Дело № 2а-3528/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 октября 2017 года г.Новосибирск Дзержинский районный суд г. Новосибирска в составе:
председательствующего судьи Свириной А.А.
при секретаре Воронкиной Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Калининскому району г.Новосибирска к Михайлову ... о взыскании задолженности по уплате пени по транспортному налогу,
у с т а н о в и л
ИФНС России по Калининскому району г. Новосибирска (далее – ИФНС) обратилась в суд с административным иском к Михайлову Г.В. о взыскании задолженности по пене по транспортному налогу в сумме ... руб., ссылаясь на следующее.
Налогоплательщик Михайлов Г.В. состоит на учете в ИФНС России по Калининскому району г.Новосибирска.
Инспекцией было направлено почтой налоговое уведомление о необходимости уплаты транспортного налога.
Административным ответчиком не была исполнена обязанность по уплате транспортного налога.
В связи с наличием недоимки по налогам и пени налогоплательщику в соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ было направлено почтой требование.
Однако, до настоящего времени требование не исполнено.
Административный истец просит восстановить процессуальный срок на подачу настоящего иска и взыскать с административного ответчика задолженность по уплате пени по транспортному налогу.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Административный ответчик Михайлов Г.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч.4 ст.289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В силу ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств; никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы; суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В судебном заседании установлено, что налогоплательщик Михайлов Г.В. состоит на учете в ИФНС России по Калининскому району г.Новосибирска.
Как следует из материалов дела, налогоплательщик Михайлов Г.В. являлся собственником транспортных средств.
В соответствии со ст.357 НК РФ, административный ответчик признается плательщиком транспортного налога.
На основании ст. 57 Конституции РФ, ст.ст. 23, 45 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги, обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, а в силу статьи 75 указанного кодекса за просрочку исполнения обязанности по уплате налога может быть начислена пеня.
Инспекцией, согласно ч.2 ст.52 НК РФ, не позднее 30 дней до наступления срока платежа в адрес налогоплательщика направила налоговое уведомление о необходимости уплаты налога.
Статьей ст.363 НК РФ установлен срок уплаты транспортного налога.
В соответствии с ч.3 ст.363 НК РФ, налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно пункту 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии с пунктом 6 статьи 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
В установленный законом срок ответчик транспортный налог не уплатил.
Как видно из материалов дела, налоговым органом налогоплательщику в соответствии со ст.ст.69,70 НК РФ направлено требование об уплате налога, пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с указанием срока исполнения - до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4).
Процедура и сроки взимания задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
ИФНС России по Калининскому району г. Новосибирска обратилось к мировому судье 1 судебного участка Дзержинского судебного района г.Новосибирска с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по уплате налога с Михайлова Г.В.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа, в связи с пропуском срока для подачи заявления.
Статья 48 НК РФ предусматривает два различных специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
При этом, отказ в принятии заявления о выдаче судебного приказа не предоставляет налоговому органу шестимесячный срок для обращения в суд в порядке искового производства.
Учитывая, что сумма задолженности административного ответчика не превышает 3000 рублей, а срок исполнения самого раннего требования от ДД.ММ.ГГГГ указан - до ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, налоговый орган был вправе обратиться в суд с иском о взыскании задолженности в течение шести месяцев по истечении трехлетнего срока со дня истечения срока исполнения требования от ДД.ММ.ГГГГ, т. е в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением следует исчислять с ДД.ММ.ГГГГ.
С настоящим административным исковым заявлением налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением установленного законом срока обращения с заявлением в суд.
Статья 48 НК РФ предусматривает право суда восстановить срок для обращения в суд, пропущенный по уважительной причине.
Между тем, оснований для восстановления срока не имеется, поскольку не заявлена причина пропуска срока и отсутствуют доказательства уважительности причин пропуска срока на обращение в суд.
Обстоятельства, препятствующие обращению истца в суд в установленный законом срок и свидетельствующие о пропуске срока по уважительной причине, в административном исковом заявлении не указаны, в ходе судебного разбирательства установлены не были, в связи с чем ходатайство истца о восстановлении пропущенного срока удовлетворению не подлежит.
Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Согласно ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Таким образом, административное исковое заявление ИФНС России по Калининскому району г.Новосибирска удовлетворению не подлежит в связи с пропуском срока подачи заявления о взыскании налога и пени.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административный иск ИФНС России по Калининскому району г.Новосибирска к Михайлову ... о взыскании пени по транспортному налогу оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца через Дзержинский районный суд г. Новосибирска.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: