Р Е Ш Е Н И Е
31 мая 2017 года Судья Тайшетского городского суда Иркутской области Радионова И.В., с участием представителя заявителя Фещенкова А.С., рассмотрев жалобу ООО «Транспортное» на постановление главного государственного инспектора труда в Иркутской области (по правовым вопросам) Сосновской Н.Г. о привлечении ООО «Транспортное» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением главного государственного инспектора труда в Иркутской области (по правовым вопросам) в Сосновской Н.Г. №7-138-17-ОБ/1390/28/6 от 14.11.2014 г. ООО «Транспортное» было привлечено к административной ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ и назначено административное наказание в размере <данные изъяты>
Указанное постановление ООО «Транспортное» обжалует, просит его отменить, указывая в обоснование, что основанием для привлечения к административной ответственности послужил акт проверки №7-138-17-ОБ/1390/28/2 от 09.02.2017г. Проверка проведена с грубым нарушением п. 6 ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 2008года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»: к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки).
Срок проведения проверки в соответствии с распоряжением – с 01 по 10 февраля 2017 года. Акт проверки датирован 09.02.2017г. Согласно п. 4 ст. 16 выше указанного Закона, акт проверки оформляется непосредственно после её завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
На оформление акта 09.02.2017 г. ООО «Транспортное» не приглашалось.
13.02.2017г. в ООО «Транспортное» поступила телеграмма о приглашении 20.02.2017г. в Государственную инспекцию по труду для ознакомления с фактом проверки, вручения предписания и составления протокола об административном правонарушении.
Весь пакет документов: акт, предписание, протокол и определение поступили одновременно 27.02.2017г.
Как указывает заявитель, проверка проведена с грубыми нарушениями п. 1 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля «: к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статья 10 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.16 ст. 10 указанного закона о проведении внеплановой выездной проверки, юридическое лицо уведомляется органом государственного контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала её проведения любым доступным способом.
Уведомления о проведении проверки не было. 02.02.2017г. по факсу было получено Распоряжение о проведении проверки. При этом как указывалось ранее, начало проверки – 01.02.2017г.
В соответствии с ч.1 ст.20 Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» результаты проверки, проведенного органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене.
Неправильное начисление работнику ежемесячного пособия до 1,5 лет произведено в результате счетной ошибки, поскольку вместо 1-го ребенка расчет был произведен на 2-х детей, что позволяет взыскать с работника излишне выплаченные суммы.
В судебном заседании представитель ООО «Транспортное» Фещенков А.С доводы жалобы поддержал, просил постановление отменить.
Главный государственный инспектор труда в Иркутской области (по правовым вопросам) Сосновская Н.Г. в судебное заседание не явилась, представила в суд ходатайство о рассмотрении жалобы в её отсутствие.
Проверив с учетом требований ч.3 ст.30.6 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему:
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с ч.1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4)обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч.2 ст.26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии со ст. 138 Трудового кодекса РФ общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 процентов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - 50 процентов заработной платы, причитающейся работнику.
Не допускаются удержания из выплат, на которые в соответствии с федеральным законом не обращается взыскание.
Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона №255-ФЗ от 29 декабря 2006 года «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» Суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи). Удержание производится в размере не более 20 процентов суммы, причитающейся застрахованному лицу при каждой последующей выплате пособия, либо его заработной платы. При прекращении выплаты пособия либо заработной платы оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.
В соответствии с ч.6 ст.5.27 КоАП РФ невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ могут быть должностные лица, индивидуальные предприниматели, т.е. лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица.
Субъектом данного правонарушения является юридическое лицо – ООО «Транспортное».
Объектом данного правонарушения являются трудовые, а также связанные с ними общественные отношения.
Объективная сторона правонарушения представляет собой действие или бездействие, состоящие в нарушении трудового законодательства.
В ходе проведения проверки соблюдения трудового законодательства, проведенной в ООО «Транспортное» в связи с рассмотрением обращения Матвеенко М.В. по вопросу неправомерности произведенных удержаний из сумм пособия по уходу за ребенком с ноября 2016 года установлено, что согласно приказу №ТР0000000 от 27.06.2016г. дворнику Матвеенко М.В. предоставлен отпуск по уходу за ребенком с 27.06.2016г. по30.09.2017г. в количестве 461 день.
Из представленных пояснений ООО «Транспортное» Матвеенко М.В. было ошибочно начислено с июня 2016 года пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере 6980,69 руб. Причиной послужило сбой программы. Переплата составила в размере 3432,28 руб. ежемесячно за период с июня 2016 года по октябрь 2016 года.
С ноября 2016 года Матвеенко М.В. начислено пособие по уходу за ребенком в размере 3548,51 руб. Из указанной суммы работнику выплачивается 2048 руб. 41 коп., с учетом удержания суммы переплаты в размере 1500 руб., что составляет 40% удержаний от общей суммы назначенного пособия, что является нарушением п. 1 ст. 138 ТК РФ общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 процентов. Приказ о перерасчете пособия и удержании излишне выплаченных сумм Матвеенко работодателем не издавался.
Работодателем допущено нарушение ст. 15 Федерального закона от 29 декабря 2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытия данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи) Удержание производится в размере не более 20 процентов суммы, причитающейся застрахованному лицу при каждой последующей выплате пособия, либо его заработной платы. При прекращении выплаты пособия либо заработной платы оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.
Исходя из представленных пояснений ООО «Транспортное» причиной ошибочно начисленного и выплаченного пособия по уходу за ребенком послужил сбой программы. Сбой программы не является счетной ошибкой. Согласно письму Федеральной службы по труду и занятости от 1 октября 2012 года №1286-6-1, счетной ошибкой считается арифметическая ошибка, т.е. ошибка, допущенная при проведении арифметических подсчетов. Технические ошибки, совершенные по вине работодателя, счетными не являются.
В соответствии с пунктом 4 статьи 138 ТК РФ не допускается удержание из выплат, на которые в соответствии с Федеральным законом не обращается взыскание.
В связи с выявленными нарушениями трудового законодательства, в отношении юридического лица – ООО «Транспортное» главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Сосновской Н.Г. 20.02.2017г. составлен протокол об административном правонарушении №7-138-17-ОБ/1390/28/4.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 28.02.2017г. главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Сосновской Н.Г. вынесено постановление о назначении административного наказания в отношении ООО «Транспортное» №7-138-17-ОБ/1390/28/6 по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Как следует из предписания главного государственного инспектора труда Сосновской Н.Г. в Иркутской области об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства Российской Федерации от 09 февраля 2017г. №7-138-17-ОБ/1390/28/3 директора ООО «Транспортное» Ковязиной Л.С. предписано устранить нарушения пункта 4 ст. 138 ТК РФ, ст. 15 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», не допускать удержание выплат, на которые в соответствии с Федеральным законом не обращается взыскание. Произвести возврат удержанных в счет переплаты сумм пособия по уходу за ребенком Матвеенко М.В. за ноябрь-декабрь 2016г., января 2017г. в размере <данные изъяты> в срок до 28 февраля 2017 года.
Согласно протокола об административном правонарушении №7-138-17-ОБ/1390/28/4 от 20.02.2017г., при проведении внеплановой проверки трудового законодательства ООО «Транспортное» установлены нарушения: п. 1, п. 4 ст. 138 ТК РФ и ст.15 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности в с вязи с материнством», за что предусмотрена административная ответственность по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.
Постановлением по делу об административном правонарушении №7-138-17-ОБ/1390/28/6 от 28 февраля 2017 года ООО «Транспортное» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Таким образом, факт нарушения ООО «Транспортное» трудового законодательства подтверждается представленными по делу доказательствами. Действия ООО «Транспортное» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении ООО «Транспортное» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленной ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
При привлечении ООО «Транспортное» к административной ответственности должностное лицо правомерно исходило из того, что неправомерные действия (бездействие) юридического лица ООО «Транспортное» повлекли нарушение трудового законодательства.
Смягчающим обстоятельством по делу является то, что юридическое лицо ООО «Транспортное» ранее не привлекалось к административной ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.
Отягчающих обстоятельств по делу не установлено.
Постановление главного государственного инспектора труда в Иркутской области Сосновской Н.Г. вынесено законно и обоснованно, установленные законом основания для его отмены отсутствуют.
Административное наказание, назначенное юридическому лицу ООО «Транспортное» в соответствии с санкцией ч.6 ст.5.27 КоАП РФ в виде административного штрафа, является обоснованным и справедливым, соответствующим требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
Руководствуясь ст., ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление Главного государственного инспектора труда в Иркутской области (по правовым вопросам) Сосновской Н.Г. от 28.02.2017г. о привлечении ООО «Транспортное» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ООО «Транспортное - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в порядке ст.30.12 -30.16 КоАП РФ.
Судья: И.В.Радионова