помещении зарегистрированы и проживают Крицкая Н.В., ДД.ММ.ГГГГ Крицкий С.В.,ДД.ММ.ГГГГ Костылев С.А. ДД.ММ.ГГГГ
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №- р <адрес> передан в собственность МО «г.Ахтубинск и Ахтубинский район».
ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «Ахтубинский район», с одной стороны, администрация МО «Город Ахтубинск» с другой стороны и войсковая часть 15650 с третье стороны заключили соглашение о делегировании полномочий по распределению части муниципального жилищного фонда, предметом которого являлось делегирование войсковой части 15650 полномочий собственника муниципального образования жилищного фонда по распределению освободившегося жилого помещения из состава муниципального жилищного фонда, занимаемого ранее военнослужащими и членами их семей. Состав муниципального жилищного фонда, в отношении которого делегируются полномочия по распределению жилищного фонда, определяется согласованным сторонами Перечнем, в котором указано, что <адрес> является служебным жилым помещением.
Согласно передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ МО «Город Ахтубинск и Ахтубинский район» передал <адрес> в собственность МО « Город Ахтубинск».
Исходя из положений статьи 104 Жилищного кодекса РСФСР в соответствии с законодательством Российской Федерации служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
При этом в силу положений статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов и под служебные жилые помещения выделялись, как правило, отдельные квартиры.
То есть, перевод жилого помещения в служебное входил в полномочия исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов, а впоследствии местной администрации.
Согласно статье 4 действующих вплоть до 01 марта 2005 года Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, а также согласно статье 5 Жилищного кодекса РСФСР находящиеся на территории СССР и РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд.
Жилищный фонд включает: жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям. их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд);жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищностроительных кооперативов);жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд).
Государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд). Дома ведомственного жилищного фонда в городах и поселках городского типа подлежат постепенной передаче в ведение местных Советов народных депутатов в порядке и в сроки, определяемые Советом Министров СССР и Советами Министров союзных республик.
Из прямого смыслового значения этой нормы материального закона находящиеся в оперативном управлении Министерства обороны Российской Федерации жилищный фонд являлся государственным ведомственным жилищным фондом и этот жилищный фонд не мог составлять жилищный фонд местных Советов. Основы предусматривали постепенную передачу ведомственного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации в ведение местных Советов народных депутатов в порядке и в сроки, определяемые Советом Министров СССР и Советами Министров союзных республик.
В соответствии со статьей 11 Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик абзацу 1 статьи 6 Жилищного кодекса РСФСР управление жилищным фондом местных Советов народных депутатов осуществляется их исполнительными комитетами и образуемыми ими органами управления.
Управление ведомственным жилищным фондом осуществлялся министерствами, государственными комитетами, ведомствами и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями.
Следовательно, законодатель четко разграничил порядок управления (кто конкретно управляет) жилищным фондом местных Советов и ведомственным жилищным фондом Министерств. Иной порядок и условия управления данными видами жилищных фондов этим законом и нормами действовавшего до 1 марта 2005 года Жилищного кодекса РСФСР не предусматривались.
Согласно Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80. вопросы, связанные с обеспечением военнослужащих жилыми помещениями из государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации, решаются по месту прохождения ими военной службы в соответствии с жилищным законодательством и настоящей Инструкцией.
Как следует из распоряжения Главы Администрации г. Ахтубинска от ДД.ММ.ГГГГ № спорное жилое помещение включено в разряд служебных жилых помещений жилого фонда войсковой части №
Как следует из представленного талона к ордеру капитану Кицкорму В.А. жилое помещение предоставлено Министерством обороны Российской Федерации.
С учетом изложенного и приведенных выше норм материального закона спорная квартира по состоянию на момент предоставления семье Крицких относилась к государственному ведомственному жилищному фонду и находилась в ведении Министерства Обороны Российской федерации.
Согласно передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии в законом Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований Астраханской области муниципальное образование «Ахтубинский район» передало, а муниципальное образование «город Ахтубинск» приняло, в том числе прочего имущества и <адрес>
Таким образом, произошла передача спорного жилого помещения из государственной собственности в муниципальную, в связи с чем, после введения в действие с ДД.ММ.ГГГГ Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение, в котором проживает истец и ее несовершеннолетние дети, утратило статус служебного жилого помещения.
Сведения о том, что после смены собственника указанную выше квартиру перевели в служебную в соответствии с действующим законодательством суду не представлены.
На основании части 1 статьи 53 Жилищного кодекса РСФСР члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. Совершеннолетние члены семьи несут солидарную с нанимателем имущественную ответственность по обязательствам, вытекающим из указанного договора.
Согласно части 2 статьи 53 Жилищного кодекса РСФСР к членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.
В соответствии с частью 1 статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи. Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи (статья 53) и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.
Из материалов дела усматривается, что Крицкая Н.В. вселилась в спорное жилое помещение на законных основаниях с согласия нанимателя спорного жилого помещения Крицкого В.А. в качестве члена его семьи- супруги, и по настоящее время проживает в нем, оплачивая коммунальные услуги и неся расходы по содержанию имущества.
Установленные по делу обстоятельства проживания Крицкой Н.В. бесспорно свидетельствуют о сложившихся между сторонами (Крицкой Н.В. и администрацией МО «Город Ахтубинск») отношениях найма спорного жилого помещения, и о возникновении у истца права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное выше, и тот факт, что жилое помещение<адрес> является муниципальной собственностью МО «Город Ахтубинск», при этом установлено, что наниматель спорного жилого помещения фактически в одностороннем порядке отказался от исполнения договора социального найма, между Крицкой Н.В. и администрацией МО «Город Ахтубинск», то есть фактически сложились отношения социального найма, а также, учитывая, что произошла передача спорного жилого помещения из государственной собственности в муниципальную, в связи с чем, оно утратило статус служебного жилого помещения, а после смены собственника вышеуказанной квартире статус служебной не присваивался, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания за истцом права пользования спорной квартирой на условиях социального найма и возложении обязанности на администрацию МО «Город Ахтубинск» заключить договор социального найма с Крицкой Н.В. на <адрес>.
Руководствуясь статьями 194-199 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
Исковые требования Крицкой Н.В. к администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» об обязании заключить договор социального найма на квартиру - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Город Ахтубинск» заключить с Крицкой Н.В. договор социального найма жилого помещения- <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд.
Решение вынесено и изготовлено в совещательной комнате на компьютере.
Судья Ю.С. Лубянкина