к делу № 2- 1149/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Горячий Ключ 15 августа 2014 года
Горячеключевской городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Дзигаря А.Л.,
при секретаре Полькиной Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тихого Ф. М. о признании решения администрации муниципального образования г. Горячий Ключ незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Тихий Ф.М. обратился в суд с заявлением к администрации муниципального образования г. Горячий Ключ о признании решения администрации муниципального образования г. Горячий Ключ незаконным.
Заявление мотивировано тем, что в связи с отказом от строительства спортивно-оздоровительного комплекса у Тихого Ф.М. возникла необходимость изменить вид разрешенного использования земельного участка, на котором находится указанный объект незавершенного строительства. С этой целью Тихий Ф.М. обратился в администрацию МО г. Горячий Ключ с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка со «строительство и эксплуатация спортивно-оздоровительного комплекса и общественных объектов обслуживания» на «для размещения многоквартирной жилой застройки со встроенными помещениями общественного назначения». Решением администрации МО г. Горячий Ключ Тихому Ф.М. отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка. Тихий Ф.М. находит отказ незаконным, поскольку испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не противоречит утвержденному генеральному плану МО г. Горячий Ключ.
Администрация муниципального образования г. Горячий Ключ в лице своего представителя Исакова С.В., действующая по доверенности от 10.01.2014 года № 2 возражала против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что в соответствии с генеральным планом муниципального образования г. Горячий Ключ спорный участок входит в функциональную зону «Территория объектов делового, коммерческого и общественного назначения» и не предусматривает размещения многоквартирной жилой застройки. В настоящее время с учетом введения в действие Правил землепользования и застройки территории г. Горячий Ключ земельный участок Тихого Ф.М. находится в общественно-деловой территориальной зоне ОД-2, в связи с чем возможно повторное обращение Тихого Ф.М. в целях получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка – многоквартирные жилые дома (секционные, галерейные, коридорные).
В судебном заседании представитель Бутенко Е.В., действующий в пределах полномочий по доверенности от 11.08.2014 года, реестр № 4-3039 в интересах Тихого Ф.М., поддержал заявление и просил удовлетворить заявленные в нём требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель администрации муниципального образования г. Горячий Ключ настаивал на оставлении заявления без удовлетворения, пояснил суду, что Тихим Ф.М. был соблюден предусмотренный законом на тот период порядок обращения в администрацию МО г. Горячий Ключ за изменением вида разрешенного использования земельного участка, в компетенцию главы муниципального образования г. Горячий Ключ на дату принятия оспариваемого решения входило полномочие изменить вид разрешенного использования земельного участка на испрашиваемый Тихим Ф.М..
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к убеждению, что заявление о признании решения администрации муниципального образования г. Горячий Ключ незаконным подлежит удовлетворению в силу следующих обстоятельств.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Тихий Ф.М. на основании договора купли-продажи от 14.03.2013г. является собственником расположенных по адресу: <адрес>, - земельного участка площадью 3839 кв.м с кадастровым номером №«...» из земель населенных пунктов с установленным видом разрешенного использования: строительство и эксплуатация спортивно-оздоровительного комплекса и общественных объектов обслуживания и расположенного на этом участке объекта недвижимости: незавершенного строительством спортивно-оздоровительного комплекса с общественными объектами обслуживания, литер А, общая площадь застройки 860 кв.м, процент готовности – 4 %, инвентарный номер: 23. Литер А. Этажность: 0. Подземная этажность: 0, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации от 21.03.2013г.
Согласно кадастровому паспорту указанный земельный участок Тихого Ф.М. находится в границах населенного пункта г. Горячий Ключ, 04.10.2012г. участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номе𠹫...»
6 сентября 2013 года решением от 6.09.2013 года № 243 Совета муниципального образования город Горячий Ключ утвержден генеральный план муниципального образования город Горячий Ключ.
В ноябре 2013 года Тихий Ф.М. обратился с заявлением в администрацию МО г. Горячий Ключ об изменении вида разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка по адресу: <адрес>
20 декабря 2013 года на основании постановления администрации муниципального образования город Горячий Ключ от 06.12.2013г. № 2531 «О назначении публичных слушаний в муниципальном образовании город Горячий Ключ» проведены публичные слушания по вопросу: «Изменение вида разрешенного использования земельного участка площадью 3839 кв.м с кадастровым номером №«...» с установленного вида – «строительство и эксплуатация спортивно-оздоровительного комплекса и общественных объектов обслуживания» на испрашиваемый вид – «для размещения малоэтажной многоквартирной жилой застройки со встроенными помещениями общественного назначения», расположенного по адресу: <адрес>
25 декабря 2013г. вынесено постановление от 25.12.2013 №2666 администрации МО г. Горячий Ключ об отказе Тихому Ф.М. в изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>Б.
21 марта 2014г. решением от 21.03.2014 г. № 295 Советом муниципального образования город Горячий Ключ утверждены правила землепользования и застройки территории муниципального образования город Горячий Ключ применительно к части территории муниципального образования – город Горячий Ключ.
Из оспариваемого Тихим Ф.М. постановления от 25.12.2013 №2666 администрации муниципального образования г. Горячий Ключ «Об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> видно, что решение об отказе принято в связи с несоответствием испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка функциональному назначению территории, установленной градостроительной документацией – генеральным планом муниципального образования город Горячий Ключ.
Часть 3 ст.23 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно части 2 ст.30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.
Пункт 2 части 3 этой же статьи устанавливает, что порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Часть 4 этой же статьи предусматривает, что в соответствии с правилами землепользования и застройки на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
В силу пункта 1 части 6 этой же статьи в содержащемся в правилах землепользования и застройки в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Анализируя вышеизложенные нормы статей 23 и 30 Градостроительного кодекса РФ, суд приходит к выводу, что функциональное назначение территории устанавливается не генеральным планом, как это незаконно указано в оспариваемом постановлении от 25.12.2013 №2666 администрации муниципального образования г. Горячий Ключ, а правилами землепользования и застройки.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что на момент обращения в ноябре 2013 года Тихого М.Ф. с заявлением об изменении вида разрешенного использования правила землепользования и застройки применительно к части территории муниципального образования – город Горячий Ключ, утвержденные решением от 21.03.2014 г. № 295 Советом муниципального образования город Горячий Ключ, приняты не были, то есть функциональное назначение территории, включающей земельный участок Тихого Ф.Г., в ноябре 2013 года установлено не было.
При таких обстоятельствах решение в форме постановления от 25.12.2013 №2666 администрации муниципального образования г. Горячий Ключ «Об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> является незаконным, поскольку вопреки требованиям закона такой отказ незаконно обоснован несоответствием испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка функциональному назначению территории, которое не только не было установлено генеральным планом муниципального образования город Горячий Ключ, но и Правилами землепользования и застройки, которые на момент обращения Тихого Ф.М. еще не были утверждены.
В силу части 2 ст.85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Доказательств того, что спорный земельный участок Тихого Ф.М. находится более чем в одной функциональной зоне и не соответствует генеральному плану МО г. Горячий Ключ суду администрацией муниципального образования г. Горячий Ключ не представлено.
Суд критически относится к доводу представителя администрации МО г. Горячий Ключ о том, что спорный земельный участок входит в функциональную зону, в которой не предусматривается размещения многоквартирной жилой застройки. В нарушение требования части 1 ст.56 ГПК РФ применительно к спорному периоду, когда было принято оспариваемое решение об отказе, представителем администрации МО г. Горячий Ключ не представлены доказательства того, что нахождение участка в функциональной зоне «Территория объектов делового, коммерческого и общественного назначения» не предусматривает возможности размещения многоквартирной жилой застройки.
Из представленных в дело выкопировки из генерального плана МО г. Горячий Ключ относительно земельного участка Тихого Ф.М. и правил землепользования и застройки территории применительно к части территории муниципального образования – город Горячий Ключ, где расположен участок Тихого Ф.М., следует, что указанные градостроительные документы предусматривают возможность размещения в ОД-2: Зона делового, общественного и коммерческого назначения местного значения - многоквартирных жилых домов (секционных, галерейных, коридорных) с максимальным количеством надземных этажей – 8 этажей.
С учетом положений части 2 ст.85 ЗК РФ, допускающей возможность территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового и иных видов использования земельных участков), испрашиваемый Тихим Ф.М. вид разрешенного использования земельного участка соответствует функциональной зоне ОД-2 – территория для размещения объектов делового, общественного и коммерческого назначения, установленной Генеральным планом МО г. Горячий Ключ и не противоречит Генеральному плану муниципального образования г. Горячий Ключ.
Сторонами не оспаривается и материалами дела подтверждается, что Тихим Ф.М. была соблюдена предусмотренная законом на тот период процедура по изменению вида разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка.
Во исполнение требования п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ № 191-ФЗ от 29.12.2004г. «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» были назначены и проведены публичные слушания об изменении вида разрешенного использования земельного участка Тихого Ф.М., так как на тот момент отсутствовали утверждённые Правила землепользования и застройки МО г. Горячий Ключ.
В то же время из части 9 ст.28 Градостроительного кодекса РФ следует, что результаты публичных слушаний не являются обязательными для главы местной администрации при принятии решения отказе в изменении или изменении вида разрешенного использования земельного участка, поскольку глава местной администрации лишь учитывает заключение о результатах публичных при принятии им решения.
Согласно пунктам 1 и 3 ст. 32 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.
В соответствии со ст.40 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» лица, заинтересованные в изменении вида разрешенного использования земельного участка, направляют в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территории которого находится населенный пункт, мотивированное заявление.
В силу пункта 3 части 1 ст.4 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
Из этих норм усматривается, что администрация МО г. Горячий Ключ в лице главы муниципального образования г. Горячий Ключ обладала полномочиями рассматривать вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка Тихого Ф.М.
Из выписок из медицинских карт Тихого Ф.М. от 06.03.2014 и от 09.06.2014г. судом установлено, что в течение срока на оспаривание решения администрации МО г. Горячий Ключ Тихий Ф.М. находился на территории республики Казахстан, где перенес тяжелые заболевания в виде очаговой пневмонии и обострения ишемической болезни сердца. Суд признал указанную причину пропуска срока для оспаривания решения администрации МО г. Горячий Ключ уважительной, объективно исключающей возможность подачи заявления об оспаривании, имевшей место в 3-хмесячный срок после вынесения оспариваемого решения администрацией МО г. Горячий Ключ, в связи с чем на основании и в порядке статей 112 (части 1 и 2) и 256 (часть 2) ГПК РФ восстановил Тихому Ф.М. срок для оспаривания решения администрации МО г. Горячий Ключ об отказе.
В соответствии с частью 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу части 1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным решения (ненормативного правового акта) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению.
Отказ администрации муниципального образования г. Горячий Ключ в изменении вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего Тихому Ф.М. на праве собственности, повлек нарушение права собственности Тихого Ф.М. на земельный участок и необоснованно создал ему препятствия к осуществлению его прав в сфере земельных отношений.
Анализируя вышеизложенное, суд пришел к убеждению, что заявление Тихого Ф. М. об оспаривании решения администрации муниципального образования г. Горячий Ключ является законным и обоснованным, а изложенные в заявлении доводы и обстоятельства объективно нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Заявление Тихого Ф. М. к администрации муниципального образования город Горячий Ключ о признании решения администрации муниципального образования г. Горячий Ключ незаконным, удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края, принятое в форме постановления от 25.12.2013 №«...», об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 3839 кв.м с кадастровым номером №«...» установленного вида «строительство и эксплуатация спортивно-оздоровительного комплекса и общественных объектов обслуживания» на испрашиваемый вид «для размещения многоквартирной жилой застройки со встроенными помещениями общественного назначения», расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края устранить нарушение закона и обязать администрацию муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края в лице главы муниципального образования город Горячий Ключ изменить вид разрешенного использования земельного участка: категория земель - земли населенных пунктов, площадь - 3839 кв.м., кадастровый номер: №«...», расположенного по адресу: <адрес> – с установленного вида «строительство и эксплуатация спортивно-оздоровительного комплекса и общественных объектов обслуживания» на испрашиваемый вид «для размещения среднеэтажной многоквартирной жилой застройки со встроенными помещениями общественного назначения» путем принятия соответствующего ненормативного правового акта в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Горячеключевской городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий