Арбитражный суд Пермского края
614990, г. Пермь, ул. Луначарского, 3
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
26 января 2011 года Дело № А50-390/2011
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Н.В. Якимовой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.Ф. Коневой, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению УВД по г. Перми к индивидуальному предпринимателю Овчинникову Александру Викторовичу (ИНН 590801124506; ОГРН 304590803600062) о привлечении к административной ответственности.
Представители сторон, извещенные в соответствии с ч. 1 ст. 123 АПК РФ надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о месте и времени судебного разбирательства на сайте суда, в судебное заседание не прибыли. В порядке ч. 3 ст. 205 АПК РФ неявка заявителя и ответчика не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
УВД по г. Перми обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ИП Овчинникова А.В. к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Заявление мотивировано тем, что Общество осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр без специального разрешения (лицензии).
Предприниматель отзыв в материалы дела не представил, доводы заявления о привлечении к административной ответственности не оспорил.
Изучив материалы дела, арбитражный суд первой инстанции установил следующее.
Овчинников А.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Администрацией Кировского района г. Перми 20.01.2000г., ИНН 590801124506, ОГРН 304590803600062.
На основании обращения депутата Законодательного собрания Пермского края И.Г. Шулькина от 04.10.2010 г. № 10-10-158 (л.д.17) в связи с заявлением Селукова П.В. с требованием проверки законности существования и ведения деятельности игорных заведений на территории г. Перми (л.д.18,19) инспектором ОБППР ИАЗ УВД по г. Перми 26.10.2010 г. проведена проверка деятельности ИП Овчинникова А.В. на предмет соблюдения законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.
В ходе контрольных мероприятий инспектором ОБППР ИАЗ УВД по г. Перми в присутствии понятых произведен осмотр развлекательного клуба «Русская рулетка», расположенного по адресу: г. Пермь, шоссе Космонавтов, 4, находящихся там вещей и документов, о чем 26.10.2010 г. составлен протокол осмотра (л.д.12,13).
В результате осмотра установлено, что в помещении находятся 36 единиц оборудования, на которые был наложен арест с передачей аппаратов на ответственное хранение, что отражено в протоколе ареста от 26.10.2010г. (л.д.16), взяты объяснения с оператора развлекательных аппаратов (л.д.14).
По результатам проверки инспектором ОБППР ИАЗ УВД по г. Перми составлен протокол об административном правонарушении от 02.12.2010 г., ответственность за которое установлена ч.2 ст.14.1 КоАП РФ (л.д.10).
В протоколе содержатся выводы об осуществлении предпринимателем деятельности по проведению азартных игр с использованием игрового оборудования без специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации, чем нарушены положения Закона от 29.12.2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» (далее – Закон об азартных играх).
С заявлением о привлечении ИП Овчинникова А.В. к административной ответственности УВД по г. Перми обратилось в арбитражный суд.
Согласно ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой. В силу положений ст. 2.4 прим. КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
В соответствии с п. 104 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах отнесена к видам деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.
Статьей 4 Закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» определены следующие понятия:
азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры;
выигрыш - это денежные средства или иное имущество, в том числе
имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры;
игровой автомат - игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников;
букмекерская контора - игорное заведение или часть игорного заведения, в которых организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр;
тотализатор - игорное заведение или часть игорного заведения, в которых организатор азартных игр организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр;
пари - азартная игра, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой либо с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет;
ставка – денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику азартной игры и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры.
Исходя из общих понятий, установленных в ст. 4 Закона об азартных играх, деятельность по организации и проведению азартных игр – это деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.
В соответствии с п.п. 1, 4 ст. 5 Закона об азартных играх деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 3 Закона об азартных играх государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах.
Под разрешением на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне понимается документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений (ст. 4 Закона об азартных играх).
Статьей 13 Закона об азартных играх установлено, что разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне предоставляет организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне при соблюдении требований и ограничений, установленных решением о создании соответствующей игорной зоны.
Деятельность игорных заведений, не имеющих разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 1 июля 2009 года, за исключением букмекерских контор и тотализаторов (ст. 16 Закона об азартных играх).
Вне игорных зон действующим законодательством разрешена деятельность юридических лиц по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, подлежащая лицензированию в соответствии с п. 104 ч. 1 ст. 17 Закона о лицензировании.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Закона об азартных играх букмекерские конторы и тотализаторы могут быть открыты исключительно на основании лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, порядок выдачи которых определяется Правительством Российской Федерации. Положение о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах утверждено Постановлением Правительства РФ от 17.07.2007г. № 451.
Как установлено в ходе проверки, в том числе в результате осмотра, в развлекательном зале установлено и функционируют 36 единиц игрового оборудования (35 игровых автоматов и 1 электронная рулетка), подключенных к электропитанию. Потенциальный участник розыгрыша передает денежные средства оператору зала, который в свою очередь с помощью ключа устанавливает на игровом автомате баллы - кредита равные переданной денежной сумме (1 рубль соответствует 1 баллу). Квитанция, либо иной документ, подтверждающий пожертвования в Благотворительный фонд, клиенту не выдается. Затем участник самостоятельно нажимает кнопку, запускает автомат и начинает игру. Результат игры не зависит ни от умения, ни от навыков, ни от ловкости, ни от образования, ни от иных специальных действий игрока. Для игры от играющего достаточно выбрать соответствующие линии, ставить ставки, запускать барабаны в движение и определить в какой момент необходимо остановится. Игрок, путем манипуляций клавишами оборудования осуществляет игру на свой риск. В свою очередь электронная программа путем выпадения случайных комбинаций чисел определяет вариант исхода игры.
Как следует из объяснений Овчинникова А.В. от 02.12.2010 г. (л.д.15), в развлекательном клубе «Русская рулетка» он осуществляет деятельность по реализации Всероссийской социальной профилактически-реабилитационной программы (ВСПРП), на основании договора с НО «Национальный Благотворительный Фонд» по оказанию услуг осуществления сбора благотворительных пожертвований на безвозмездной основе и направленной на борьбу с лудоманией. Наличие у предпринимателя данного договора материалами проверки не подтверждено. Кроме того, НО «Национальный Благотворительный Фонд», не поименован в «Списке некоммерческих организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества», утвержденном распоряжением Президента РФ от 15.12.2006г. № 628-рп.
В нормативных документах, указанных во Всероссийской социальной профилактически-реабилитационной программе, как основание для разработки реализуемой программы (Постановление Правительства РФ от 10.05.2007г. №280 «О федеральной целевой Программе «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2011 годы)», Постановление Правительства РФ от 01.12.2004г. №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» и др.), такое заболевание как лудомания («игорная болезнь» - психическое состояние, характеризующееся патологическим пристрастием к азартным играм), не значится.
Исследовав материалы дела, суд усматривает наличие признаков азартной игры в деятельности предпринимателя, осуществляемой в развлекательном клубе с использованием игровых автоматов. Оплата пожертвования в виде передачи денежных средств игроком оператору зала, дающая право участия в игре, имеет признаки ставки (п. 3 ст. 4 Закона об азартных играх). Используемые предпринимателем игровые автоматы имеют блок управления с заложенной программой, определяющей результат игры на нем случайным образом и без участия организатора азартной игры соответствуют определению игрового автомата (п. 18 ст. 4 Закона об азартных играх). Кроме того, участник игры не осознает, что обязательно проиграет, надеется на выигрыш, таким образом, присутствует такой элемент азартной игры как риск. Наличие в игровом зале ящика для сбора добровольных пожертвований не подтверждено материалами дела (акт осмотра), напротив представленными документами подтверждается непосредственная передача денег оператору зала.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В данном случае вина предпринимателя выразилась в следующем: являясь участником на рынке организации и проведения азартных игр, зная об изменениях в законодательстве, разрешающих открытие игорных заведений исключительно в игорных зонах при наличии лицензии, пренебрегая данным требованием закона, предприниматель фактически осуществляла без специального разрешения (лицензии) данную деятельность на территории Пермского края, который не входит в перечень игорных зон.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.71 АПК РФ, арбитражный суд пришел к выводу о том, что вина ИП Овчинникова А.В. в совершении вменяемого административного правонарушения установлена и подтверждена соответствующими доказательствами. Материалы дела не содержат доказательств принятия предпринимателем всех необходимых мер для соблюдения требований закона, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства.
Учитывая изложенные обстоятельства суд полагает, что материалами дела доказано проведение ответчиком азартных игр с использованием игровых автоматов при отсутствии соответствующего разрешения (лицензии) в нарушение ст. ст. 7, 17 Закона о лицензировании и ст. ст. 4, 14 Закона об азартных играх. Вследствие этого требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Таким образом, заявителем доказано наличие в действиях ИП Овчинникова А.В. состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
По настоящему делу применению подлежит общий срок давности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ. Согласно ч. 1, ч. 2 указанной статьи КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
При длящемся административном правонарушении указанный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Правонарушение носит характер длящегося, если заключается в длительном непрекращающемся невыполнении установленной законом обязанности.
26.10.2010г. инспектором ОБППР ИАЗ УВД по г. Перми проведен осмотр помещения, 26.10.2010г. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, 02.12.2010г. составлен протокол об административном правонарушении, следовательно, на момент рассмотрения настоящего дела в арбитражном суде срок для привлечения к административной ответственности не истек.
Обстоятельств, исключающих производство по делу в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ, а также нарушений прав лица, привлекаемого к административной ответственности, судом не установлено.
Заявленное требование о привлечении предпринимателя к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ подлежит удовлетворению. При назначении административного наказания суд полагает обоснованным привлечение к административной ответственности в пределах санкции, установленной за данный вид правонарушения, то есть 4000 руб. с конфискацией игрового оборудования, являющегося орудием производства.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Пермского края
РЕШИЛ:
Привлечь индивидуального предпринимателя Овчинникова Александра Викторовича, 12.11.1966 года рождения, уроженца г. Перми (ИНН 590801124506; ОГРН 304590803600062; место жительства: 614000 г. Пермь, ул. Чистопольская, 18-16)к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 4000 (четыре тысячи) руб. с конфискацией игровых автоматов, на которые наложен арест по протоколу наложения ареста от 26.10.2010г., а именно: игровые автоматы в количестве 35 шт. с серийными номерами: 03292, 032825, 032824, 032872, 032822, 032821, 032820, 032815, 032850, 022928, 032927, 032833, 032232, 632831, 034448, 034417, 034418, 032832, 032857, 032844, 038473, 0327247, 038245, 032845, 032844, 032843, 032842, 032841, 032827, 0338278, 032829, 032827, 032838, 032848, 032851; электронная рулетка R1087.
Реквизиты для зачисления административного штрафа: администратор платежей: УФК по Пермскому краю (УВД по г. Перми), банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю, расчетный счет 40101810700000010003, ИНН 5904102830, БИК 045773001, КПП 590401001, ОКАТО 57401000000, КБК 188 116 90040 04 0000 140.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru
Судья Н.В.Якимова