дело № 2-937/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерацииг. Козьмодемьянск 22 ноября 2016 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Шаховой К.Г., при секретаре судебных заседаний Ерофеевой Н.Н.,
с участием истца Маслова Ю.В., его представителя Казукова С.А., допущенного к участию в деле по ходатайству истца,
представителя ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл Рипановой М.В., действующей на основании доверенности №-мр от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Маслова <данные изъяты> к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) о признании права на досрочную страховую пенсию в связи с работой с тяжелыми условиями труда,
установил:
Маслов Ю.В. обратился в суд с впоследствии уточненным иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) (далее - УПФ в г. Козьмодемьянске) о признании незаконным решения ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Горномарийском районе Республики Марий Эл № от 09 июня 2016 г. в части отказа включить в специальный стаж периоды работы Маслова Ю.В. в должности кузнеца <данные изъяты> Руткинского лесокомбината, а также службы в рядах Советской Армии, возложении на ответчика обязанности включить спорные периоды в специальный стаж и назначить страховую пенсию по старости досрочно с момента обращения в территориальное управление Пенсионного фонда РФ, т.е. с 06 июня 2016 г. В обоснование иска указал, что 06 июня 2016 года он обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с работой с вредными условиями труда. Однако решением пенсионного органа ему отказано в досрочном назначении страховой пенсии из-за отсутствии требуемого специального стажа. В специальный стаж необоснованно не засчитаны периоды его работы с 07 июля 1975 г. по 30 октября 1975 г. в должности <данные изъяты> с 16 января 1978 г. по 28 июля 1978 г. в должности <данные изъяты>, а также период службы в рядах Советской Армии с 17 ноября 1975 г. по 09 ноября 1977 г.
В суде истец Маслов Ю.В. и его представитель Казуков С.А. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении и уточнении к нему, просили полностью удовлетворить.
Представитель ответчика государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл Рипанова М.В., возражая против удовлетворения иска, пояснила, что занимаемая истцом в спорные периоды должность не соответствует Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, при этом документально не подтвержден характер работы истца и его занятость в течение полного рабочего дня. Период службы в армии подлежит включению в специальный стаж при условии продолжительности специального стажа не менее 12 лет 6 месяцев. Ввиду отсутствия у Маслова Ю.В. стажа указанной продолжительности, спорный период службы в рядах Советской Армии включению в льготный стаж не подлежит.
Выслушав объяснения участников, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом. Государственные пенсии и социальные пособия в Российской Федерации устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение устанавливаются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01 января 2015 г.
В части 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 летстраховая пенсия по старости назначается досрочно, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам (пункт 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Судом установлено, что 06 июня 2016 г. Маслов Ю.В. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Горномарийском районе Республике Марий Эл, реорганизованное в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное), с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением начальника Управления Пенсионного фонда от 09 июня 2016 г. № 156381 Маслову Ю.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого специального стажа. По объяснениям представителя ответчика, истцу для назначения пенсии требуется 6 лет 3 месяца льготного стажа, в то время как его специальный стаж составляет 4 года 4 месяца 08 дней.
В специальный стаж не засчитаны периоды работы Маслова Ю.В. кузнецом <данные изъяты> с 07 июля 1975 г. по 30 октября 1975 г., кузнецом <данные изъяты> с 16 января 1978 г. по 28 июля 1978 г., а также период службы в рядах Советской Армии с 17 ноября 1975 г. по 09 ноября 1977 г.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, суд полагает неправомерным отказ ответчика включить спорные периоды в стаж, дающий истцу право на назначение страховой пенсии по старости досрочно.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В пункте 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются Списки № 1 и № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Списком № 1, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, в разделе XI «Металлообработка» предусмотрены кузнецы и молотобойцы на ручной ковке.
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих для рабочих, занятых кузнечными работами по обработке (ковке и штамповке) металла в горячем состоянии, предусматривает четыре профессии: кузнец на молотах и прессах, кузнец ручной ковки, кузнец-штамповщик, кузнец-штамповщик на ротационных машинных, - все эти профессии включены в Список №1 (раздел XI, подраздел 2), в соответствии с которым назначается досрочная страховая пенсия по старости.
Согласно разъяснениям Государственного комитета Совета Министров ССР по вопросам труда и заработной платы от 09 января 1957 г. №1, Списки №1 и № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, должны применяться вне зависимости от ведомственного подчинения предприятий и учреждений, где работали или работают обратившиеся за пенсией рабочие и служащие, профессии или должности которых поименованы в этих Списках по соответствующим производствам и цехам; при применении подразделов 2 «Кузнечно-прессовое производство» раздела XI Списка №1 и раздела XV Списка №2 под кузнечно-прессовым производством следует понимать не только производства, в которых кузнечные и прессовые работы объединены, но и те, в которых такие работы производятся раздельно - только кузнечное или только горячепрессовое производство; к кузнечным производствам следует относить также кузнечно-штамповые, кузнечно-котельные и другие кузнечные производства; кузнецы и молотобойцы, занятые в любом производстве, а также в МТС и совхозах, имеют право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах по Списку №1, если они постоянно заняты на кузнечных работах.
Письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 марта 2004 г. разъяснялось, что если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками №1 и №2, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. №1173 или постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10, а также «малыми Списками», то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 01 января 1992 г. отделение рекомендует засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
В соответствии с абзацем первым статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Аналогичное положение закреплено в пункте 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015.
Из записей в трудовой книжке Маслова Ю.В. видно, что в периоды с 07 июля 1975 г. по 30 октября 1975 г. и 16 января 1978 г. по 28 июля 1978 г. истец работал должности кузнеца в <данные изъяты>
Факт работы истца в 1978 г. в указанной организации подтверждается также архивной справкой № М-51 от 30.10.2012, выданной архивным отделом администрации Горномарийского муниципального района на основании имеющихся в архиве расчетных ведомостей <данные изъяты>
Свидетельством № 12, выданным истцу <данные изъяты> 07 июля 1975 г., подтверждается прохождения Масловым Ю.В. предварительного обучения по профессии, специальности кузнец.
При таких обстоятельствах, учитывая положения приведенных выше разъяснений Госкомтруда СССР от 09 января 1957 года № 1 «О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 Списков № 1 и 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», суд полагает необходимым применить к рассматриваемым правоотношениям Список № 1, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР № 1173 от 22 августа 1956 года, в разделе «Металлообработка» которого поименованы кузнецы и молотобойцы на ручной ковке.
Довод ответчика о недоказанности работы истца в спорные периоды в должности кузнеца ручной ковки судом отклоняется, учитывая, что наличие в Руткинском лесокомбинате кузнечного производства и постоянной занятости в нем истца подтверждается показаниями свидетелей Санина Ю.А. и Поповой Л.С., которые пояснили, что в спорные периоды Маслов Ю.В. полный рабочий день работал в кузнице сначала с отцом, потом после окончания службы истца в армии его отец ушел на пенсию, Маслов Ю.В. работал один.
Исходя из изложенного, спорные периоды работы истца подлежат включению в его специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, как работника, занятого в кузнечном производстве, поскольку из записей в трудовой книжке следует, что в спорные периоды в силу занимаемой должности истец действительно был занят на кузнечных работах.
Доказательств, опровергающих факт постоянной занятости Маслова Ю.В. на кузнечных работах в указанной должности, суду не представлено. При этом о признании работодателем права на льготную пенсию за работниками, замещавшими должность кузнеца в <данные изъяты>, свидетельствуют справки, выданные работодателем Маслову В.Н. от 14 марта 1973 г. № 263, 02 февраля 1973 г. № 142.
Согласно записям в трудовой книжке Маслова Ю.В. в период
с 17 ноября 1975 по 09 ноября 1977 г. истец проходил службу в Советской Армии.
В указанный период времени действовало Постановление Совмина СССР от 03 августа 1972 года № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» абзацем вторым пункта «л» части 109 которого было предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсии по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периоды, указанные в пункте «к» и «л» данного Постановления, в том числе и период службы в составе Вооруженных сил СССР, приравнивались по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении № 2-П от 29 января 2004 г. со ссылкой на Постановление № 8-П от 24 мая 2001 г. и Определение № 320-О от 5 ноября 2002 г. указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Как установлено судом выше, как до призыва на военную службу, так и после ее окончания Маслов Ю.В. выполнял работу, дающую право на назначение досрочной страховой пенсии по Списку № 1.
Таким образом, поскольку период службы истца в армии имел место до установления нового правового регулирования назначения досрочных страховой пенсий, он подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении страховой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права. Иное толкование противоречило бы вышеназванным положениям Конституции Российской Федерации и правовой позиции, изложенной в указанных постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации.
Довод ответчика о необходимости наличия у истца специального стажа продолжительностью 12 лет 6 месяцев для зачета периода службы в армии судом быть принят не может как противоречащий изложенным положениям закона, подлежащим применению к спорным правоотношениям.
При таких обстоятельствах с учетом подлежащих включению в льготный стаж спорных периодов работы на момент обращения истца за назначением досрочной страховой пенсии продолжительность специального страхового стажа Маслова Ю.В. составляла более необходимых 6 лет 3 месяцев, истец достиг возраста 58 лет, его общий страховой стаж составлял 40 лет 06 месяцев 02 дня. Следовательно, истец имел право на досрочное назначение страховой пенсии по старости со дня обращения с заявлением об этом, т.е. с 06 июня 2016 г.
Исходя из изложенного, суд признает решение ответчика в части отказа включить в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости досрочно от 09 июня 2016 г. спорные периоды незаконным, в связи с чем на УПФ в г. Козьмодемьянске следует возложить обязанность включить эти периоды в специальный стаж Маслова Ю.В. и назначить ему страховую пенсию по старости досрочно с 06 июня 2016 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При обращении в суд истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, что подтверждается имеющейся в материалах дела квитанцией от 18 октября 2016 г. Ввиду удовлетворения исковых требований ответчик обязан возместить истцу расходы последнего по уплате госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Маслова <данные изъяты> удовлетворить.
Признать незаконным решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Горномарийском районе Республики Марий Эл № от 09 июня 2016 г. в части отказа включить в специальный стаж периодов работы Маслова <данные изъяты> в должности кузнеца Озеркинского нижнего склада и Волжского осмолозаготовительного участка Руткинского лесокомбината, а также службы в рядах Советской Армии.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы Маслова <данные изъяты> с 07 июля 1975 г. по 30 октября 1975 г. в должности кузнеца <данные изъяты>, с 16 января 1978 г. по 28 июля 1978 г. в должности кузнеца <данные изъяты> участка <данные изъяты>, период службы в рядах Советской Армии с 17 ноября 1975 по 09 ноября 1977 г.
Возложить на государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) обязанность назначить Маслову <данные изъяты> страховую пенсию по старости досрочно с 06 июня 2016 г.
Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) в пользу Маслова <данные изъяты> в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Шахова К.Г.
решение принято в окончательной форме 23 ноября 2016 г.