Решение по делу № 33а-2047/2018 от 16.10.2018

Судья Парамонов С.П.                                          Дело № 33а-2047/2018

Докладчик Бажанов А.О.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе

председательствующего Тамарова Ю.П.,

судей Бажанова А.О. и Михеева О.С.,

при секретаре Ермаковой С.В.

рассмотрела в судебном заседании 13 ноября 2018 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе административного ответчика Администрации городского округа Саранск на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 24 августа 2018 г.

Заслушав доклад судьи Бажанова А.О., судебная коллегия

установила:

Турбаева А.О, Турбаев А.Ю. обратились к Администрации городского округа Саранск с административным исковым заявлением об оспаривании постановления Администрации городского округа Саранск от 3 мая 2018 г. № <№>, об обязании поставить на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, имеющих право на получение в установленном порядке бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения (далее учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях), их семью в составе из пяти человек с момента первоначального обращения.

В обоснование иска указали, что 28 марта 2018 г. Турбаевым А.Ю. подано заявление о принятии его семьи, состоящей из 5 человек (он, супруга - Турбаева А.О., дети - <данные изъяты>., <данные изъяты>., <данные изъяты>.) и имеющей право на получение в установленном порядке бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Его семья проживает в жилом помещении его матери, которая не является членом его семьи. 3 мая 2018 г. постановлением Администрации городского округа Саранск № <№> Турбаеву А.Ю. отказано в удовлетворении его заявления. Считают постановление Администрации городского округа Саранск необоснованным, просят признать его незаконным в части отказа в принятии семьи Турбаева А.Ю. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, возложить обязанность поставить на вышеназванный учет Турбаева А.Ю. с составом семьи, состоящей из 5 человек.

24 августа 2018 г. истцами уточнены административные исковые требования, а именно заявлено требование о возложении на Администрацию городского округа Саранск обязанности поставить на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, Турбаева А.Ю. с составом семьи: Турбаева А.О., <данные изъяты>., <данные изъяты>., <данные изъяты> с 28 марта 2018 г.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 24 августа 2018 г. административные исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе административный ответчик просит указанное решение отменить, поскольку считает его незаконным, необоснованным, принять решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что отсутствие сведений о месте жительства в отношении всех членов семьи Турбаева А.Ю. за последнее 5 лет не позволяет определить нуждаемость семьи в улучшении жилищных условий, а также признать за таким гражданином и членами его семьи право на постановку на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях; постановление Администрации городского округа Саранск от 3 мая 2018 г. № <№> в части отказа Турбаеву А.Ю. в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи из 5 человек соответствует нормам действующего законодательства, оснований для признания его незаконным не имеется; судом первой инстанции разрешен вопрос, относящийся к исключительной компетенции органа местного самоуправления (поставить на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях).

В возражениях на апелляционную жалобу Турбаева А.О, Турбаев А.Ю. просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации городского округа Саранск Кемаева В.Н. просила удовлетворить апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.

Административные истцы Турбаева А.О, Турбаев А.Ю. их представитель Будылин В.А. просили оставить без изменения решение суда первой инстанции.

На основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрев дело в полном объёме, судебная коллегия находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, по основаниям существенного нарушения норм материального права, допущенных судом первой инстанции.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие полномочия административного ответчика на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие порядок и основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Как следует из материалов дела, 28 марта 2018 г. Турбаев А.Ю. обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о принятии его и его семьи на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «молодая семья», «многодетная семья».

3 мая 2018 г. постановлением Администрации городского округа Саранск № 1046, на основании пункта 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, Турбаеву А.Ю. отказано в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, имеющих право на получение в установленном порядке бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, составом семьи из 5 человек, по причине непредставления документов, предусмотренных частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, ссылаясь на положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 г. № 57-З «О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия» (далее Закон № 57-З), пришел к выводу о том, что Турбаевым А.Ю. были представлены все необходимые документы для постановки его семьи составом из 5 человек, на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, а постановление городской администрации в части отказа Турбаеву А.Ю. и членам его семьи в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не соответствует закону и нарушает права административных истцов.

Суд первой инстанции, применив положения статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, указал, что отсутствие сведений о регистрации ребенка Турбаева А.Ю. не может являться основанием для отказа в постановке семьи административного истца на учет, поскольку в силу данной нормы местом жительства несовершеннолетних признается место жительства их родителей.

Судебная коллегия, проанализировав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, считает, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

Согласно пункту 3 части 1, части 3 статьи 7 Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 г. № 57-З «О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия» (далее Закон № 57-З) состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане Российской Федерации, постоянно проживающие и зарегистрированные по месту постоянного жительства на территории муниципального образования Республики Мордовия, признанные уполномоченным органом местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях, категории граждан, которые в соответствии с законодательством Республики Мордовия имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья. Принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по основаниям, предусмотренным статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и (или) в отношении иных (кроме малоимущих) категорий граждан по основаниям, предусмотренным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Республики Мордовия.

В соответствии с положениями статьи 9-2 Закона № 57-З право на предоставление социальной выплаты, указанной в подпункте 1 пункта 1 статьи 9-1 настоящего Закона, имеют признанные в соответствии с настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий) многодетные семьи.

Согласно положениям статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Статьей 11 Закона № 57-З установлено, что в соответствии с настоящим Законом органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа наделяются государственными полномочиями Республики Мордовия по ведению учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, которые в соответствии с законодательством Республики Мордовия имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья (далее - государственные полномочия). Государственными полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи, наделяются администрации муниципальных районов, городского округа (далее - органы местного самоуправления). Порядок ведения учета граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, устанавливается главой 2 настоящего Закона. Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок.

В соответствии с положениями части 2 статьи 8 Закона № 57-З с заявлениями о принятии на учет представляются документы, содержащие сведения о месте проживания за последние 5 лет, на всех членов семьи (копия поквартирной карты или выписка из домовой (поквартирной) книги с архивными данными), за исключением граждан, являющихся гражданами Российской Федерации менее пяти лет.

Согласно части 5 статьи 8 Закона № 57-З решение о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об отказе в принятии на такой учет принимается по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи документов уполномоченным органом местного самоуправления не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об отказе в принятии на такой учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в уполномоченный орган местного самоуправления.

Частью 7 статьи 8 Закона № 57-З установлено, что отказ в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях и порядке, предусмотренных статьей 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Семья Турбаевых является многодетной семьей, которая в соответствии с положениями Закона № 57-З имеет право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья.

Основанием для отказа Администрации городского округа Саранск в постановке семьи Турбаевых на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, послужило непредставление Турбаевым А.Ю. в полном объеме документов, предусмотренных частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно информации о месте регистрации ребенка <данные изъяты>. в период с августа 2016 г. по октябрь 2017 г.

Делая вывод о том, что такой отказ не соответствует положениям нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения, суд первой инстанции не учел, что наличие условий для постановки семьи на учет определяется уполномоченным органом на основании приложенных к заявлению документов, перечисленных в указанной норме.

Несоблюдение административным истцом установленных требований при обращении с заявлением о постановке на учет, а именно непредставление им сведений о месте регистрации ребенка, лишило административный орган возможности установить наличие у Турбаева А.Ю. оснований, предусмотренных Законом № 57-З, для постановки его с составом семьи из 5 человек на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Неверным является и вывод суда первой инстанции со ссылкой на пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При решении вопроса о постановке граждан и их несовершеннолетних детей на учет юридически значимым является не определение места жительства несовершеннолетнего в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, а представление заявителем документов, содержащих сведения о месте проживания за последние 5 лет, на всех членов семьи, с целью соблюдения требований статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Данная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 9 октября 2017 г. № 21-КГ17-17, от 2 апреля 2018 г. № 21-КГ18-2.

В суде апелляционной инстанции Турбаевы пояснили, что они не обращались в суд с заявлением об установлении юридического факта проживания их дочери <данные изъяты> в конкретном жилом помещении в период, относительно которого отсутствуют документы о регистрации несовершеннолетней по месту жительства.

В связи с этим вывод суда первой инстанции о незаконности решения Администрации городского округа Саранск от 3 мая 2018 г. № 1046, ошибочен, т.к. фактически Турбаевым А.Ю. не были представлены административному ответчику в полном объёме документы, перечисленные в части 2 статьи 8 Закона № 57-З, а именно: документ о месте жительства дочери <данные изъяты>. в период с августа 2016 г. по октябрь 2017 г.

С учётом изложенного довод апелляционной жалобы о неправильном применении норм материального права, заслуживает внимания.

При таких обстоятельствах в силу пунктов 1 и 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильным применением норм материального права, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований, т.к. постановление, в обжалуемой части, принято уполномоченным органом местного самоуправления – Администрацией городского округа Саранска, права, свободы и законные интересы административных истцов не нарушены, административным ответчиком соблюдены требования вышеназванных норм Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона № 57-З, нормативных актов, в том числе устанавливающие полномочия Администрации городского округа Саранск на принятие оспариваемого решения, порядок и основания для принятия оспариваемого решения.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 24 августа 2018 г. отменить, принять новое решение, которым административный иск Турбаевой Алены Олеговны и Турбаева Алексея Юрьевича к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным постановления Администрации городского округа Саранск от 3 мая 2018 г. № <№> в части отказа в принятии семьи Турбаева Алексея Юрьевича на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы непосредственно в Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.

Председательствующий                                    Ю.П. Тамаров

судьи                                                А.О. Бажанов

                                                                                              О.С. Михеев

33а-2047/2018

Категория:
Административные
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Турбаев Алексей Юрьевич
Турбаева Алена Олеговна
Ответчики
Администрация городского округа Саранск
Другие
Будылин Валерий Александрович
Суд
Верховный Суд Республики Мордовия
Судья
Бажанов Александр Олегович
13.11.2018[Адм.] Судебное заседание
19.11.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.11.2018[Адм.] Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее