<.>
<.>
Дело № 33-4650/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Махачкала 27 февраля 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Джаруллаева А.К.,
судей Магомедовой А.М. и Хираева Ш.М.,
при секретаре судебного заседания Изиеве Р.Р.,
рассмотрела в судебном заседании от 27 февраля 2014 года по апелляционной жалобе Джиржисовой З.М. - представителя МО «Новолакский район» на решение Новолакского районного суда Республики Дагестан от 08 октября 2013 года дело по иску прокурора Новолакского района о признании незаконным бездействия главы МО «Новолакский район» Айдиева М.Ш. по не проведению разграничения права собственности на земли и о понуждении его к проведению разграничения земельных участков, относящихся к муниципальной собственности МО «село Гамиях» Новолакского района.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республике Дагестан Магомедовой А.М., объяснения Джиржисовой З.М. - представителя МО «Новолакский район», просившей отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора, объяснения прокурора Новолакского района Сулейманова Ю.А., просившего решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Новолакского района обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия главы МО «Новолакский район» Айдиева М.Ш. по не проведению разграничения земельных участков, относящихся к муниципальной собственности МО «село Гамиях», и понуждению его к проведению их разграничения.
Свои требования прокурор мотивировал тем, что согласно статье 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.
В соответствии с пунктом 15 части 2 статьи 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений могут находиться земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального Закона от 25 октября 2001 года № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 этого же закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
В целях реализации положений Федерального закона от 17 апреля 2006 № 53-Ф3 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 марта 2011 года № 84 «О ходе исполнения Указа Президента Республики Дагестан от 6 февраля 2007 года № 19 «О мерах по упорядочению и совершенствованию регулирования градостроительной деятельности в Республике Дагестан» органам местного самоуправления предписано завершить до 31 декабря 2011 года работу по разграничению земель муниципальных образований Республики Дагестан и осуществить государственную регистрацию права собственности на земельные участки, подлежащие отнесению к муниципальной собственности.
Однако, указанные требования, вытекающие из Постановления Правительства Республики Дагестан от 30 марта 2011 года № 84 «О ходе исполнения Указа Президента Республики Дагестан от 6 февраля 2007 года № 19 «О мерах по упорядочению и совершенствованию регулирования градостроительной деятельности в Республике Дагестан», администрацией МО «Новолакский район» не выполнены и без проведения разграничения государственной и муниципальной собственности на землю муниципальное поселение лишено возможности в полной мере реализовать свои полномочия по распоряжению муниципальной собственностью.
Решением Новолакского районного суда от 08 октября 2013 года постановлено:
«Признать незаконным бездействие главы МО «Новолакскнй район» Айдиева M.Ш. по не проведению разграничения земельных участков, относящихся к муниципальной собственности МО «село Гамиях».
Обязать главу МО «Новолакский район» Айдиева М.Ш. провести разграничение земельных участков, относящихся к муниципальной собственности МО «село Гамиях» в течении месяца после вступления решения суда в законную силу».
Представителем МО «Новолакский район» Джиржисовой З.М. на решение суда подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене данного решения по тем основаниям, что при рассмотрении дела судом не принято во внимание то, что исковое заявление прокуратуры Новолакского района не соответствует требованиям статьи 131 ГПК РФ, в частности, не соблюден досудебный порядок обращения, а также не указано, в чем конкретно заключаются права и интересы МО «с. Гамиях» Новолакского района, нарушенные отсутствием разграничения права собственности, в нем не указаны земельные участки, на которые следует провести разграничение права собственности. В иске не имеется ссылки на закон или иной нормативный правовой акт, в том числе и нормы Устава муниципального образования, предусматривающий избранный МО «с. Гамиях» Новолакского района способ защиты права и интересов, не приведены действия, которые должны быть совершены МО «Новолакский район» для выполнения решения суда и разграничения права собственности на земли, при этом суд не выяснил причины, по которым само МО «Село Гамиях» Новолакского района, чьи права и интересы нарушаются бездействием МО «Новолакский район», не обратилось в установленном порядке в суд самостоятельно.
Не учтено также то, что само МО «с. Гамиях» Новолакского района не обращалось в Администрацию МО «Новолакский район» по вопросу разграничения права собственности на земли.
Суд в порядке подготовки дела к судебному разбирательству не истребовал и не исследовал в судебном заседании Устав МО «Село Гамиях» Новолакского района, а также полномочия этого муниципального образования.
Суд неправильно сослался на статью 11 Федерального Закона № 131-Ф3 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которая регулирует не вопросы разграничения права собственности на землю, а определяет границы муниципальных образований.
Положения постановления Правительства Республики Дагестан от 30 марта 2011 года № 84 «О ходе исполнения Указа Президента Республики Дагестан от 6 февраля 2007 года № 19 «О мерах по упорядочению и совершенствованию регулирования градостроительной деятельности в Республике Дагестан» носят не обязательный, а рекомендательный характер.
Земли муниципальных образований Новолакского района освобождаются путем переселения представителей лакского народа на другое место проживания, предназначены для восстановления прав репрессированного чеченского народа и Ауховского района, поэтому, разграничение права собственности на земли в этом районе возможно после восстановления Ауховского района.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Новолакского района просит решение суда оставить без изменения по тем основаниям, что доводы апелляционной жалобы не основаны на содержании искового заявления и материалах дела, утверждения о том, что права МО «Село Гамиях» Новолакского района не нарушаются, не состоятельны, поскольку данное муниципальное образование из-за отсутствия разграничения права собственности на земли лишено права иметь в своей муниципальной собственности земельные участки и возможности разрешать земельные вопросы на территории муниципального образования, разграничение земель должно осуществляться в порядке исполнения закона и без обращения муниципальных образований поселений в муниципальный район, кроме того, глава МО «Село Гамиях» Новолакского района обращался в администрацию района, однако, вопрос остался нерешенным, а глава МО «Новолакский район» под давлением Исполкома региональной общественной организации «Общественный Совет чеченцев» противодействует разграничению земель, в связи с чем глава МО «Село Гамиях» Новолакского района обратился к прокурору района.
В возражениях на апелляционную жалобу глава МО «село Гамиях» Новолакского района также просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы по тем основаниям, что МО «село Гамиях» Новолакского района обращалось к главе МО «Новолакский район» по поводу разграничения права собственности на земли, однако, эти обращения были проигнорированы, в связи с чем он был вынужден обратиться к прокурору района, при этом глава МО «Новолакский район» отказал в разграничении земель не всем муниципальным образованиям, ставя их в не равные условия.
В судебном заседании представитель МО «Новолакский район» Джиржисова З.М. поддержала апелляционную жалобу, просила удовлетворить ее по основаниям, указанным в жалобе. Кроме того, она указала, что в настоящее время Правительством Республики Дагестан принято распоряжение от 25 февраля 2014 года № 63-р, которым земли кадастрового района 05:15 (Новолакский район) зарезервированы для выполнения решений о восстановлении Ауховского района.
Прокурор Новолакского района Сулейманов Ю.А. возразил против доводов апелляционной жалобы и объяснений представителя МО «Новолакский район» Джиржисовой З.М, ссылаясь на основания, указанные как в исковом заявлении, так и в его возражениях на апелляционную жалобу, просил отказать в удовлетворении жалобы по тем мотивам, что доводы апелляционной жалобы не состоятельны, распоряжение Правительства Республики Дагестан от 25 февраля 2014 года № 63-р, которым земли кадастрового района 05:15 (Новолакский район) зарезервированы для выполнения решений о восстановлении Ауховского района и которым главам поселений и района рекомендовано не осуществлять регистрацию прав, а также заключать сделки на земли, противоречит закону и не может иметь большую силу по сравнению с другими нормативными актами, которые обязывают провести разграничение права собственности на земли.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя требования прокурора, суд исходил из того, что бездействие главы МО «Новолакский район», выразившееся в не проведении разграничения земельных участков, относящихся к муниципальной собственности МО «Село Гамиях», противоречит требованиям ЗК РФ, и нарушает право сельского поселения в полной мере осуществлять свои полномочия по распоряжению муниципальной собственностью.
Между тем, указанный вывод суда является ошибочным.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 этого Федерального закона, может осуществляться после государственной регистрации права собственности на них, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Ни Федеральным законом от 17 апреля 2006 № 53-Ф3 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ни другими законами, согласно которым в целях разграничения государственной собственности на землю к землям муниципальных образований, в том числе и муниципальных образований сельских поселений, отнесены земли, которые предоставлены органам местного самоуправления этих муниципальных образований, не были определены как порядок разграничения собственности на землю, так и сроки проведения мероприятий по разграничению муниципальной собственности на землю.
Согласно пункту 5 статьи 19 ЗК РФ, введенному Федеральным законом от 14 июня 2011 года № 138-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации», земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности одного муниципального образования, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность другого муниципального образования в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со статьей 28 ЗК РФ.
В ходе судебного заседания в суде апелляционной инстанции установлено, что распоряжением Правительства Республики Дагестан от 25 февраля 2014 года № 63-р земли кадастрового района 05:15 (Новолакский район) в целях реализации на территории Республики Дагестан постановления Съезда народных депутатов Дагестанской ССР от 23 июля 1991 года «О практических мерах по выполнению решений Съездов народных депутатов Дагестанской ССР и реализации Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов», постановления Государственного Совета Республики Дагестан от 19 марта 1997 года № 37 «О постановлении 111 Съезда народных депутатов Дагестанской ССР от 23 июля 1991 года «О практических мерах по выполнению решений Съездов народных депутатов Дагестанской ССР и реализации Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» и постановления Народного Собрания Республики Дагестан от 31 марта 1997 года «О постановлении 111 Съезда народных депутатов Дагестанской ССР от 23 июля 1991 года «О практических мерах по выполнению решений Съездов народных депутатов Дагестанской ССР и реализации Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» зарезервированы сроком на 7 лет для восстановления прав чеченцев- аккинцев, признанных названными актами репрессированным народом, а также Ауховского района.
Пунктом 2 данного распоряжения Правительства Республики Дагестан установлены ограничения оборотоспособности земель на территории нынешнего Новолакского района, которые в силу указанных ограничений и требований статьи 27 ЗК РФ до снятия этих ограничений не могут предоставляться в частную собственность, в том числе лицам и из числа неопределенного круга лиц.
Между тем, как это видно из заявления прокурора, его требования о разграничении собственности муниципального образования сельского поселения на земли были направлены на понуждение органов местного самоуправления муниципального района к передаче в собственность муниципального образования сельского поселения земель, которыми оно могло распорядиться в целях их предоставления в частную собственность.
В связи с изданием названного распоряжения вопрос о возможности предоставления муниципальным образованием сельского поселения земель в частную собственность на период продолжительностью 7 лет исчерпан, т.е. предмет обжалованных правоотношений устранен из полного оборота, в связи с чем отсутствуют основания для разрешения требований прокурора в том порядке, в котором они заявлены прокурором.
В соответствии со статьей 220 ГПК РФ, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 ГПК РФ, производство по делу подлежит прекращению.
Таким основанием, предусмотренным пунктом 1 статьи 134 ГПК РФ, является то, что в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты (к которым относятся действие и бездействие органов государственной власти и местного самоуправления), которые не затрагивают и не нарушают права, свободы или законные интересы заявителя или лица, в интересах которого подано заявление.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с прекращением производства по делу.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 220 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу главы муниципального образования «Новолакский район» удовлетворить частично.
Решение Новолакского районного суда Республики Дагестан от 8 октября 2013 года отменить.
Производство по делу прекратить.
Председательствующий
Судьи