Дело № 2-2891/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Саранск 10 декабря 2018 г.
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
в составе
судьи Ионовой О.Н.,
при секретаре Синдянкиной Е.О.,
с участием:
старшего помощника прокурора Ленинского района г.Саранска Мещеряковой И. М.,
истца Малышевой Н. А.,
истца Малышевой А. В.,
истца Малышевой А. В.,
ответчика Малышева В. Е.,
представителя ответчика адвоката Деминой Т. В., назначенного в порядке статьи 50 ГПК Российской Федерации, действующей на основании ордера №3142 от 10 декабря 2018 г.,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Министерства внутренних дел по Республике Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малышевой Н. А., Малышевой А. В., Малышевой А. В. Малышеву В. Е. о признании утратившим право пользования жилым помещением,
установил,
Малышева Н.А., Малышева А.В., Малышева А.В. обратились в суд с иском к Малышеву В.Е. о признании утратившим право пользования жилым помещением возложении обязанности сняться с регистрационного учета.
В обоснование иска указано, что истцы являются собственниками <адрес>. Более 15 лет ответчик не проживает в указанной квартире, не имеет в ней личных вещей, не несет бремени содержания жилого помещения, не производит оплату коммунальных услуг.
Основывая свои требования на положениях статей 209, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 35 Семейного кодекса Российской Федерации, истцы просят суд:
- признать Малышева В.Е. утратившим право пользования жилым помещением – квартирой, расположенной в <адрес> обязать ответчика сняться с регистрационного учета.
Определением Ленинского районного суда г.Саранска от 25 октября 2018 г. принят отказ истцов Малышевой А.В., Малышевой Н.А., Малышевой А.В. от исковых требований к Малышеву В.Е. о возложении обязанности сняться с регистрационного учета, производство по делу в указанной части прекращено по основаниям абзаца четвертого статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании истцы Малышева Н.А., Малышева А.В., Малышева А.В. исковые требования поддержали по заявленным основаниям, просили удовлетворить их в полном объеме. Дополнительно указали, что в спорной квартире Малышев В.Е. не проживает, с детьми и внучкой не видится и отношений не поддерживает.
В судебное заседание ответчик Малышев В.Е. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежаще судебной повесткой по последнему известному месту жительства.
Направленный в адрес ответчика конверт возвращен в адрес суда с отместкой «истек срок хранения».
Суд приступает к рассмотрению дела на основании статьи 119 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика адвокат Демина Т.В., назначенная в порядке статьи 50 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, против удовлетворения исковых требований возразила.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Министерства внутренних дел по Республике Мордовия не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежаще судебными повестками, о причинах неявки суду не сообщил.
При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, суд рассматривает дело в отсутствие представителя третьего лиц, поскольку им не представлено сведений о причинах неявки.
Выслушав истцов, представителя ответчика, свидетелей, заключение прокурора Мещеряковой И.М., исследовав письменные материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что ответчику Малышеву В.Е. на праве собственности принадлежала 1/4 доля в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>
14 марта 2018г. между истцом Малышевой Н.А. и ответчиком Малышевым В.Е. заключен договор купли-продажи доли квартиры, согласно которому Малышев В.Е. продал Малышевой Н.А., принадлежащую ему 1/4 долю в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> за 550000 руб.
Согласно выписки из ЕГРН собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> являются: Малышева Н.А. 1/2 доля в праве, ФИО3 1/16 доля в праве, Малышева А.В. 1/16 доля вправе, Малышева А.В. 1/4 доля в праве.
Из содержания пункта 18 вышеуказанного договора купли-продажи следует, что Малышев В.Е. обязуется освободить указанную долю квартиры в срок до 30 мая 2018г. и сняться с регистрационного учета по месту регистрации в ней в срок до 30 мая 2018г.
Согласно выписке из домовой книги от 01 декабря 2018 г. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> зарегистрированы: глава семьи Малышева Н.А. с 16 ноября 1999г., дочь Малышева А.В. с ДД.ММ.ГГГГ, внучка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с 04 июля 2008г., дочь - Малышева А.В. с 22 июня 2017г., Бывший муж Малышев В.Е. зарегистрирован с 16 ноября 1999 г. по 26.05.2011г., снялся с регистрационного учета по адресу: <адрес> также был зарегистрирован вновь 21 февраля 2018г.
Согласно свидетельству о рождении Малышевой А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения VIII НИ № 502176 ее отцом является Малышев В.Е., матерью Малышева Н.А.
Согласно свидетельству о рождении Малышевой А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения II НИ № 476041 ее отцом является Малышев В.Е., матерью Малышева Н.А.
Согласно свидетельства о рождении ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ ее матерью является Малышева А.В.
Согласно свидетельству о расторжении брака III-ЖК №567671 от 25 июля 2014г. брак между Малышевым В.Е. и Малышевой Н.А. расторгнут решением мирового судьи судебного участка №2 Ленинского района г.Саранска Республики Мордовия от 16 июля 2004 г.
После расторжения брака истец Малышева Н.А. вместе с детьми и внучкой продолжила проживать в квартире по адресу: <адрес>.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании (статья 288 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
В соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно пункту 1 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно пункту 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
Согласно пункту 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда. При этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию.
В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" так же разъяснено, что по общему правилу, в соответствии с частью 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (часть 1 статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По смыслу частей 1 и 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным. Вопрос о признании лица бывшим членом семьи собственника жилого помещения при возникновении спора решается судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела.
Из пояснений истцов в судебном заседании следует, что ответчик Малышев В.Е. в спорной квартире не проживает более пятнадцати лет, его вещей в квартире нет, с детьми фактически не общается, никаких отношений не поддерживает.
Показания истцов подтверждаются показаниями свидетелей, допрошенных в судебном заседании.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО2 суду пояснила, что она проживает в соседней квартире с истцами, длительное время знает истца Малышеву Н.А., часто бывает у нее в квартире, мужских вещей в квартире никогда не видела. Ответчика Малышева В.Е. видела лишь один раз в 2018, когда он приехал и устроил конфликт.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО1, суду пояснил, что в <адрес> он является председателем домового комитета, Малышева В.Е. никогда в доме не видел, единственный раз видел, что приезжала красная машина, потом от участкового узнал, что приезжал Малышев В.Е., дебоширил, на него Малышевой Н.А. подано заявление в отдел полиции.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО4 суду пояснила, что она является подругой Малышевой А.В., ее отца Малышева В.Е. никогда не видела, со слов подруги Малышевой А.В. он с ними не проживает и не общается.
Не доверять показаниям указанных свидетелей у суда оснований не имеется, поскольку они последовательны, дополняют друг друга и не противоречат иным, имеющимся в деле доказательствам.
Судом установлено, что ответчик длительное время в спорной квартире не проживает, бремя содержания жилого помещения не несет, о чем свидетельствуют представленные истцами квитанции об оплате жилищно-коммунальных услуг, от права собственности на долю в праве общей собственности отказался, продав её истцу Малышевой Н.А.
Кроме того, согласно пункту 18 договора купли-продажи доли квартиры, ответчик сам обязался выписаться из спорного жилого помещения в срок до 30 мая 2018г.
В представленной в суд истцом Малышевой Н.А. копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по части 1 статьи 119 Уголовного кодекса Российской Федерации имеются объяснения Малышева В.Е., согласно которым 14 сентября 2004 г. брак между ним и Малышевой Н.А. расторгнут, при этом он является собственником 1/4 доли квартиры по адресу: <адрес>, однако фактически по данному адресу он не проживает с 19 января 2003г., а лишь иногда приезжал из <адрес>, чтобы забрать свои вещи.
Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что ответчик членом семьи собственников жилого помещения не является, общего хозяйства с ними не ведет, соглашение между сторонами о порядке пользования квартирой отсутствует, от своего права собственности и пользования жилым помещением отказался, регистрация ответчика Малышева В.Е. в принадлежащей истцам на праве собственности квартире нарушает их права как собственников данного жилого помещения.
В силу подпункта «е» пункта 31 Правил регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. №713, судебное решение о признании лица утратившим право пользования жилым помещением является основанием для снятия граждан с регистрационного учета по месту жительства органами регистрационного учета.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Установив фактические обстоятельства и оценив представленные доказательства в соответствии с вышеизложенной правовой позиции, суд признает ответчика Малышева В.Е. утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного кодекса.
Согласно статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Истцом Малышевой Н.А., при подачи искового заявления, по квитанции от 08 октября 2018 г. оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей (л.д. 2,3). При этом уплаченная истцом государственная пошлина в указанном размере соответствует размеру государственной пошлины, предусмотренному подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому с исковых заявлений граждан неимущественного характера взимается государственная пошлина в размере 300 рублей.
Учитывая, что исковые требования удовлетворены, истцу Малышевой Н.А. подлежат возмещению понесенные им расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, которые следует взыскать с ответчика.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истицей требований и по указанным ими основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
решил:
исковые требования Малышевой Н. А., Малышевой А. В., Малышевой А. В. Малышеву В. Е. о признании утратившим право пользования жилым помещением удовлетворить.
Признать Малышева В. Е. утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Взыскать с Малышева В. Е. в пользу Малышевой Н. А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Судья Ленинского районного
суда г. Саранска Республики Мордовия О.Н. Ионова
Мотивированное решение принято 14 декабря 2018 г.
Судья - О.Н. Ионова