Судья Пластинин И.В. Дело № 33-827/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ивановой Е.А.,
судей Ауловой Т.С., Слободянюк Т.А.,
при секретаре Александрийской Н.В.
рассмотрела в судебном заседании 4 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воркуте Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 12 ноября 2012 года, которым постановлено:
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воркуте Республики Коми зачесть Федорову Н.Н. период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> из расчёта один день военной службы за два дня работы, в стаж работы, дающий право на назначение пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с <Дата обезличена>.
Возложить обязанность на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воркуте Республики Коми установить Федорову Н.Н. стажевый коэффициент 0,64 по специальному стажу с <Дата обезличена> и бессрочно и произвести доплату трудовой пенсии за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> с учетом индексации на индексы роста потребительских цен по Республике Коми.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воркуте Республики Коми в пользу Федорова Н.Н. судебные расходы в размере ....
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воркуте Республики Коми государственную пошлину в бюджет Муниципального образования городского округа "Воркута" в размере ....
Заслушав доклад судьи Ивановой Е.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Федоров Н.Н. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте РК о признании периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> подлежащим зачёту в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии со статьёй 27 пунктом 1 подпунктом 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" в двойном размере, из расчёта один день службы за два дня работы; о возложении обязанности зачесть период прохождения службы в Вооружённых силах СССР с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в специальный стаж по Списку № 1 в двойном размере из расчёта один день службы за два дня работы; о возложении обязанности произвести перерасчёт пенсии с учётом стажевого коэффициента 0,64 с <Дата обезличена> и бессрочно; о возложении обязанности выплатить недополученную сумму пенсии за период с <Дата обезличена> по день рассмотрения дела в суде с индексацией на индексы роста потребительских цен, установленных по Республике Коми; взыскании судебных расходов в размере ....
В судебном заседании истец участия не принимал, его представитель исковые требования поддержала в полном объёме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте РК не согласно с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие тех лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о дне и месте проведения судебного заседания и не явились в суд.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Федоров Н.Н., <Дата обезличена> года рождения, с <Дата обезличена> является получателем досрочной трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии с пп.1 п.1 ст. 27 и статьи 28.1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно военному билету, истец проходил военную службу по призыву с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, что составляет ....
Решением Воркутинского городского суда Республики Коми от 3 апреля 2012 года, вступившим в законную силу, на ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте РК возложена обязанность включить период прохождения истцом службы в Вооруженных Силах СССР с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", произвести перерасчёт пенсии Федорова Н.Н. с <Дата обезличена> с учетом включённых периодов и выплатить недоплату пенсии с <Дата обезличена> с учетом индексации на индексы роста потребительских цен по Республике Коми.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о включении периода службы истца по призыву с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в специальный стаж работы независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права из расчета один день военной службы за два дня работы, исходя из того, что действующее в вышеуказанный период правовое регулирование предусматривало возможность зачета военной службы в специальный трудовой стаж работы в льготном исчислении.
Однако, по мнению судебной коллегии, таковые отсутствуют.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в редакции на день назначения истцу досрочной трудовой пенсии предусмотрена в связи с введением в действие настоящего Федерального закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Согласно ч. 4 указанной статьи в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации. Частью 5 данной статьи предусмотрено, что конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в указанном в настоящей статье порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного). Вместе с тем данная норма не предусматривала льготного порядка исчисления периодов, включаемых в общий стаж и стаж на соответствующих видах работ.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" признана содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Согласно Постановлению сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).
Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". При этом Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии тремя (для отдельных категорий граждан - тремя с половиной) минимальными размерами пенсии, которая содержалась ранее в статье 18 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Более того, согласно пункту 8 статьи 30 названного Федерального закона расчетный пенсионный капитал, исчисленный в соответствии с ее пунктом 4, подлежит индексации по нормам данного Федерального закона за весь период с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии.
Признавая исковые требования Федорова обоснованными, суд сослался на положения Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", согласно ст. 94 которого военная служба по призыву подлежала исчислению в двойном размере.
Вместе с тем оснований для применения данной нормы не имелось, исходя из того, что право истца на получение трудовой пенсии не оспаривалось. Включение периода службы в армии в стаж исходя из предъявленных истцом требований необходимо для увеличения стажевого коэффициента, применение которого предусмотрено ст. 30 Федерального закона при конвертации пенсионных прав на 1 января 2002 года.
Преобразование пенсионных прав для определения размера пенсии Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не регулировалось и впервые понятие конвертации введено законодателем после признания данного закона утратившим силу.
Порядок льготного исчисления периода прохождения гражданами военной службы по призыву установлен п. 3 ст. 10 Закона Российской Федерации от <Дата обезличена> N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Указанный Федеральный закон, вступивший в силу до введения законодателем нового правого регулирования в области пенсионного обеспечения, не определяет порядок учета службы в армии при преобразовании пенсионных прав граждан для определения размера пенсионного капитала. Предусмотренное исчисление времени нахождения граждан на военной службе по призыву из расчета один день военной службы за два дня работы согласно данной норме имеет отношение к стажу работы по специальности. Вместе с тем в соответствии со статьями 27 и 27.1 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Из чего следует, что стаж работы по специальности применительно к пенсионному законодательству значения не имеет.
При таких обстоятельствах не подлежит удовлетворению исковое требование Федорова Н.Н. о признании периода прохождения им службы в Вооруженных Силах СССР подлежащим зачёту в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" из расчёта один день службы за два дня работы, а также вытекающие из него требования о возложении на ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте РК обязанности зачесть указанный период в специальный стаж по Списку № 1 в двойном размере и произвести соответствующий перерасчет пенсии с индексацией, взыскании судебных расходов.
Руководствуясь ст.328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 12 ноября 2012 года отменить.
Вынести по делу новое решение:
Федорову Н.Н. отказать в удовлетворении исковых требований к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воркуте Республики Коми о признании периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> подлежащим зачёту в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от <Дата обезличена> № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в двойном размере, из расчёта один день службы за два дня работы; о возложении обязанности зачесть период прохождения службы в Вооружённых силах СССР с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в специальный стаж по Списку № 1 в двойном размере из расчёта один день службы за два дня работы; о возложении обязанности произвести перерасчёт пенсии с учётом стажевого коэффициента 0,64 с <Дата обезличена> и бессрочно; о возложении обязанности выплатить недополученную сумму пенсии за период с <Дата обезличена> по день рассмотрения дела в суде с индексацией на индексы роста потребительских цен, установленных по Республике Коми; взыскании судебных расходов в размере ....
Председательствующий:
Судьи: