Дело № 2-4398/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 декабря 2016 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего Малковой И.С.
при секретаре Хвастуновой Т.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Такина ФИО13 к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Такин Р.Н. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай о компенсации морального вреда в сумме 75000 рублей. В обоснование иска указывает, что в связи с ненадлежащими условиями содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере под названием «Титаник» ему причинен моральный вред. Полы в камере были выполнены из бетона, из-за санузла с открытым сливом в камере стоял зловонный запах. Фактическое отсутствие условий приватности туалета причиняло нравственные страдания и дискомфорт. Водились крысы. Первый этаж здания фактически находится под землей, что сравнимо с подвальным помещением. Окна в камере расположены высоко под потолком, однако снаружи здания на уровне земли, что препятствовало инсоляции. На полу камеры в большом количестве скапливалась вода из-за подтопления здания грунтовыми водами. Воздух был сырой, что повлекло <данные изъяты>. Личное пространство в камере отсутствовало, освещение было тусклым.
Истец Такин Р.Н., отбывающий наказание в ФКУ ИК № УФСИН ФИО2 по <адрес>, в судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, исковые требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай содержался в камере №3 в ненадлежащих условиях: вода затекала в камеру через окна, в результате заболел <данные изъяты>. Из-за одиночного содержания причинен вред <данные изъяты> С письменными жалобами на условия содержания не обращался.
Представитель ответчика Минфина России в лице УФК по Республике Алтай Кардаева С.В. в судебном заседании исковые требования не признала. Указала, что основания для компенсации морального вреда отсутствуют, поскольку доказательств того, что сотрудниками данного учреждения нарушались условия содержания истца в изоляторе, не имеется, как и доказательств, подтверждающих причинение морального вреда.
Представитель ФСИН России, УФСИН России по Республике Алтай Дементьева Н.Г., представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай Гольбик В.В. в судебном заседании возражали в удовлетворении иска в связи с недоказанностью заявленных требований.
В письменном возражении на иск УФСИН России по Республике Алтай указано, что за период содержания Такин Р.Н. с жалобами и заявлениями в компетентные органы, на прием к руководству не обращался. Согласно медицинскому журналу истец обращался за медицинской помощью, при этом жалоб на <данные изъяты> не предъявлял. Противоправных действий в отношении него не совершено. Доказательства причинения истцу физических и нравственных страданий отсутствуют.
Помощник прокурора г. Горно-Алтайска Аларушкина С.Ю. в судебном заседании пояснила, что основания для удовлетворения требований отсутствуют в связи с непредставлением истцом доказательств.
Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В силу п. 1 ст. 8 и ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Федеральным законом от 30.03.1998 N 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», каждый имеет право на уважение его личной жизни и право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено людьми, действовавшими в официальном качестве.
Конституция РФ закрепляет право каждого на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53), реализация которого гарантируется конституционной обязанностью государства в случае нарушения органами публичной власти и их должностными лицами прав, охраняемых законом, обеспечивать потерпевшим доступ к правосудию, и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52), а также государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина (ст. 45 ч. 1; ст. 46).
Согласно п. 1 ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, неприкосновенность частной жизни, право свободного передвижения, являются личными неимущественными правами гражданина.
В случае причинения гражданину морального вреда (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (ст. 151 ГК РФ). Способ и размер компенсации морального вреда определяются в соответствии с правилами, установленными ст. 1101 ГК РФ.
В соответствии со ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Вред, не повлекший указанных последствий, возмещается по основаниям и в порядке, предусмотренным ст.1069 ГК РФ, из содержаний которой во взаимосвязи с нормами ст. 151 ГК РФ следует, что условиями, порождающими обязательства по возмещению морального вреда в результате действий государственных органов и их должностных лиц, посягающих на личные неимущественные права граждан, являются: незаконность таких действий (бездействий), наличие вреда и доказанность его размера, причинная связь между действием (бездействием) и наступившим результатом (причинение вреда).
При этом истцы по требованию о компенсации морального вреда в связи с незаконным действиями должностных лиц не освобождены от обязанности по доказыванию обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, и в соответствии с правилами ч. 1 ст. 56 ГПК РФ обязаны представить доказательства самого факта причинения морального вреда, а также наличия обстоятельств, обосновывающих размер требуемого к возмещению морального вреда, характер и объем причиненных физических и нравственных страданий, переживаний. Такая правовая позиция сформулирована в определении Конституционного Суда РФ № 47-О-О от 18.01.2011 г., согласно которому установленный действующим законодательством механизм защиты личных неимущественных прав предоставляет гражданам возможность самостоятельно выбирать адекватные способы судебной защиты, не освобождает их от бремени доказывания самого факта причинения морального вреда и обоснования размера денежной компенсации.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона № 103-ФЗ от 15.07.1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Предъявляя в суд исковые требования об устранении за счет казны Российской Федерации последствий причиненного морального вреда, Такин Р.Н. ссылается на ненадлежащие условия его содержания в камере №3 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Однако изложенные в исковом заявлении обстоятельства, а также факт причинения Такину Р.Н. физических и нравственных страданий не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай на запрос Такина Р.Н. представлена информация, согласно которой в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Такин Р.Н. содержался в камере № 17, расположенной на первом этаже режимного корпуса на 169 мест, площадь камеры 8,5 кв.м, рассчитана на двух человек, в камере одновременно с Такиным Р.Н. содержалось не более 1 человека. Корпус построен по типовому проекту, тем самым при проектировании соблюдены санитарные правила и нормативы для СИЗО, в учреждении нет сведений о нарушении санитарных правил в камере № 17 в период содержания в ней Такина Р.Н. Камера № 17 оборудована в соответствии с требованиями п.42 Приказа Минюста России от 14.10.2005 № 189 «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы»: двухъярусной кроватью, столом и скамейкой с посадочным местом на 2 человек, вешалкой для верхней одежды, шкафом для хранения продуктов, полкой для туалетных принадлежностей, зеркалом, вмонтированным в стену, бачком с питьевой водой, подставкой под бачок для питьевой воды, радиоприемником, урной для мусора, тазами для гигиенических целей и стирки одежды, светильником дневного и ночного освещения, санитарный узел выполнен с обеспечением приватности высотой 1,6 м с выводом в центральную канализационную систему. Настил пола выполнен из деревянной половой рейки. Окна деревянные с двойным остеклением, распашные. Вентиляция приточно-вытяжная. Регулярно проводится дератизация. Камеры имеют присвоенные числовые номера, камеры с названием «Титаник» в учреждении не имеется.
Факт содержания Такина Р.Н. в камере № 17 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай подтверждается также карточкой формы 1, камерной карточкой, справкой за подписью заместителя начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ, справкой ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО2 по Республике Алтай от 26 июля 2016 года за подписью начальника отдела режима ФИО16, заместителя начальника ФИО17 из которой также усматривается, что в соответствии с журналом <данные изъяты> осужденный Такин Р.Н. <данные изъяты>
Согласно справке заместителя начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай от 28 июля 2016 года, условия содержания Такина Р.Н. в камере № 17 являлись надлежащими.
При этом согласно журнала контрольных технических осмотров в следственном изоляторе № 546 н/с (начат ДД.ММ.ГГГГ, окончен ДД.ММ.ГГГГ) за период содержания в камере № 17 Такина Р.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ходе контрольных и технических осмотров камеры замечаний и недостатков по техническому и санитарному состоянию не выявлено.
Также согласно журналу приема граждан по личным вопросам руководством ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Республике Алтай Такин Р.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ к руководству учреждения не обращался.
Таким образом, из представленных документов следует, что в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай созданы бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии, доказательств обратного истцом, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
Из медицинской карты и выписки из журналов оказания медицинской помощи усматривается, что Такин Р.Н. в период пребывания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по <адрес> обращался за медицинской помощью, однако данных о том, что выявленные у истца заболевания взаимосвязаны с условиями его содержания, в деле не имеется.
Истцом не представлено доказательств того, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ему причинены физические и нравственные страдания в результате ненадлежащих условий содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай, а также не подтвержден сам факт содержания в камере №3 в ненадлежащих условиях.
Распорядок содержания обвиняемых и подозреваемых не может не сопровождаться определенными ограничениями, в то же время их наличие не является безусловным основанием к взысканию компенсации морального вреда.
Принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства доказательств, подтверждающих причинение истцу физических и нравственных страданий действиями государственных органов, их должностными лицами, которые нарушили бы личные неимущественные права истца, не представлено, суд полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Поскольку Такину Р.Н. отказано в удовлетворении исковых требований, в соответствии со ст.103 ГПК РФ с него в бюджет МО «Город Горно-Алтайск» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей, отсрочка по уплате которой предоставлялась при подаче иска.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Такина ФИО14 к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай о компенсации морального вреда в размере 75000 рублей оставить без удовлетворения.
Взыскать с Такина ФИО15 в бюджет муниципального образования «Город Горно-Алтайск» государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Решение в окончательной форме изготовлено 26.12.2016 г.
Судья И.С. Малкова