Судья: Балова А.М. Гр.д. № 33-12008
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 декабря 2013 года г.Самара
судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Салдушкиной С.А.
судей: Бочкова Л.Б., Пияковой Н.А.
при секретаре: Подусовской В.В.
с участием прокурора: Хлебниковой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам представителя Беляевой Л.В., Департамента г.о. Самары социальной поддержки и защиты населения на решение Самарского районного суда г. Самары от 09 октября 2013 года, которым постановлено:
«Исковые требования Беляевой ЛВ удовлетворить частично.
Признать право Беляевой ЛВ, вдовы ФИО1, инвалида 2 группы по причине увечья, связанного с аварией на Чернобыльской АЭС, умершего ДД.ММ.ГГГГ года, на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в возмещение вреда, причиненного смертью кормильца.
Обязать Департамент социальной поддержки и защиты населения Администрации городского округа Самара за счет средств федерального бюджета (казны) РоссийскойФедерации назначить Беляевой ЛВ ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, в сумме 705 рублей 39 копейки с ДД.ММ.ГГГГ и включить ее в списки граждан, имеющих право на получение указанной выплаты. В дальнейшем указанную денежную компенсацию индексировать в соответствии с действующим законодательством РФ.
В удовлетворении остальных исковых требований отказать».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Салдушкиной С.А., объяснения представителя Поповой В.А. по доверенности Кузнецова А.В., представителя Департамента г.о. Самара социальной поддержки и защиты населения по доверенности Елизаровой Р.А., поддержавших доводы жалобы, заключение прокурора Хлебниковой Е.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Беляева Л.В. обратилась в суд с иском к Департаменту социальной поддержки и защиты населения Администрации г.о. Самара, Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о признании права на назначение денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в возмещение имущественных потерь, причиненных смертью кормильца, и взыскании недополученных сумм.
В обоснование требований указала, что она является вдовой ФИО1, инвалида второй группы вследствие радиационного облучения, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с аварией на Чернобыльской АЭС, умершего ДД.ММ.ГГГГ
Обратившись в Управление социальной поддержки и защиты населения Октябрьского района Муниципального казенного учреждения г.о. Самара «Центр обеспечения мер социальной поддержки населения» с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, однако получила отказ со ссылкой на отсутствие такого права.
Считает данный отказ незаконным, поскольку статьёй 14 Закона РФ от 15.01.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определены меры социальной поддержки (п.п. 2,3,7,8,12-15 ч.1 ст. 14), которые распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в ст. 14 закона.
По мнению истицы положения п. 13 Закона определяют её право на ежемесячную выплату компенсации на приобретение продовольственных товаров, порядок реализации которого указан с момента вступления в действие указанной нормы закона (п. 13 ч.1 ст. 14 Закона), то есть с 02.03.1996 года.
В дальнейшем указанный порядок выплат компенсаций был определен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года № 907 с 01.01.2005 года, но при этом на семьи, потерявшие кормильца из числа погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, указанный порядок в нарушение положений ст. 14 Закона распространен не был.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истица просила суд признать право на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в возмещение вреда, причинённого смертью кормильца, с 21.08.2006 года.
Обязать Департамент социальной поддержки и защиты населения администрации г.о.Самара за счет средств Федерального бюджета (казны) Российской Федерации назначить ей ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в возмещение вреда, причинённого смертью кормильца, в сумме 705 рублей 39 копеек с 1 сентября 2013 года и включить ее в списки граждан, имеющих право на получение указанной выплаты. В дальнейшем указанную денежную компенсацию индексировать в соответствии с действующим законодательством РФ.
Взыскать единовременно с Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области за счет средств Федерального бюджета (казны) Российской Федерации в пользу истицы образовавшуюся задолженность по выплатам ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, за период с 21.08.2006г. по 31.08.2013г. с учетом сводного индекса роста потребительских цен в Самарской области, в сумме 56961,77 руб.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Беляевой Л.В. просит решение суда изменить, удовлетворить требования в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель Департамента г.о. Самары социальной поддержки и защиты населения просит решение отменить, считает его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Беляева Л.В. является вдовой ФИО1, инвалида второй группы вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанного с аварией на Чернобыльской АЭС, умершего ДД.ММ.ГГГГ
Решением Октябрьского районного суда от 23.10.2008г., вступившего в законную силу, установлен факт нахождения Беляевой Л.В. на иждивении своего мужа ФИО1
Наличие причинно-следственной связи смерти Беляева О.А. с аварией на Чернобыльской АЭС подтверждается справкой МСЭ № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной на основании решения комиссии Специализированного бюро медико-социальной экспертизы, об установлении инвалидности 2 группы бессрочно, причиной которой является увечье, полученное и связанное с аварией на Чернобыльской АЭС.
Судом установлено и не оспаривалось ответчиком, что ФИО1, как инвалид чернобыльской катастрофы, имел право на возмещение вреда, в том числе на компенсацию на приобретение продовольственных товаров, предусмотренную ст. 13, ч. 1 ст. 14 указанного Закона РФ.
После смерти мужа истица обратилась в Управление социальной поддержки и защиты населения Советского района Муниципального казенного учреждения г.о. Самара «Центр обеспечения мер социальной поддержки населения» с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, однако получила отказ со ссылкой на отсутствие такого права.
Между тем суд пришел к правильному выводу о том, что данный отказ нельзя признать правильным.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12-15 части первой данной статьи, предоставляются семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьям умерших инвалидов, на которых распространялись указанные в данной статье меры социальной поддержки.
Данная норма фактически определяет две категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 -15 части первой статьи 14 Базового Закона:
1) семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой,
2) семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в статье 14 Базового Закона.
Возникновение у членов семьи умершего права на предоставление мер социальной поддержки связано с наличием у кормильца правового статуса лица, здоровью которого был причинен вред в связи с радиационным воздействием, обусловленным чернобыльской катастрофой, что предопределило возникновение конституционной обязанности государства по его возмещению, а основаниями для выполнения государством названной обязанности перед конкретным лицом, которое оказалось в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья и соответствующей чрезвычайной ситуации (Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 года № 960-О-П).
В целях реализации Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в котором были определены, в том числе Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2010 № 751, в Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 907, внесены изменения в части выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров семьям, потерявшим кормильца из числе граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в статье 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Таким образом, денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров входит в перечень компенсаций и льгот, предоставленных членам семей, инвалидов вследствие заболевания, связанного с непосредственным участием в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Как указано в п. 2 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, для получения компенсации гражданин подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, заявление (с указанием почтового адреса получателя компенсации или реквизитов счета, открытого получателем компенсации в кредитной организации), к которому прилагаются в числе прочих следующие документы: а) заверенная копия удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки; д) заверенная копия свидетельства о смерти; е) заверенная копия заключения межведомственного экспертного совета (военно-врачебной комиссии) об установлении причинной связи заболевания, приведшего к смерти кормильца, с последствиями чернобыльской катастрофы.
Согласно пункту 6 указанных Правил, гражданам указанным в части четвертой статьи 14 Закона, выплата ежемесячной денежной компенсации производится начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления через организации федеральной почтовой связи либо через кредитные организации.
Поскольку Постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 № 751 действует с 12 октября 2010г., то суд правильно указал, что право истицы на получение денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров возникло с 01.09.2013г., т.е. с месяца, следующего за месяцем подачи заявления.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.07.2011 № 18-В11-41, в котором указано, что названная компенсация на основании приведенных изменений действующего законодательства назначается указанным лицам с 1 ноября 2010 года.
Системный анализ Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 907 (в редакции Постановления Правительства РФ от 24.09.2010 № 751), позволяет сделать вывод о том, что возможность предоставления всех мер социальной поддержи согласно Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 № 1244-1 носит заявительный характер.
В частности, пункт 6 Правил непосредственно предусматривает, что выплата компенсации производится начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления, через организации федеральной почтовой связи либо через кредитные организации.
Суд правильно указал, что требование истицы в части признания ее права на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров со 21.08.2006г., и взыскание единовременно с ответчика денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за прошлое время (за период с 21.08.2006 г. по 31.08.2013г.) не основано на законе.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.12.2012 года № 1255 «Об индексации в 2013 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров (п. 13 ч.1 ст. 14 базового Закона) составляет 705, 39 руб.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал за истицей право на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, с 01.09.2013 года в размере 705, 39 рублей с учетом индексации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно отказал в удовлетворении требований Беляевой Л.В. в части признания права на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров со 21.08.2006г. и взыскании единовременно с ответчика денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за прошлое время, не могут быть приняты во внимание, поскольку не основаны на законе.
Доводы Департамента г.о. Самара социальной поддержки и защиты населения о том, что отсутствует подтверждение факта причинной связи смерти с последствиями аварии на ЧАЭС, судебной коллегий не принимаются во внимание, поскольку наличие причинно-следственной связи смерти ФИО1 с аварией на Чернобыльской АЭС подтверждается справкой МСЭ № от ДД.ММ.ГГГГ выданной на основании решения комиссии Специализированного бюро медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности 2 группы бессрочно, причиной которой является увечье, полученное и связанное с аварией на Чернобыльской АЭС.
Представление дополнительных доказательств в данном случае не требуется.
Судебная коллегия полагает, что решение суда является правильным, оснований к его отмене по доводам апелляционных жалоб не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Самарского районного суда г. Самары от 09 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя Беляевой Л.В., Департамента г.о. Самары социальной поддержки и защиты населения - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: