дело № 2-928/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Чегдомын 07 декабря 2015 года
Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в составе -председательствующего судьи Руденко Л.В.
с участием:
истца Косинской О.Н.,
представителя ответчика ООО «Комресурс» Чирикалова А.В.
представителя третьего лица - администрации городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Власовой Т.И.
третьего лица - индивидуального предпринимателя Киселева В.П.
при секретаре Косоговой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2, действующей за себя и в интересах собственников жилых помещений многоквартирного дома к обществу с ограниченной ответственностью «Комресурс» об обязании принять в эксплуатацию прибор учета тепловой энергии, третьи лица- администрация Верхнебуреинского муниципального района, Главное контрольное управление Правительства хабаровского края, ФИО3.
УСТАНОВИЛ
Косинская О.Н. обратилась в суд с указанным иском ссылаясь на следующие обстоятельства. В рамках исполнения ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в 2012 году в <адрес> в <адрес> был смонтирован узел учёта тепловой энергии. Работы по его установке выполнялись И.П. Киселевым В.П. на основании договора, заключенного с ООО «Управляющая компания». Стоимость работ по установки узла учета тепловой энергии составила 184 235 руб. Финансирование работ осуществлялось из нескольких источников: средства Фонда - 129 480 руб., средства бюджета субъекта РФ – 22 772 руб., средства местного бюджет – 22 772 руб., и накопленных на тот момент средств собственников помещений 9211 руб. Проект узла учёта составлялся ООО «Дальневосточная энергосберегающая корпорация» на основании технических условий выданных ресурсоснабжающей организацией ООО «Коммунальщик». По окончанию работ по монтажу узла учёта акты выполненных работ (форма КС-2) были подписаны Заказчиком и председателем ТСЖ «Центральный союз» в состав которого входит вышеуказанный дом. Денежные средства были перечислены подрядчику Киселеву В.П. За период с 2012 года по настоящее время установленный узел учёта тепловой энергии под разными предлогами в эксплуатацию ресурсоснабжающей организацией не был принят. Просит суд обязать ООО «Комресурс» принять в эксплуатацию установленный в 2012 году узел учёта тепловой энергии в многоквартирном <адрес> в <адрес>. Произвести перерасчёт с момента установки прибора учёта т.е. с 2012 года.
В судебном заседании истец Косинская О.Н. заявленные требования подержала, просит их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Чирикалов А.В. с иском не согласен, пояснив что прибор учета был установлен без соблюдения действующих правил и с их нарушением. Просит в иске отказать, поскольку технические условия для установки прибора учета, с учетом особенностей теплосетей п. Чегдомын, были дополнены условием- ресурсоснабжающей организации « при условии сохранения, при производстве монтажа диаметра трубопровода внутри здания»,что предполагало исключение при производстве монтажа трубопроводов тепловых узлов использование конических переходников. Этого сделано не было. Кроме того нарушен досудебный порядок разрешения спора. Требования ресурсоснабжающей организации соответствовали Постановлению Правительства РФ от 18.11. 2013г. №- 1234.
Представитель третьего лица администрации городского поселения «Рабочий посёлок Чегдомын» Власова Т.И. в суде пояснила, что считает исковые требования законными и обоснованными. По аналогии было рассмотрено в октябре 2015 года судьей Ханбиковым аналогичное дело, решение было принято в пользу истца. 02.12.2015 года было рассмотрение апелляционной жалобы ООО «Комресурс» по данному делу в краевом суде, решение вступило в законную силу. Это было решение по иску ФИО12 по <адрес>. Таких домов 18. В 2012 г. по ФЗ185 было краевое финансирование, плюс администрация поселка добавляла часть денег, и собственники добавляли, и приобретались приборы тепловой энергии. В целях экономии в целях исполнения ФЗ, т.к. там написано, что необходимо установить эти приборы. Они были установлены в домах которые вошли в программу. 4 дома приняли <адрес>. все было аналогичное, тот же зауженный диаметр, все приняли. Потом перестали принимать. Считаю, что никакими документами их отказ не подтверждается, есть правила учета тепловой энергии, правила коммерческого учета от 2013 года, там, в п. 62 написано, что комиссия для ввода в эксплуатацию прибора учета должна проверить. Все было предоставлено. На прошлое судебное заседание приходил независимый специалист Заворотнюк, на тот момент он работал в ДРСК в ресурсоснабжающей организации п. ЦЭС, было выездное судебное заседание, ходили осматривали дом внутри, в было установлено, что диаметр внутри дома не заужен. Считаю, что в остальных домах точно так же.
Третье лицо Киселев В.П. в суде пояснил, что в 2005-2006 г Ростехнадзор мог проверять только котельные, систему жизнеобеспечения, дома выпали, их не проверяли. Поэтому новые правила были изданы с учетом этого вопроса. Это новые правила коммерческого учета. Если в старых правилах было указание, что при приемке надо проверять диапазон измерения приборов, т.е. при каких температурах прибор работает, при каком давлении. Это указано в паспорте.. Недобросовестные люди этим пользовались, и могли по разному трактовать этот пункт. В правилах коммерческого учета п. 65 указан диаметр расходомера, это прибор который учитывает тепло. ООО «Комресурс» не прав, средства измерения должны быть включены в госреестр измерений. Это то что мы говорим о приборах, можно их ставить на дома или нет. Если средство измерения включено в госреестр, значит можно. Модели могут быть разные, диаметры разные, т.к. есть маленькая тепловая нагрузка, есть большая. Он устанавливал прибору учета как подрядчик, т.к. он выиграл конкурс. Прежде чем поставить прибор учета нужно получить технические условия. Их выдает ресурсоснабжающая организация. Там указывается тепловая нагрузка дома, диаметр вводов, температурный график. Они должны сказать, какие условия в этом доме, какая гидравлика, и при установке приборов, мы не должны ее нарушить, должны соблюсти. Дальше делается проект. Он изготовлен в июле, был отдан на согласование в ООО «Коммунальщик», их передает управляющая компания. Они там решали 2 с лишним месяца. Были выданы с надписью « согласовано с условием, сохранения диаметра трубопровода внутри здания». Мы не работаем внутри здания. Мы работаем в тепловом пункте. Есть ввод в здание. Это до первой задвижки, есть узел управления домом, и есть само здание, т.е. система в самом здании. Мы с системой дома не занимались. Мы работали в тепловом пункте. В проекте делается расчет, если не с той скоростью пропускать воду по приборам, то он неправильно считает. Это написано в правилах. Для этого делается гидравлический расчет, ставятся фильтра на счетчик, какое гидравлическое сопротивление они будут оказывать, или не будут. В данном доме допускается 1\10 т.е. гораздо ниже допустимого. При приемке узла учета помимо документации, делаются проверка недельные показания прибора, этим проверяется, сколько прибор пропускает массы воды в час. В тех.условиях написано 3 тонны воды, включаем прибор, смотрим, если более 3 тонн пошло в дом, значит все вопросы снимаются, никаких проблем прибор не создает. Если масса воды идет меньше, тогда надо обратить внимание соответствует ли он техническим условиям, или не соответствует. Это главное для коммунальщиков. Это проверяет совместная комиссия. По данному дому все поверяли, все соответствует, у них наоборот перегрев идет. При установке прибора учета систему дома никто не трогал. Он ездил в <адрес>, в Министерство ЖКХ к начальнику отдела Хандакову, он предложил простой выход, сказал, что они на это не могут влиять, по в плане консультанта может направить на ТЭЦ 1, там есть специалист по группе режима ФИО9 Он приехал к нему, объяснил ситуацию, он сказал показать тех.условия, он посмотрел, сделал расчет посмотрел проект, посмотрел данные приборов, сказал, что кроме вопроса касающегося денег здесь ничего нет. Т.Е. прибор принимать не выгодно поскольку снизится плата получаемая с жильцов. Сказал что прибор учета должны принять. Об этом он рассказал Винокурову, но тот стоял на своем.. Он тоже считает что причина простая, т.к. в этих домах очень высокий норматив, у людей переплата идет 50% ни за что. Сейчас приборы учета 3 года работают, с них не снимают показания, они не принимаются к коммерческому учету.
Представитель третьего лица Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края в судебное заседание не прибыл, был извещен надлежащим образом о причинах неявки не сообщил.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
Согласно техническим условиям, выданным ООО «Коммунальщик» на установку приборов учета холодного, горячего водоснабжения и тепловой энергии на здание расположенное по <адрес> максимальные часовые нагрузки на горячее водоснабжение – 0,0008, отопление – 0,0622, холодное водоснабжение 0,25 м3/час, м3/сутки (л.д. 9).
ООО «ДВЭСК» разработан рабочий проект учета узла тепловой энергии и расхода теплоносителя в жилом <адрес>, который согласован директором ООО «Коммунальщик» при условии сохранения диаметра внутреннего трубопровода. Для учета тепловой энергии в индивидуальном тепловом пункте установлен теплосчетчик Магика Д2320М, который используется для коммерческого учета потребляемой тепловой энергии. Диаметр условного прохода – 25 мм, Д6. (л.д. 10-25).
Согласно Паспорту КТПТР-01 ЗАО «Термико» Теплосчётчик – регистратор «Магика» предназначен для измерения и коммерческого учёта потребляемой теплоты и воды в открытых и закрытых системах теплоснабжения, а также воды в системах ХВС и ГВС (л.д.39-40).
17.03.2015г. собственники помещений <адрес> в <адрес> обратились в ООО «Мастер плюс» (управляющую организацию) с просьбой обратится в ресурсоснабжающую организацию ООО «Комресурс» для приема установленного в данном МКД узла учёта тепловой энергии (л.д.41).
ДД.ММ.ГГГГ собственники помещений <адрес> в <адрес> обратились в администрацию городского поселения «Рабочий посёлок Чегдомын», ООО «Мастер плюс», ООО «Комресурс», И.П. Киселеву с уведомлением о направлении своего представителя для участия в комиссии 16.04.2015 по приемке смонтированного узла учёта тепловой энергии (л.д.42).
Согласно акту от 16.04.2015 ООО «Комресурс» не обеспечил явку своего представителя для участия в вышеуказанной комиссии (л.д.43).
Из Акта приемки узла учёта тепловой энергии следует, что произведен технический осмотр прибора учёта расположенного по адресу <адрес> проведена комплектность необходимой документации, в результате чего установлено: соответствие смонтированного узла учёта тепловой энергии с рабочим проектом УУТЭ-2012-63.ТМ. Представитель ООО «Комресурс» в приемке участия не принимал (л.д.44).
Согласно Акту на монтаж узла учёта тепловой энергии от 16.04.2015 установлено, что узел учёта тепловой энергии смонтирован согласно проекта УУТЭ-20132-63.ТМ и технических условий №266 от 23.05.2012. Представитель ООО «Комресурс» в осмотре монтажа участия не принимал (л.д.45).
Согласно акту осмотра выполненных работ по устройству узла учёта тепловой энергии и расхода теплоносителя расположенного по адресу <адрес> работы по установке узла учёта тепловой энергии выполнены в соответствии с СП41-101-95 и ПТЭ ТЭ РФ; выполненные работы соответствуют чертежам проекта; ввод в здание выполнен без изменения Д-50, Узел учёта выполнен согласно проекта УУТЭ-2012-63; Внутренний Диаметр трубы провода здания без изменения. (л.д.46).
Проведенным 28.08.2015 общим внеочередным собранием собственников помещений МКД №13 по <адрес> решено обратиться в суд о понуждении ресурсоснабжающей организации ООО «Комресурс» принять узел учета тепловой энергии и расхода теплоносителя. Уполномоченным лицом обратиться в суд с указанным требованием была избрана ФИО11 (47-49)
Согласно письму Дальневосточного управления Ростехнадзора №11-18 потребителем тепловой энергии не выполнены условия для согласования проекта узла учёта тепловой энергии см ресурсоснабжающей организацией (л.д.115).
Согласно письму ООО «Коммунальщик» № 481 от 02.10.2012 на имя главы администрации городского поселения «Рабочий посёлок Чегдомын» разработанные ООО «ДВСЭК» проекты на установку узла учёта тепловой энергии носят формальный характер, не учтены особенности подачи тепла в п.Чегдомын. Полагает, что установка узлов учёта нецелесообразна (л.д.106-107).
С аналогичными письмами о нецелесообразности установки узла учёта тепловой энергии ООО «Коммунальщик» обращался в ООО «Управляющая компания» 8.11.2012, 16.01.2013 (л.д.128-132).
Согласно письму ООО «Оргкоммуэнерго» от 14.01.2013 рассмотрев обращение директора ООО «Коммунальщик» ООО «Оргкоммуэнерго» сделало выводы: уменьшение диаметра трубы в тепловом узле на вводе в систему отопления для установки узла учёта уменьшает пропускную способность всей системы отопления. Сетчатые фильтры прибора «Магика» имеют высокое гидравлическое сопротивление, если напор будет недостаточен, это ухудшит теплоснабжение потребителей. Сопротивление Узла учёта тепловой энергии для каждого конкретного ввода необходимо рассчитывать, если этого, не будет сделано качество теплоснабжения ухудшится (л.д.135).
Из письма УФАС по Хабаровскому краю от 22.08.2015 №6/6297 следует, что УФАС принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства выразившегося в недопуске приборов учёта тепловой энергии (л.д. 138).
Согласно письму ООО «Комресурс» на имя Министра ЖКХ Хабаровского края ООО «Комресурс» не принимает к учёту узел тепловой энергии, поскольку не соблюдены технические условия на из установку, что повлекло за собой к снижению теплоподачи в жилые дома (л.д.139).
Право собственности жильцов подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.61-68).
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, консультацию специалиста, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Статья 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № об утверждении Правил о коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя (далее Правила), узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета.
Согласно п.п. 52-60 Правил смонтированные узлы учета (измерительные системы узлов учета), прошедшие опытную эксплуатацию, подлежат вводу в эксплуатацию. Для ввода в эксплуатацию узла учета, установленного на источнике тепловой энергии, владельцем источника тепловой энергии назначается комиссия по вводу в эксплуатацию узла учета (далее - комиссия) в следующем составе: а) представитель владельца источника тепловой энергии; б) представитель смежной теплосетевой организации; в) представитель организации, осуществляющей монтаж и наладку сдаваемого в эксплуатацию оборудования.
Вызов представителей, указанных в пункте 53 настоящих Правил, осуществляет владелец источника тепловой энергии не позднее чем за 10 рабочих дней до дня предполагаемой приемки путем направления членам комиссии письменных уведомлений.
Порядок ввода в эксплуатацию прибора учета определен п.п. 61-73 Правил.
Так согласно требованиям пункта 66 Правил, при приемке узла учета в эксплуатацию комиссией проверяется: а) соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и настоящим Правилам; б) наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм; в) соответствие характеристик средств измерений характеристикам, указанным в паспортных данных узла учета; г) соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения.
При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя. Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания (п.п.67-68 Правил).
В случае наличия у членов комиссии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, этот узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. В этом случае комиссией составляется акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень выявленных недостатков и сроки по их устранению. Указанный акт составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 3 рабочих дней. Повторная приемка узла учета в эксплуатацию осуществляется после полного устранения выявленных нарушений (п.72 Правил).
Юридически значимыми обстоятельствами для разрешения данного дела является установление наличия (отсутствия) недостатков, препятствующих вводу прибора учета в эксплуатацию.
Согласно правилам о распределении бремени доказывания, установленным ст. 56 ГПК РФ, каждая из сторон должна оказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Поскольку ответчик ООО «Комресурс», являясь ресурсоснабжающей организацией, возражает против ввода прибора учета в эксплуатацию, на нем лежит обязанность доказать суду обоснованность данных возражений, то есть указать на недостатки установленного прибора учета и противоречие действующему законодательству, с предоставлением соответствующих доказательств, препятствующих нормальному функционированию прибора учета. Таких доказательств суду не предоставлено.
Как установлено в судебном заседании с момента монтажа прибора учета (2012 год) и до обращения собственников жилых помещений в суд с настоящим иском, ресурсоснабжающая организация обоснованных замечаний по недостаткам, препятствующих нормальному функционированию узла учета и принятию его к эксплуатации, с составлением акта и указанием срока их исправления собственникам и подрядной организации не предъявляла. Кроме этого, установлено, что ресурсоснабжающая организация уклонялась от участия в работе комиссии, как это предусмотрено вышеуказанными Правилами.
При вводе в эксплуатацию прибора учета комиссией должно проверяться соблюдение требований, указанных в п. 66 Правил, то есть, правильность монтажа, наличие документов согласно перечню, клейм, пломб, заводские характеристики прибора учета, соответствие диапазонов измерений. Доказательств, что собственниками и подрядчиком указанные требования не соблюдены, ответчиком не представлено.
Так судом установлено, что монтаж прибора учета соответствует проекту и монтажной схеме, технические характеристики прибора учета, в части температуры теплоносителя и максимальной тепловой нагрузки, соответствуют техническим условиям, выданным ООО «Коммунальщик».
Доводы представителя ООО «Комресурс» о несоблюдении условий установки узла учёта выразившееся в уменьшении диаметра трубопровода судом откланяются поскольку из представленных актом комиссионного осмотра и приемке данного узла учёта следует, что необходимый диаметр сохранен и не противоречит нормативным актам регламентирующим установку прибора учета, представитель ООО «Комресурс» в комиссии участия не принимал, доказательств уменьшения диаметра не предоставил.
Кроме того, сам прибор учета с момента установки на протяжении нескольких отопительных периодов пропускает теплоноситель (без коммерческого учета) и каких-либо замечаний о нарушении системы теплоснабжения данного жилого дома или близлежащих домов от ресурсоснабжающей организации не поступало, требования о демонтаже счетчика не заявлялись.
Между тем, суд не находит законных оснований для удовлетворении требований о произведении перерасчёта с момента установки прибора т.е с 2012 года, поскольку доказательств снятия показаний прибора учёта за указанный период не предоставлено, как не было предоставлено и самих показаний указанного узла учёта.
Таким образом, исходя из установленных обстоятельств, суд считает, что исковые требования о принятии узла учета тепловой энергии подлежат удовлетворению, требования о произведении перерасчёта за 2012-2015г.г. удовлетворению не подлежат. За период указанный истцом прибор учета не действовал, показания прибора учета не снимались, следовательно произвести расчет фактически потребленного ресурса не возможно.
На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы состоящие из уплаченной истцом при обращении в суд государственной пошлины в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2, действующей в интересах собственников жилых помещений многоквартирного <адрес> в <адрес>, удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Комресурс» принять в эксплуатацию прибор учета тепловой энергии, установленный по адресу: <адрес> дом № - 13 <адрес>.
Взыскать с ответчика общества с ограниченной ответственностью «Комресурс» в пользу ФИО2, судебные расходы в виде оплаченной государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме через Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края.
Мотивированное решение суда изготовлено 7 декабря 2015г.
Судья Л.В. Руденко