Решение по делу № 2-409/2016 от 30.05.2016

Дело № 2-409/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Вуктыл 16 июня 2016 года

Вуктыльский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Сурганова О.В.,

при секретаре Шардиной Е.В.,

с участием представителя ГБУ РК ЦСЗН <адрес> Малого А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Капитоновой Н. Г. к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <адрес>» о признании незаконными действий по осуществлению расчета и выплаты компенсации расходов на оплату потребленной электроэнергии, взыскании недополученной суммы компенсации, судебных расходов и компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Капитонова Н.Г. обратилась в Вуктыльский городской суд с иском к государственному бюджетном учреждению Республики «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <адрес>» (далее ГБУ РК «ЦСЗН <адрес>») о признании действий в части осуществления расчета и выплаты компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения, исходя из норматива потребления, незаконными; взыскании недополученной суммы компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, составляющих <данные изъяты>, взыскании судебных расходов по оплате госпошлины в сумме <данные изъяты> рублей и компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.

В обоснование заявленных требований указала, что работает учителем в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ и получает установленные законодательством Республики Коми меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг. С ДД.ММ.ГГГГ ГБУ РК «ЦСЗН <адрес>» осуществляет начисление и выплату денежной компенсации в пределах оплаты освещения, исходя из установленного норматива потребления. Указанные действия истица считает незаконными. Действия ответчика повлекли снижение объема социальной поддержки истице в период по ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, по мнению истицы, недоплаченная сумма компенсации на оплату потребленной электроэнергии, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты>.

Истица ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, на исковых требованиях настаивала в полном объеме.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, поддерживает доводы, изложенные в письменном отзыве.

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, привлеченное в качестве третьего лица, в представленном в суд отзыве иск не признало.

Суд, заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрация СП «Дутово», как наймодатель и Капитонова Н.Г., как наниматель, заключили договор социального найма жилого помещения , согласно п.1.1 которого наймодатель передал нанимателю в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты>

Согласно выписки из приказа от ДД.ММ.ГГГГ по Вуктыльскому РОНО, Капитонова Н.Г. принята переводом на должность <данные изъяты>

В соответствии со справками от ДД.ММ.ГГГГ, – 04/539 от ДД.ММ.ГГГГ, – 02 /12 от ДД.ММ.ГГГГ, – 02/ 10 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <адрес>» Капитонова Н.Г. получает меры социальной поддержки по оплате электроэнергии.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Комиэнерго» следует, что Капитонова Н.Г., проживающая по адресу: <адрес> задолженности на ДД.ММ.ГГГГ не имеет, и в данном жилом помещении имеется прибор учета электроэнергии модели п/у СО-И446 , установленный ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что истица Капитонова Н.Г. получает меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг по категории лиц из числа педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа.

Из материалов дела следует, что разница между фактическими расходами Капитоновой Н.Г. на оплату электроснабжения и выплаченной ей денежной компенсацией расходов на освещение, исходя из норматива потребления, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты>.

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), закреплена социальная гарантия в виде предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением этих мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечивается за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

При этом в силу ч.4 ст.4 указанного Федерального закона нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Таким образом, государство гарантировало педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа), компенсацию расходов в полном объеме на освещение и отопление занимаемых ими жилых помещений без каких-либо ограничений, в том числе нормативами потребления коммунальных услуг.

Подпункт 4 пункта 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» в редакции Закона РК от 02.05.2012 № 26-РЗ устанавливал право педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающих и проживающих в сельских населенных пункта, на меры социальной поддержки по оплате 100 процентов электроснабжения.

Установленные данной частью меры социальной поддержки распространяются на педагогических работников, проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных организациях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, и имеющих на день назначения пенсии право на указанные меры социальной поддержки.

Закон Республики Коми от 24.06.2013 № 54-РЗ внес изменения в редакцию пункта 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми», которые вступили в силу с 12.07.2013.

Согласно внесенным в закон изменениям, педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, за исключением работающих по совместительству (далее - педагогические работники), предоставляются меры социальной поддержки, включая оплату в размере 100 процентов за освещение (подпункт 3 пункта 1(1) статьи 18 Закона РК от 12.11.2004 № 55-РЗ).

Норма о предоставлении мер социальной поддержки по оплате 100 процентов электроснабжения в новой редакции пункта 1(1) статьи 18 Закона РК от 12.11.2004 № 55-РЗ исключена.

Полномочия по установлению Правил предоставления мер социальной поддержки статьей 20.1 Закона РК от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ возложены на Правительство Республики Коми.

Постановлением Правительства Республики Коми от 07.10.2013 № 383, вступившим в силу с 28.10.2013, Правила и формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 № 115 дополнены пунктом 15.1, согласно положениям которого, сумма компенсации на оплату освещения жилого помещения для лиц, указанных в части 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми», определяется:

1) для проживающих в жилых помещениях, оборудованных в установленном порядке отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение, - исходя из показаний установленных отдельных приборов учета потребления электроэнергии на освещение жилого помещения;

2) для проживающих в жилых помещениях, не оборудованных в установленном порядке отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение, - в пределах установленных нормативов потребления электрической энергии на освещение жилого помещения, но не более фактических расходов на оплату электроснабжения (начисленной платы).

При этом нормативные правовые акты Республики Коми, нормы федерального законодательства не устанавливают порядка оборудования жилых помещений льготной категории граждан отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение.

Постановление Правительства Республики Коми от 07.10.2013 № 383 вступило в силу с 28.10.2013 года.

Из справки ОАО «Комиэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> оборудовано прибором учета потребления электроэнергии.

Доводы ответчика о том, что нормативные правовые акты предусматривают выплату компенсации только за освещение в пределах установленного норматива, а не за всю потребленную электрическую энергию, являются необоснованными, поскольку действующим федеральным законодательством не предусмотрено ограничений относительно объема предоставляемых услуг по освещению, подлежащих компенсации, пределами норматива потребления. Таким образом, снижение объема мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, противоречит требованиям федерального законодательства, прямо запрещающим такое снижение.

Доказательств того, что Капитонова Н.Г., несла расходы по электроснабжению, не связанному с освещением жилого помещения, ответчиком в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, не представлено.

Согласно ч.8 ст.47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций - устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Следовательно, меры социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности в образовательных организациях субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организациях, регламентируются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Финансирование мер социальной поддержки указанной категории лиц являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Законом Республики Коми от 24.06.2013 № 54-РЗ внесены изменения в редакцию п.1 (1) ст.18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми», согласно которым, педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений Республики Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, за исключением работающих по совместительству, предоставляются меры социальной поддержки, включая оплату в размере 100 % за освещение (п.п3 п.1 (1) ст.18). Норма о предоставлении мер социальной поддержки по оплате 100 электроснабжения в новой редакции п.1 (1) ст.18 Закона РК от 12.11.2004 № 55 исключена.

Полномочия по установлению Правил предоставления мер социальной поддержки ст.20.1 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55 – РЗ возложены на Правительство Республики Коми.

Законом Республики Коми от 22 декабря 2015 г. № 118-РЗ внесены изменения в Закон Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми».

Изменения в Закон № 55-РЗ касаются замены формы предоставления меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на ежемесячную денежную выплату (компенсацию) в фиксированном размере, установленном для каждой льготной категории граждан с дифференциацией по природно-климатическим зонам в Республике Коми (северная и южная) и сохранением получаемого объема мер социальной поддержки.

С 1 января 2016 года меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Коми и муниципальных образовательных организаций в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, за исключением работающих по совместительству, (далее - педагогические работники), будут предоставляться в виде ежемесячной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размерах, установленных статьей 20 Закона 55-РЗ.

В соответствии с настоящим Законом производятся выплаты в следующих размерах:

п) лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 18 настоящего Закона - педагогическим работникам, предоставляются меры социальной поддержки оплата, в размере 100 процентов за коммунальные услуги: тепловую энергию, твердое топливо при наличии печного отопления и (или) других отопительных установок на твердом топливе, освещение, в том числе оплата за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме – в размере 2 040 рублей;

Правомерность внесенных изменений в Закон № 55-РЗ не является предметом рассмотрения данного дела.

На основании изложенного, суд считает, что выплата социальной поддержки истцу за период с 01.08.2013 по 31.12.2015 производилась ответчиком не в полном объеме, поскольку предоставление мер социальной поддержки по оплате услуг освещения, исходя из норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению на одного человека является неправомерным, и действующим федеральным законодательством не предусмотрено ограничений относительно объема предоставляемых услуг по освещению, подлежащих компенсации, пределами норматива потребления, таким образом, действия ответчика повлекли снижение объема мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности.

Поэтому требования Капитоновой Н.Г. признать действия Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <адрес>» в отношении Капитоновой Н. Г. в части осуществления расчета и выплаты компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из норматива потребления, подлежат удовлетворению.

В связи с указанным выше выводом суда, суд также считает, что в пользу истицы следует взыскать с ответчика недополученную сумму денежной компенсации расходов на оплату услуг освещения жилого помещения за спорный период времени в сумме <данные изъяты>.

Доводы ответчика о том, что нормативные правовые акты предусматривают выплату компенсации только за освещение в пределах установленного норматива, а не за всю потребленную электрическую энергию, являются необоснованными, поскольку действующим федеральным законодательством не предусмотрено ограничений относительно объема предоставляемых услуг по освещению, подлежащих компенсации, пределами норматива потребления. Таким образом, снижение объема мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, противоречит требованиям федерального законодательства, прямо запрещающим такое снижение.

Несостоятельными являются и доводы ГБУ РК «ЦСЗН <адрес>» о том, что 2013 году расходы республиканского бюджета на цели компенсации расходов по оплату жилищно-коммунальных услуг составили <данные изъяты>, а в 2014 году – <данные изъяты>., так как они достоверно не свидетельствует о сохранении Капитоновой Н.Г. достигнутого уровня социальной поддержки в форме выплаты компенсации на оплату освещения, гарантированного федеральным законодательством.

На основании ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред, (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренные законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности и т.п.) Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с физической болью, связанной с причиненным увечьем, иными повреждениями здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

Поскольку исковые требования Капитоновой Н.Г. производны от ее нарушенных имущественных прав, в то время как подлежит компенсации причиненный моральный вреда, т.е. физические и нравственные страданий в результате действий, нарушающих неимущественных прав либо посягающих на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, то суд считает, что исковые требования Капитоновой Н.Г.в части взыскания с ответчика компенсации морального вреда следует оставить без удовлетворения.

На основании ст. 98 ГПК РФ в пользу истицы подлежит взысканию с ответчика госпошлина, уплаченная при подаче искового заявления в суд, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, т.е. в сумме <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198,199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

признать действия Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <адрес>» в отношении Капитоновой Н. Г. в части осуществления расчета и выплаты компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из норматива потребления – незаконными.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <адрес>» в пользу Капитоновой Н. Г. компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, в сумме <данные изъяты> и госпошлину, уплаченную при подаче иска в сумме <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты>

В удовлетворении исковых требований Капитоновой Н. Г. к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <адрес>» о взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца в Верховный Суд Республики Коми, через Вуктыльский городской суд.

Судья: О.В. Сурганов

2-409/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Капитонова Н.Г.
Ответчики
ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфера социальной защиты населения городв Вуктыла"
Суд
Вуктыльский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
vuktyl.komi.sudrf.ru
30.05.2016Передача материалов судье
30.05.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.05.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.05.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.06.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.06.2016Судебное заседание
16.06.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее