АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-400/2018
23 августа 2018 года г. Хабаровск
Судебная коллегия Дальневосточного окружного военного суда в составе:
председательствующего – Кураксина А.С.
судей – Агапова А.А. и Жидкова Т.Г.,
при секретаре – Пташнике А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца – Сазонова Д.М. на решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 20 июня 2018 года по административному исковому заявлению военнослужащего воинской части 1 <данные изъяты> Ногая Д.В. об оспаривании действий начальника федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Кураксина А.С., объяснения представителей административного истца – Сазонова Д.М. и административного ответчика – Будановой В.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением гарнизонного военного суда отказано в удовлетворении административного искового заявления Ногая Д.В., в котором он просил признать незаконным решение начальника федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ) об отказе в принятии есо совместно с членами семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязав названное должностное лицо пересмотреть указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель административного истца – Сазонов Д.М. просит отменить решение гарнизонного военного суда и принять по делу новое решение об удовлетворении требований административного истца в полном объеме.
В обоснование своей позиции Сазонов Д.М., ссылаясь на ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон «О статусе военнослужащих»), ст. 310 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ), отмечает, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении иска, поскольку Ногай Д.В. заключил контракт о прохождении военной службы до 1998 года, его выслуга превышает 20 лет и он не обеспечен по месту прохождения военной службы в г. Хабаровске жилым помещением. При этом административный истец и члены его семьи готовы сдать занимаемое ими по прежнему месту службы истца жилое помещении в п. Переяславка.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца – Сазонов Д.М. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель административного ответчика – Буданова В.С., полагала необходимым решение гарнизонного военного суда оставить без изменения, отметив, что Ногай по прежнему месту военной службы обеспечен жилым помещением по договору социального найма, соглашение о сдаче этого жилья при подаче заявления о принятии на жилищный учет им не предоставлено.
Рассмотрев материалы административного дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции, в 2010 году Ногаю на основании списка распределения жилых помещений воинской части 2 от 30 ноября 2009 года на состав семьи четыре человека (он, жена – ФИО1. и двое детей) по месту службы истца было предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 69,3 кв.м.
В 2010 году административный истец переведен к новому месту военной службы в г. Хабаровск, где и проходит её в настоящее время.
15 апреля 2014 года Ногай расторг брак с ФИО1, и 16 декабря 2015 года истец в установленном законом порядке сдал вышеупомянутое служебное жилое помещение в администрацию муниципального поселения. В тот же день Администрацией городского поселения «Рабочий поселок Переясловка» с бывшей жена истца заключен договор социального найма данного жилого помещения.
27 мая 2017 года Ногай вновь зарегистрировал брак с ФИО1
В апреле 2018 года Ногай, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1998 года, обратился в установленном порядке в ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ с просьбой принять его совместно с членами семьи (он, жена и трое детей) на учет нуждающихся в жилье, предоставляемом по договору социального найма, в г. Хабаровске.
Решением начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от 14 мая 2018 года № административному истцу отказано в постановке на данный учет по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ (представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях).
Как усматривается из сообщения начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от 14 мая 2018 года №, отказ в принятии Ногая на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма обусловлен тем, что в п. Переяславка-2 он и члены его семьи обеспечены жилым помещением по договору социального найма, площадь которого превышает учетную норму по г. Хабаровску (12 кв.м).
Гарнизонный военный суд, соглашаясь с позицией административного ответчика, исходил из того, Ногай и члены его семьи обеспечены жилым помещением по договору социального найма более учетной нормы, а сам истец не связывает свое обеспечение жильем ни с предстоящим увольнением со службы, ни с избранием места жительства для постоянного проживания.
Однако данный вывод суда является ошибочным.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона «о статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Порядок предоставления военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма, определен приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280, утвердившим «Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма» (далее – Инструкция), согласно которой признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека (п. 3 Инструкции).
Как установлено п. 1 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Поскольку по месту военной службы Ногай и его члены семьи не имели жилых помещений в собственности и не занимали их в г. Хабаровске по договору социального найма, о чем предоставили необходимые документы в ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ, судебная коллегия полагает, что оснований для отказа в принятии административного истца на учет нуждающихся в получении жилья не имелось.
То обстоятельство, что члены семьи Ногай проживают по договору социального найма в п. Переясловка, также не являлось основанием для такого отказа, так как в силу п. 17 и 18 Инструкции военнослужащий при предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма обязан предоставить справку о сдаче занимаемого им и членами его семьи жилого помещения, поскольку в противном случае договор социального найма с ним не заключается.
Ссылки представителя административного ответчика о том, что административным истцом при подаче документов не было предоставлено соглашение об освобождении занимаемого жилого помещения, несостоятельны, поскольку такое соглашение ему заключить не предлагалось.
В силу п.5 Инструкции при отсутствии документов, необходимых для принятия на учет нуждающихся в жилом помещении уполномоченный орган должен был приостановить рассмотрение заявления Ногая о принятии на учет и направить ему уведомление с предложением предоставить в уполномоченный орган недостающие документы, в том числе, при необходимости, и соглашение о сдаче жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 20 июня 2018 года по административному исковому заявлению Ногая Д.В. об оспаривании действий начальника федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, отменить и принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление Ногая Д.В. удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 14 мая 2018 года № об отказе в принятии административного истца совместно с членами семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязать названное должностное лицо отменить это решение и повторно рассмотреть заявление Ногая Д.В о принятии его на указанный учет.
Согласовано:
Судья А.С. Кураксин