ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу N 33- 1949/2017
Судья первой инстанции: Благодатная Е.Ю.
15 марта 2017 г. судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: |
Харченко И.А. |
судей: |
Бондарева Р.В., Рошка М.В. |
при секретаре: |
Сухачевой А.А. |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Романика В.О. к Администрации <адрес>, Министерству образования, науки и молодежи Республики ФИО2, третье лицо Департамент городского хозяйства Республики ФИО2, о понуждении предоставить благоустроенное жилье, совершить определенные действия, по апелляционной жалобе представителя Администрации <адрес> на решение Центрального районного суда <адрес> Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ,
заслушав доклад судьи Бондарева Р.В.,
УСТАНОВИЛА:
В сентябре 2016 года прокурор <адрес> в интересах Романика В.О., обратился в суд с иском к Администрации <адрес> о предоставлении Романика В.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования <адрес>. Требования мотивированы тем, что решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Романика В.О. признан ребенком, лишенным родительского попечения, в связи с чем нуждается в жилье.
Решением Центрального районного суда Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ иск прокурора <адрес> удовлетворен частично. На Администрацию <адрес> возложена обязанность предоставить Романика О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение специализированного жилого фонда на территории муниципального образования <адрес>, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта не менее 25 кв. м.
Не согласившись с таким решением суда, представитель Администрации <адрес> подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, указывая на то, что решение принято с нарушением норм материального и процессуального права, а выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Пересматривая дело, судебная коллегия действует в соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы, и оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.
Заслушав судью-докладчика, стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой исходил из того, что истец является сиротой, оставшимся без попечения родителей, поэтому на него распространяется действие Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, считает их правильными и соответствующими закону.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа в Республике ФИО2» установлено, что в Республике ФИО2 обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики ФИО2, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путем сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение, нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Романика В.О. родился ДД.ММ.ГГГГ, в АРК что подтверждается свидетельством о рождении серии 1-АП № (л.д.11).
Согласно решения Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Романика О.Е., 1968 г.р. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего Романика В.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.12).
Решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ № несовершеннолетний Романика В.О. был направлен в государственное учреждение, а также ему было гарантировано жилье в соответствии с действующим законодательством.
ФИО1 проживает в ГБСУ РК «Центр социально-психологической помощи и временного содержания для детей и молодежи» по адресу: <адрес>, ком. 412. Период обучения прекратился ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем он вынужден искать иное жилье.
Согласно уведомления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО2 у Романика В.О. отсутствует имущество (л.д.18).
На основании выписки из постановления Администрации <адрес> Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1 включен в список детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п. 9 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Исходя из вышеизложенного следует, что обязанность по предоставлению жилых помещений вышеуказанной категории лиц возложена на органы местного самоуправления, в данном случае на Администрацию <адрес>.
Следовательно, действующее законодательство не ставит предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимость от каких-либо условий, в том числе от времени исполнения органами опеки и попечительства по месту жительства таких лиц своей обязанности по представлению в уполномоченный орган субъекта списка на очередной год, времени включения в список такого лица, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также от иных условий.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Вопросы финансирования и предоставления субвенций из бюджета субъекта органам местного самоуправления для приобретения жилья указанной категории граждан касаются отношений между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления.
Таким образом, ссылки в апелляционной жалобе, что выделение субвенций из местного бюджета на обеспечение истца жилым помещением осуществляется в соответствии с Порядком расходования субвенций установленного постановлением Совета Министров Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №, и главным распорядителем бюджетных средств является Министерство образования, науки и молодежи Республики ФИО2, который осуществляет предоставление бюджетных средств в пределах субвенций предусмотренных на указанные цели, и утвержденных лимитов, бюджетных обязательств на основании, в порядке и сроки, предусмотренные соглашениями, заключенными между Министерством образования, науки и молодежи Республики ФИО2 и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике ФИО2 на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, а также на основании заявки на перечисление субвенций из бюджета Республики ФИО2 в бюджет муниципального образования, не могут служить основанием для ограничения права Романика В.О. в обеспечении жилым помещением.
Обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств.
В соответствии с ч. 3 ст. 57 ЖК Российской Федерации гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решения органа местного самоуправления.
Таким образом, при принятии решения суд первой инстанции правильно оценил в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства и установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с приведенным выводом суда, не нуждаются в дополнительной проверке, в целом сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении, основаны на ошибочном толковании норм жилищного права.
Нарушений или неправильного применения судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики ФИО2,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда <адрес> Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации <адрес> Республики ФИО2 – без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи: