Судья: Лобанова Ю.В. Дело № 33а-994/2017 (33а-17880/2016)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 января 2017 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Вачковой И.Г.,
судей – Сивохина Д.А., Лазаревой М.А.,
при секретаре – Татариновой Г.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Мечел-Сервис» к Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации г. Самара о признании незаконным предписания,
по апелляционной жалобе ООО «Мечел-Сервис» на решение Октябрьского районного суда г. Самара от 10 октября 2016 года, которым постановлено:
«В удовлетворении административного иска ООО «Мечел-Сервис» отказать.».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя ООО Мечел-Сервис – Карповой С.А. (по доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара – Марсажановой Н.Б. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО «Мечел-Сервис» обратилось в суд с административным иском к Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации г. Самара о признании незаконным и отмене предписания № 1096 от 06.06.2016 об устранении выявленных нарушений действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды.
В обоснование заявленных требований указано, что в соответствии с Распоряжением № 1096 от 20.04.2016 в отношении ООО «Мечел-Сервис» в период с 23.05.2016 по 06.06.2016 специалистами отдела экологического надзора управления охраны окружающей среды Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований законодательства, по результату которой составлен акт № 1096 от 06.06.2016 и вынесено предписание № 1096 об устранении нарушения действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды, ООО «Мечел-Сервис» обязано в срок до 17.09.2016 подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом власти и предоставить паспорта отходов I- IV класса опасности. По мнению ООО «Мечел-Сервис» указанные обязанности на Общество возложены незаконно, поскольку в акте проверки № 1096 от 06.06.2016 органом муниципального контроля указано, что установлен факт образования и временного накопления отходов подобных отходам IV- и V классов опасности, однако не предоставлены доказательства, устанавливающие факт образования и временного накопления отходовподобных отходам IV- и V классов опасности, в каком количестве и какие именно отходы образованы в результате деятельности Общества. Анализ имеющихся отходов как и отбор проб не осуществлялся.
Ссылаясь на указанные обстоятельства ООО «Мечел-Сервис» просило суд признать незаконным и отменить предписание Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара об устранении выявленных нарушений действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды № 1096 от «06» июня 2016 года.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласилось ООО «Мечел-Сервис» в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указав, что решение суда не соответствует положениям ст.ст. 176, 226 КАС РФ.
В заседании судебной коллегии представитель ООО Мечел-Сервис – Карпова С.А. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержала и просила решение суда отменить по основаниям изложенным в жалобе.
Представитель Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара – Марсажанова Н.Б. (по доверенности) в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения № 1096 от 20.04.2016 первого заместителя Главы г.о.Самара Василенко В.А. Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации г. Самара проведена плановая выездная проверка ООО «Мечел-Сервис» по установлению соответствия деятельности проверяемого юридического лица обязательным для исполнения требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природоохранных требований.
По результатам проверки 06.06.2016 составлен Акт проверки и выдано Предписание №1096 об устранении выявленных нарушений действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды, которым на общество возложена обязанность подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом власти, предоставить паспорта отходов I-IV класса опасности. Срок для устранения указанных нарушений установлен до 17.09.2016.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, пришел к правомерному выводу, что предписание соответствует требованиям Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и не нарушает права и законные интересы административного истца.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" об отходах производства и потребления отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, при этом под "Обращением с отходами" понимается в том числе деятельность по сбору и накоплению отходов.
Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования
В силу статьи 4.1 Закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами предусмотрена абзацем 7 статьи 11 указанного Закона.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частью 1 ст. 19 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Согласно ст. 26 Закона N 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами. Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Данные требования распространяются на всех юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, в том числе на заявителя.
Из изложенного следует, что составление паспорта опасных отходов имеет конечной целью предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.
В целях реализации указанных положений принято постановление Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712, которым утверждены Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, а также типовая форма паспорта отходов I - IV классов опасности (далее - постановление N 712).
Таким образом, с 01.08.2014 индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны составить и утвердить паспорт на данные отходы в порядке, установленном постановлением N 712.
Согласно пункту 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением N 712. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Факт образования и временного накопления отходов, подобных отходам IV-V классов опасности и осуществления обществом деятельности в период с 24.05.2016 по 06.06.2016 в отсутствие оформленных в соответствии с требованиями постановления N 712 паспортов отходов I - IV классов опасности подтверждается следующими доказательствами:
- актом проверки № 1096 от 06.06.2016;
- протоколом об административном правонарушении по 8.1 КоАП РФ от 30.06.2016 №, фототаблицей, приобщенной к протоколу.
Как следует из содержания акта проверки (стр. 11-17), в ходе деятельности общества образуется такой вид отхода как "мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)", который в соответствии с ФККО, утвержденным Приказом N 786, относится к IV классу опасности (код 912 004 00 01 00 4), и при классификации в соответствии с ФККО, утвержденным Приказом N 445, относится к IV классу опасности (код 7 33 100 01 72 4) – отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства – код по ФККО 40512202605.
Доводы административного истца, приведенные как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе, о том, что в постановлении о назначении административного наказания от 11.08.2016 N 77 Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области содержится формулировка о недоказанности факта образования отходов IV класса опасности в результате деятельности ООО «Мечел-Сервис», обосновано неприняты судом первой инстанции во внимание.
Министерством в постановлении № 77 указано, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Данную обязанность административный истец не исполнил, чем нарушил экологические требования при эксплуатации зданий, строений и сооружений, в связи с чем привлечен к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ.
Постановлением о назначении административного наказания от 11.08.2016 №, вступившим в законную силу в отношении ООО «Мечел-Сервис» установлена вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 20000 руб.
Принимая во внимание, что предписание Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.Самара № 1096 от 06.06.2016 об устранении выявленных нарушений действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды закону не противоречит, прав административного истца не нарушает, оснований для признания его незаконным у суда не имелось, в силу чего решение суда об отказе в удовлетворении требования является правильным и подлежит оставлению без изменения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в акте проверки нет сведений о номере проверяемого помещения, в то время как указанный в акте проверки адрес: <адрес> является местом нахождения не только ООО «Мечел-Сервис», в нем арендуют офисные помещения более 50 организаций, в связи с чем невозможно идентифицировать место проведения проверки, не могут служить основанием для отмены решения суда, так как не свидетельствуют о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дел, либо ошибочном применении норм права. Из акта следует, что проверка проводилась по фактическому адресу осуществления ООО «Мечел-Сервис» хозяйственной деятельности: <адрес>. При этом Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации г. Самара исследован договор аренды нежилых помещений № от 15.10.2009, заключенный между ООО «Мечел-Сервис» и ООО «Парад», предметом которого является аренды нежилого помещения – часть комнаты № площадью 142,4 кв.м, входящий в состав нежилого помещения общей площадью 401 кв.м, комната №, площадью 101,6 кв.м, находящиеся на 4 этаже нежилого здания по вышеуказанному адресу. Наличие договора аренды, подтверждает факт эксплуатации ООО «Мечел-Сервис» помещений по адресу: <адрес>
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что ООО «Мечел-Сервис» деятельность по адресу: <адрес> не осуществляет с 31.08.2016, в связи с чем предписание является неисполнимым, на законность решения суда не влияет.
Доказательства отсутствия Общества по месту нахождения по адресу: <адрес> как в период проведения проверки, так и после составления акта и вынесения оспариваемого предписания, материалы дела не содержат. Сведения об изменении места нахождения Общества в ЕГРЮЛ не внесены.
Сам факт изменения места нахождения ООО «Мечел-Сервис» после составления акта и вынесения оспариваемого предписания, не освобождает Общество от обязанности по соблюдению требований законодательства РФ в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Иные доводы апелляционной жалобы о нарушении процедуры привлечения Общества к административной ответственности, выразившееся в ненадлежащем извещении о рассмотрении дела об административном правонарушении и участии при составлении протокола об административном правонарушении представителя Общества без соответствующих полномочий, по существу сводятся к несогласию с постановлением о назначении административного наказания от 11.08.2016 №, оценка которого не являлась предметом настоящего судебного разбирательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 10 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Мечел-Сервис» - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –