Копия к делу №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Майкопский городской суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи – Куадже Т. А.,
при секретаре Кваш А. А.,
с участием помощника прокурора <адрес> Казачек А.Г.,
истицы Чайковской С.А.,
представителя ответчика – Министерства образования и науки Республики Адыгея - Самоквитовой Л. В. (по доверенности),
представителя ответчика – Администрации МО «Город Майкоп» - Зехова А. Н. (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах Чайковской Светланы Алексеевны и Чайковской Светланы Алексеевны к Администрации МО «Город Майкоп», Министерству образования и науки <адрес> о взыскании социальной выплаты на приобретение жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> обратился в Майкопский городской суд в интересах Чайковской С.А. с иском к Министерству образования и науки РА, Администрации МО «Город Майкоп» о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья, указав, что с Чайковской С.А. распоряжением Главы МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ выделена комната № в муниципальном общежитии, по <адрес> для проживания. Однако в предоставленном ей жилье отсутствуют коммунальные удобства, а общая площадь предоставленного ей жилья составляет № кв.м., что противоречит постановлению Совета народных депутатов МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма», которым минимальный размер установлен в № кв.м. общей площади. При этом Чайковская С.А. обратилась в администрацию МО «Город Майкоп» для того чтобы ее поставили на жилищный учет и признали нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящуюся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в признании нуждающейся поскольку Чайковской С.А. исполнилось № лет. Данное решение комиссии нарушает права Чайковской С.А., в связи с чем, просит признать распоряжение администрации МО «Город Майкоп» незаконным, обязать администрацию МО «Город Майкоп» признать Чайковскую С.А. нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и поставить на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Обязать Министерство образования и науки <адрес> выделить Администрации МО «Город Майкоп» денежные средства в размере 1136639,3 руб., а администрацию обязать приобрести путем проведения торгов жилое помещение и предоставить его по договору социального найма Чайковской С.А.
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении иска.
Чайковская С.А. в судебном заседании так же подала исковое заявление, в котором просила взыскать в ее пользу с Администрации МО «Город Майкоп» и субсидиарно с Министерства образования и науки <адрес> социальную выплату на приобретение жилья в размере 831600 руб.
Представители ответчиков в судебном заседании пояснили, что не отказываются выплатить социальную выплату, но ввиду отсутствия денежных средств, сделать это не представляется возможным. В отношении требований о предоставлении социальной выплаты в размере 831600 руб. – не возражали, а в удовлетворении требований прокурора о взыскании выплаты в размере 1136639,3 руб. просили отказать, поскольку такой размер социальной выплаты законодательством не предусмотрен.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.
Судом установлено, что Чайковской С.А. распоряжением Главы администрации МО «Город Майкоп» была предоставлена комната в общежитии в <адрес>. Чайковская С.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет несовершеннолетнюю дочь Чайковскую Веронику Алексеевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состав семьи № человека. Предоставленная комната в общежитии Чайковской С.А. не соответствует нормам жилищного законодательства, так как в предоставленном жилом помещении отсутствуют коммунальные удобства. По заявлению Чайковской С.А. ей было администрацией МО «Город Майкоп» отказано в признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, о чем было вынесено распоряжение Главы администрации МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ №
Так в соответствии со ст. 40 Жилищного кодекса РФ жилое помещение предоставленное гражданам для проживания, должно быть благоустроенным, применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
По сведениям ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РА, Управления архитектуры и градостроения на имя Чайковской С.А. и Чайковской В.А. право собственности на объекты недвижимости в <адрес> не зарегистрировано, земельный участок для строительства индивидуального жилого дома не предоставлялся.
В связи с чем, суд считает необходимым Чайковскую С.А. составом семьи № человека признать нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, относящуюся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и включить ее, для предоставления жилого помещения в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и в список претендентов по Муниципальному образованию «Город Майкоп» на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность в соответствии с постановлением Совета министров РА от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке осуществления государственных полномочий РА по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений» с даты постановки на жилищный учет в соответствии с положениями п. 9 «Положения осуществления государственных полномочий РА по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений» утвержденного Указом Президента РА от ДД.ММ.ГГГГ №. Кроме того распоряжение Главы администрации МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес> недействительным.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормам.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).
Учитывая п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (с изменениями и дополнениями) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. П. 3 ст. 8 данного закона на основании Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ утратил силу и эта статья дополнена следующим абзацем: «Дополнительные гарантии прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ». Аналогичные дополнения были внесены и ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
В соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.
Ст. 1 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» муниципальное образование «Город Майкоп» наделено государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством.
Пунктом 3 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств.
На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся (ст. 38.1 БК РФ). Зачисление всех кассовых поступлений и осуществления всех кассовых выплат производятся с единого счета бюджета (ст. 38.2 БК РФ).
На основании ч. 2, 3 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведённых до него лимитов бюджетных обязательств.
Главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки <адрес>.
Согласно статье 158 БК РФ Главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьёй.
Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.
Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
В целях реализации гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом <адрес> «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Постановлением Кабинета Министров <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок осуществления государственных полномочий <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений.
Пунктом 5 Порядка осуществления государственных полномочий <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метра - на семью из двух человек, 33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья (в муниципальном образовании), устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти
Пунктом 10 этого же Порядка по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с приложением № к настоящему Порядку.
Приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О средней рыночной стоимости № квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на четвертый квартал № года» утверждена среднерыночная стоимость № кв.м. общей жилой площади по <адрес> на четвертый квартал ДД.ММ.ГГГГ в размере 19800 руб.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд считает необходимым взыскать с Администрации МО «Город Майкоп» и Министерства образования и науки РА в субсидиарном порядке в пользу Чайковской С.А. социальную выплату на приобретение жилья в сумме 831600 рублей (2 чел. х 42 кв.м. х 19800 руб.)
Поскольку суд пришел к выводу о взыскании субсидиарно с ответчиков в пользу истицы социальной выплаты на приобретение жилья, то суд считает необходимым обязать Чайковскую С.А. освободить предоставленное ей жилое помещение и передать администрации МО «Город Майкоп», после получения социальной выплаты и исполнения решения суда в этой части.
Исковые требования прокурора <адрес> в части обязать Министерство образования и науки <адрес> выделить Администрации МО «Город Майкоп» денежные средства в размере 1136639,3 руб., а администрацию обязать приобрести путем проведения торгов жилое помещение и предоставить его по договору социального найма Чайковской С.А. удовлетворению не подлежат.
Указанный прокурором порядок предоставления жилья Чайковской С.А., а именно сумма, которую прокурор считает подлежащей перечислению Министерством образования и науки РА Администрации МО «Город Майкоп» в размере 1136639,3 руб. противоречит действующему законодательству. Как видно из вышеприведенных нормативных актов такой порядок предоставления жилья предусмотрен Порядком осуществления государственных полномочий <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, утвержденным Постановлением Кабинета Министров <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Средняя рыночная стоимость общей жилой площади одного квадратного метра жилья по РА согласно Приказа Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О средней рыночной стоимости № квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на четвертый квартал ДД.ММ.ГГГГ составляет 19800 руб., что составляет в данном случае 831600 рублей (2 чел. х 42 кв.м. х 19800 руб.), ввиду чего оснований для удовлетворения иска прокурора в этой части не имеется и в указанных исковых требованиях прокурора необходимо отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Чайковской Светланы Алексеевны и Чайковской Светланы Алексеевны к Администрации муниципального образования «Город Майкоп», Министерству образования и науки <адрес> о взыскании социальной выплаты на приобретение жилого помещения, отмене распоряжения Главы администрации МО «Город Майкоп», удовлетворить частично.
Распоряжение Главы администрации муниципального образования «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении решения Комиссии по жилищным вопросам администрации МО «Город Майкоп» в части отказа Чайковской С.А. в признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, отменить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Город Майкоп» включить Чайковскую Светлану Алексеевну в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и в список претендентов по Муниципальному образованию «Город Майкоп» на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность в соответствии с постановлением Совета министров РА от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке осуществления государственных полномочий РА по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений» и поставить на жилищный учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Взыскать с Администрации Муниципального образования «Город Майкоп» и Министерства образования и науки <адрес> в субсидиарном порядке в пользу Чайковской Светланы Алексеевны социальную выплату на приобретение жилья в размере 831600 руб.
Обязать Чайковскую Светлану Алексеевну освободить жилое помещение – комнату №, <адрес> в <адрес> и передать Администрации муниципального образования «Город Майкоп», после получения социальной выплаты на приобретение жилья.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора <адрес> к Администрации муниципального образования «Город Майкоп», Министерству образования и науки <адрес> об обязании предоставить социальную выплату, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд <адрес> в 10-ти дневный срок через Майкопский городской суд, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий подпись Т.А. Куадже
Копия верна: судья Т.А. Куадже