Дело № 2-1763/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Мелеуз 15 ноября 2017 г.
Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Маликовой А.И.
при секретаре судебного заседания Сиротиной Е.С.
с участием истца Джусупахунова А., его представителя Бикбаева Р.Т.,
представителя ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. Мелеузе РБ Валеевой Д.А.,
рассмотрев в открытом в судебном заседании гражданское дело по иску Джусупахунова ... к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. Мелеузе РБ о включении в страховой стаж периодов работы и перерасчете пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Джусупахунов А. обратился в суд с вышеуказанным иском, обосновав его тем, что с 20 апреля 2016 г. получает пенсию по старости. По состоянию на 03 августа 2017 г. размер пенсии составляет 10486,68 рублей. При расчете пенсии ответчик не засчитал в трудовой стаж период его работы с 01 января 2002 г. по 01 сентября 2014 г. Его заявления в адрес ответчика от 30 января 2017 г., от 08 сентября 2017 г. о включении указанного периода в стаж работы и перерасчете пенсии оставлены без удовлетворения. Просит обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. Мелеузе РБ включить в стаж период с 01 января 2002 г. по 01 сентября 2014 г. и произвести перерасчет пенсии с 20 апреля 2016 г.
В судебном заседании Джусупахунов А. и его представитель Бикбаев Р.Т. поддержали исковые требования.
Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. Мелеузе РБ Валеева Д.А. исковые требования не признала и поддержала доводы письменного отзыва на исковое заявление, приложенного к материалам дела. Пояснила, что согласно действующему пенсионному законодательству при расчете размера пенсии за периоды после 01 января 2002 г. во внимание принимаются суммы перечисленных работодателем страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации. В спорный период работы истца с 01 января 2002 г. по 01 сентября 2014 г. страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации не уплачивались, в связи с чем увеличение страхового стажа не повлечет увеличение страховой пенсии по старости. Включение оспариваемого периода в страховой стаж с целью определения права на пенсию также не требуется, поскольку у Джусупахунова А. имелся достаточный для назначения пенсии страховой стаж без учета названного периода. Пенсия истцу назначена. Просила отказать в иске.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из объяснений сторон и материалов дела, истец Джусупахунов А. является получателем страховой пенсии по старости с 20 апреля 2016 г.
30 января 2017 г. Джусупахунов А. обратился в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. Мелеузе РБ с заявлением о перерасчете пенсии с учетом периодов работы в ОАО «Кыргызтелеком» с 01 января 2002 г. по 01 сентября 2014 г. и уплаченных в эти периоды страховых взносов.
Письмом от 06 февраля 2017 г. № <№> ответчик отказал в перерасчете пенсии и разъяснил в числе прочего, что периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование. В Республике Кыргызстан органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование) является Социальный фонд Кыргызской Республики. Из представленной справки Ошского областного филиала ОАО «Кыргызтелеком» не усматривается уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Документ, выданный компетентным органом, подтверждающим уплату взносов не представлен, в связи с чем не имеется оснований для включения периода с 01 января 2002 г. по 01 сентября 2014 г. в страховой стаж. Также разъяснено, что увеличение страхового стажа заявителя не повлечет увеличения страховой пенсии по старости, так как с 2002 года при расчете пенсии учитываются страховые взносы, уплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации.
08 сентября 2017 г. Джусупахунов А. вновь обратился с заявлением о перерасчете пенсии с учетом трудового стажа в Республике Кыргызстан с 01 января 2002 г. по 01 сентября 2014 г. и приложил к заявлению справку Социального фонда Кыргызской Республики об уплаченных страховых взносах за указанный период.
В письме от 05 октября 2017 г. ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. Мелеузе РБ вновь разъяснило Джусупахунову А., что увеличение страхового стажа не повлечет увеличения страховой пенсии по старости, поскольку с 2002 года при расчете пенсии учитываются страховые взносы, уплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Разрешая возникший между сторонами спор, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400 «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., подписанным, в том числе Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан.
Из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 г. усматривается, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.
Согласно ст.ст. 1 и 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
В соответствии со ст. 3 Соглашения от 13 марта 1992 г. все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 г.
Пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Российскую Федерацию, из государств, не заключивших соответствующие соглашения с Российской Федерацией, осуществляется на основании пенсионного законодательства Российской Федерации.
Решая вопрос о наличии у граждан, прибывших из государств - республик бывшего СССР, права на пенсионное обеспечение, необходимо учитывать также рекомендации, содержащиеся в Распоряжении Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР».
В соответствии с п. 5 Распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 99р для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
Трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. № 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 01 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации добровольно признает возможность включения в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии, трудового стажа работы на территории государств-участников Содружества Независимых Государств не только за период до 13 марта 1992 г., но и после этой даты при условии уплаты страховых взносов в соответствующие органы указанных государств.
Однако, в силу разъяснений, данных в п. 5 Распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 99р, периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. засчитываются в страховой стаж только для определения права на пенсию, а не для начисления пенсии с учетом страховых взносов, уплаченных в соответствующий пенсионный орган этого государства, так как взаиморасчеты между государствами по взносам на обязательное пенсионное страхование Соглашением не предусмотрены.
Между тем, страховая пенсия по старости Джусупахунову А. была назначена еще 20 апреля 2016 г., то есть его право на пенсионное обеспечение было уже определено, и включение периода работы истца в ОАО «Кыргызтелеком» с 01 января 2002 г. по 01 сентября 2014 г. не повлечет для сторон возникновение, изменение либо прекращение прав и обязанностей в сфере пенсионного обеспечения, в том числе не повлечет увеличение размера пенсии истца, поскольку в силу ст. 29.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (действующей в настоящее время) при расчете размера пенсии учитываются лишь страховые взносы и иные поступления в Пенсионный фонд РФ за застрахованное лицо.
В силу ст.ст. 2, 3 ГПК РФ защите в суде подлежит лишь нарушенное право. Нарушения прав Джусупахунова А. со стороны пенсионного органа судом не установлены.
На основании изложенного суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Джусупахунова А.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Джусупахунова ФИО8 к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. Мелеузе РБ о включении в страховой стаж периодов работы и перерасчете пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд РБ через Мелеузовский районный суд РБ в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 16 ноября 2017 г.
Председательствующий судья: А.И. Маликова
...
...