Решение по делу № 5-750/2018 от 20.09.2018

Дело <НОМЕР>

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Резолютивная часть оглашена <ДАТА1>

<ДАТА2>                                                                                 с. <АДРЕС>

Мировой судья судебного участка <АДРЕС> района Республики <АДРЕС> Абенова О.А., рассмотрев материалы об административном правонарушении в отношении:

Кушнаренко Евгения Андреевича, <ДАТА3> рождения, уроженца <АДРЕС> района <АДРЕС> края, гражданина РФ, зарегистрированного по адресу ул. <АДРЕС>, 10 <АДРЕС> района Республики <АДРЕС>, работающего начальником участка <АДРЕС> РЭС ПАО МРСК Сибири, на иждивении имеющего 2 детей,

по ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Кушнаренко Е.А. обвиняется в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.

<ДАТА4> на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <НОМЕР>, расположенного по адресу: Республика <АДРЕС> район, земельный участок расположен в западной части кадастрового квартала 04:03:050205, принадлежащий на праве собственности гр. Кушнаренко Евгения Андреевича с разрешенным видом использования для ведения сельскохозяйственного производства, выявлен факт загрязнения земельного участка.

Земельный участок по периметру не огорожен, доступ на участок свободный. Местоположение земельного участка определено с помощью спутникового геодезического аппарата Hiper SR (заводской номер <НОМЕР> и <НОМЕР>, регистрационный номер в ФИФОЕИ <НОМЕР>, свидетельство о поверке <НОМЕР> и <НОМЕР> от <ДАТА5>, фотосъемка проведена в светлое время суток в условиях естественного освещения дневной видимости в направлении глубины участка фотоаппаратом Саnоn iхus (заводской номер <НОМЕР>).

Осмотром установлено, что участок покрыт травяной, древесно-кустарниковой и древесной растительностью: береза, пихта, сосна, ель, многолетние сорные травяные растения. На площади 11460 кв. м. проведена выборочная вырубка деревьев породы сосна. <АДРЕС> площадь земельного участка загрязнена порубочными остатками в виде сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок, обрезы, стволы деревьев, прочие древесные отходы, тара полиэтиленовая загрязненная нефтепродуктами. Работы по выкорчевке пней не осуществлялись. Порубочные остатки в кучи не собраны. Присутствуют следы проезда спецтехники и трелевки древесины. Стволы деревьев сложены в кучи неправильной геометрической формы.

Размещенные отходы согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утверждённому приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от <ДАТА6> <НОМЕР> «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» отходы порубочных остатков в виде сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок относятся к 5 классу опасности, тара полиэтиленовая, загрязненная нефтепродуктами относятся к 4 классу опасности.

В соответствии со ст.4.1 Федерального закона от <ДАТА7> <НОМЕР> «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды на пять классов опасности: 1 класс-чрезвычайно опасные отходы; 2 класс - высоко опасные отходы; 3 класс - умеренно опасные отходы; 4 класс - мало опасные отходы; 5 класс - практически неопасные отходы.

Согласно п. 3 ст. 4.2 Федерального закона <НОМЕР> от <ДАТА8> «Об охране окружающей среды» место несанкционированного размещения и хранения отходов 1-V классов опасности является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду. Размещение отходов производства и потребления 1-4 классов опасности в пределах земельного участка на суммарной площади от 0,5 гектара и выше является критерием значительного ухудшения экологической обстановки согласно Постановления Правительства РФ от <ДАТА9> <НОМЕР> «О критериях значительного ухудшения экологической обстановки в результате использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли».

Согласно п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного в действие постановлением Госстандарта РФ от <ДАТА10> <НОМЕР>, собственники отходов - это юридические лица, индивидуальные предприниматели, производящие отходы, осуществляющие заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственниками отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, физические лица, ответственные за территорию, на которой эти отходы находятся.

Захламление земельного участка отходами производства отнесено пунктами 7, 8 Определений основных понятий видов нарушений земельного законодательства, утвержденных Роскомземом <ДАТА11> <НОМЕР>, к одному из видов негативного воздействия на окружающею среду (порчи почвы как компонента окружающей среды), влекущего ее деградацию (то есть уменьшение плодородия почвы, количественное и существенное ухудшение ее свойств).

Согласно ГОСТу 30772-2001 засорение среды агентами, оказывающими лишь механическое воздействие без физико-химических последствий является механическим загрязнением.

Согласно п.3 ст.76 Земельного кодекса РФ загрязнение земельных участков является одним из видов порчи земель.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона <НОМЕР> от <ДАТА8> г. «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (статья 77 ЗК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Статьей 42 ЗК РФ установлена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, выполнять иные требования, предусмотренные ЗК РФ, федеральными законами. Сохранение целевого использования земельных участков является одним из приоритетных принципов в обороте земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с Федеральным законом от <ДАТА13> <НОМЕР> «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

П.2 ст. 13 ЗК РФ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия. Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

В соответствии со ст. 43. ЗК РФ - отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, установленных статьей 42 настоящего Кодекса.

Требования осуществления рекультивации земель определены в приказе Минприроды РФ и Роскомзема от <ДАТА14> <НОМЕР> «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» (далее приказ <НОМЕР>)

В соответствии с пунктом 5 приказа 525/67 рекультивации подлежат земли, нарушенные при - складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов.

Согласно п. 32 приказа 525/67 за порчу и уничтожение плодородного слоя почвы, невыполнение или некачественное выполнение обязательств по рекультивации нарушенных земель, несоблюдение установленных экологических и других стандартов, правил и норм при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, юридические, должностные и физические лица несут административную и другую ответственность, установленную действующим законодательством.

В соответствии с ГОСТом 17.4.3.04-85 «Охрана природы, почвы. Общие требования к контролю и охране от загрязнений» - охране от загрязнения подлежат почвы сельскохозяйственных и лесных угодий, включая пашню, сенокосы, пастбища, почвы под многолетними насаждениями, а также заповедников, национальных природных парков, населённых пунктов.

Указанное правонарушение является длящимся. Днём обнаружения длящегося административного правонарушения является день выявления правонарушения лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, т.е. <ДАТА15>

Кушнаренко Евгений Андреевич имел возможность для соблюдения требований законодательства РФ, в области охраны земель сельскохозяйственного назначения, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры.

Должностное лицо управления Россельхознадзора по <АДРЕС> краю и Республике <АДРЕС> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Кушнаренко Е.А.  в судебном заседании вину в совершенном правонарушении не признал, пояснил, что земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <НОМЕР>, расположенный по адресу: Республика <АДРЕС> район, земельный участок расположен в западной части кадастрового квартала 04:03:050205, принадлежит ему на праве собственности, <ДАТА16> <АДРЕС> районным судом Республики <АДРЕС> выдан исполнительный лист, согласно которому ему запрещено совершать любые действия  с земельным участком, в связи с чем, он не мог осуществить уборку территории. У него на основании договора подряда работала бригада, после обеспечительных мер судебный пристав - исполнитель запретил брига осуществлять действия по договору, работа прекратилась.

Допрошенная  в судебном заседании в качестве свидетеля Лях О.П. показала, что является судебным приставом исполнителем <АДРЕС> РОСП УФССП по Республике <АДРЕС>, действительно в отношении Кушнаренко Е.А. был выдан исполнительный лист, согласно которому ему запрещено совершать любые сделки с земельным участком, как указано в исполнительном листе, но так как на территории земельного участка работала бригада, ей было указано Кушнаренко Е.О. о запрете даже подходить к земельному участку, в том числе осуществлять уборку территории.

Исследовав в судебном заседании материалы дела, материалы исполнительного производства, выслушав участников процесса, мировой судья приходит к выводу о прекращении производства по делу, исходя из следующего.

Статья 8.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за порчу земель.

Под порчей земель в административном законодательстве понимается самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы (ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ), а также уничтожение плодородного слоя почвы или порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления (ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ).

Этот вид правонарушений является результатом неправильного использования земель, в результате чего почвы теряют свое главное природное качество - плодородие.

В соответствии с ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

В силу статьи 4 Федерального закона от <ДАТА17> N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. При этом в силу названного закона под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Статьей 3 Федерального закона от <ДАТА17> N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в качестве одних из принципов охраны окружающей среды предусмотрена презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 75 Федерального закона "Об охране окружающей среды" за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно ст. 1 Федерального закона от <ДАТА18> N 89-ФЗ  "Об отходах производства и потребления", отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.

Согласно статье 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В силу п. 4 Положения о государственном земельном надзоре (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА19> N 1) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Полномочия, указанные в настоящем пункте, осуществляются в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от <ДАТА13> N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" .

Из акта проверки от <ДАТА20>, следует, что на земельном участке с кадастровым номером <НОМЕР>, участок покрыт травяной, древесно-кустарниковой и древесной растительностью: береза, пихта, сосна, ель, многолетние сорные травяные растения. На площади 11460 кв. м. проведена выборочная вырубка деревьев породы сосна, пихта. <АДРЕС> площадь земельного участка захламлена порубочными остатками в виде сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок, обрезь, стволы деревьев, прочие древесные отходы, тара полиэтиленовая загрязненная нефтепродуктами. Работы по выкорчевке пней не осуществлялись. Порубочные остатки в кучи не собраны. Присутствуют следы проезда спецтехники и трелевки древесины. Стволы деревьев сложены в кучи неправильной геометрической формы.

Выявленные загрязнения (захламление) зафиксированы в приложенной к акту фототаблице.

В соответствии со статьей 12 ЗК РФ, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Захламление земель - размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолом, стеклобой, строительный мусор, древесные остатки и др.), а равно: накопление (складирование) на земельных участках коммунально-бытовых отходов, отходов производственной деятельности предприятий и транспорта, порубочных остатков на просеках и лесных делянках, складирование строительных материалов, оборудования и т.п. в непредусмотренных для этих целей местах (Письмо Росприроднадзора от <ДАТА21> N ВК-03-03-36/6231 "Об актуализации Методических рекомендаций, направленных письмом Росприроднадзора от 14.11.2011 N ВК-03-03-36/14757" ).

Также согласно ч. 3 ст. 76 ЗК РФ, приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, сносе зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет. Следовательно, по смыслу указанного положения, само по себе перекрытие почв отходами производства (захламление) является одним из видов порчи земель.

Вместе с тем, из показаний, данных судебным приставом-исполнителем Лях О.П. следует, что Кушнаренко Е.А. не имел возможности для соблюдения требований законодательства РФ, в области охраны земель сельскохозяйственного назначения, ввиду того что решением <АДРЕС> районного суда Республики <АДРЕС> по гражданскому делу <НОМЕР> ему запрещено совершать любые действия  с земельным участком, в связи с чем он не мог осуществить уборку территории.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии отсутствия состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, руководствуясь ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ (неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны трактоваться в пользу этого лица), суд приходит к выводу о прекращении производства по делу в отношении Кушнаренко Е.А.

Руководствуясь статьями 29.9 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Кушнаренко Евгения Андреевича, обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ прекратить в соответствии с п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ - за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в <АДРЕС> районный суд Республики <АДРЕС>.

Мировой судья                                                                                    О.А. Абенова

5-750/2018

Категория:
Административные
Статус:
Постановление о прекращении производства по делу об АП
Другие
Кушнаренко Е. А.
Суд
Судебный участок Турочакского района
Судья
Абенова Оксана Айткалиевна
Статьи

Статья 8.6 Часть 2

Дело на странице суда
turms.ralt.msudrf.ru
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее